Сценарий Единого урока Памяти, посвящённого трагедии в деревне Ола, для 6-го класса

- 13:20Единый урок

Урок составлен на основе матрицы, предложенной ГУО «Академия образования». Нацелен на формирование понимания ценности человеческой жизни и мира, отрицательного отношения к насилию, осуждение действий, ведущих к гибели людей.

 

Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область

 

Дата проведения: 14 января 2025 года

Целевая установка:

– углубление знаний учащихся об исторических событиях, геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на примере трагических событий в д. Ола́;
– формирование понимания ценности человеческой жизни и мира, отрицательного отношения к насилию, осуждение действий, ведущих к гибели людей.

Оборудование: доска с эпиграфом урока, фотографии мемориального комплекса «Ола», ноутбук, видео и запись звука метронома, LED-свечи, книжная экспозиция «Геноцид белорусского народа».

Эпиграф: «…Нет никаких оправданий политике геноцида, нет ничего важнее жизни человеческой», – А.Г.Лукашенко.

 

Ход урока

Вводный этап

Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня 14 января 2025 года, казалось бы, обычный календарный день, но это не всегда было так. 14 января 1944 года, когда уже некоторые города и сёла Беларуси ликовали в честь освобождения от немецко-фашистских захватчиков, в деревне Ола шло массовое истребление мирного населения оккупантами. Ола – сестра Хатыни. Как часто мы слышим в последнее время выражение: «сестра Хатыни». Так называют деревни и сёла, разделившие участь Хатыни. Деревня Ола по площади приблизительно, как и деревня Хатынь. Но в деревне Ола жителей погибло в 12 раз больше: здесь было сожжено 1758 мирных жителей, из них 200 сельчан преклонного возраста, 100 мужчин,  508 женщин и 950 детей.

Основной этап

Ребята, давайте мы с вами сейчас вернёмся в тот далёкий 1944 год и вспомним, как это было.

Двое подготовленных учеников читают текст.

Ученик 1. Название деревни происходит от названия реки Ола (приток Березины), около которой и было основано поселение. Упоминается в документах 1795 года как населённый пункт Бобруйского уезда Минской губернии, который имел 6 дворов и являлся государственной собственностью. Перед началом Великой Отечественной войны деревня Ола насчитывала 34 двора и 168 жителей. Была оккупирована в конце июля 1941 года.

Зимой 1943–1944 гг. Ола оказалась в прифронтовой зоне. Так как деревня находилась в глухой местности, сюда, спасаясь от немецко-фашистских захватчиков, потянулись жители из соседних деревень: Чирковичи, Здудичи, Ракшин, Рудня, Искра, Дедное современного Светлогорского района и Антоновка, Коротковичи, Плесовичи, Сельное, Мормаль современного Жлобинского района. Всего из 12 окрестных деревень. В основном это были старики, женщины, дети. Они ютились в хатах, землянках, хлевах, т.к. в домах уже не было места. Но никого не выгоняли, каждому находился угол.

Из воспоминаний свидетельницы Татьяны Семёновны Колейчик (жительницы д. Мольча): «Немцы активно применяли на оккупированной территории так называемый принцип коллективной ответственности. Если вблизи деревни погибал хоть один немецкий солдат, то под видом борьбы с партизанами уничтожалась вся деревня от младенцев до стариков». Татьяна Семёновна рассказывает: «Мне помнится Ола. Люди сначала жили почти обычно, немцев не было в деревне. А потом полицаи, наверное, привели…

В конце декабря 1943 г. на мосту через р. Ола кто-то убил, а может, ранил немецкого солдата. Когда немца убили, все жители Олы собрались и пошли в лес, побоялись, что сожгут… Сидели-сидели в лесу, а немцев нет. С 13 на 14 января на ночь собрались и пошли в свои хаты …».

Ученик 2. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, которая насчитывала около 1000 солдат, окружил деревню Ола. Людей загоняли в дома, которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулемётов и автоматов, бросали в огонь живыми.

Из акта, составленного 03.03.1944 г. представителями Красной Армии и уцелевшими свидетелями трагедии: «Рано утром 14 января сего года оцепили вооружёнными солдатами и собаками деревню Ола и сказали, что из деревни никому не выходить, в противном случае, каждый, сделавший попытку выйти из деревни, будет расстрелян. После этого усиленный отряд немцев с собаками стал сгонять всё население в большой сарай на северо-восточной окраине деревни Олы. Всех больных, которые были не в состоянии передвигаться самостоятельно, немцы немедленно пристреливали на месте. После этого стали группами выводить людей и помещать в сараи, обложенные соломой. Заперли и стали обстреливать автоматами и забрасывать гранатами… подожгли. Тех граждан, коим удавалось выскакивать из пламени горящих сараев или выползать в поисках спасения, тех немцы расстреливали и затравливали собаками».

27 января 1944 года на пепелище, оставшееся от Олы, пришли войска Красной Армии. Останки уничтоженных карателями людей похоронили в братской могиле вместе с погибшими советскими солдатами (всего 2253 человека).

Учитель. Даже сейчас тяжело представить все те ужасы, которые творили немецко-фашистские захватчик на нашей земле. Но, к сожалению, это наша история, о которой мы должны помнить.

Я видела, как внимательно вы слушали своих одноклассников, а сейчас давайте вспомним некоторые моменты:

– Какая беда постигла жителей деревни Ола?
– Что вы почувствовали, узнав о трагедии в Оле?
– Почему важно сохранить мир и не допустить войны?
– Что вас больше всего потрясло в трагической истории деревни Ола?
– О чем нынешнему поколению следует помнить?
– Что необходимо делать, чтобы трагические события войны никогда не повторились?  (Ответы учащихся)

Ученик 3.

Мне вновь мерещится под старый Новый год
Как мечется Ола в огне и дыме.
Машины вермахта смертельный хоровод
В лесной глуши опять кружит неумолимо…

Почти две тысячи безвинных земляков
Фашисты в этот день сожгли живыми…
Тот пепел не остыл… Но стынет кровь,
И срока нет, чтобы забыть и стать другими.

Мне вновь мерещится под старый Новый год,
Как мечется Ола в огне и дыме.

 

Учитель. Но в тот «огненный день» некоторым удалось выжить, и только благодаря их воспоминаниям мы можем восстановить достоверно события. Одним из очевидцев тех жутких событий стал Тарас Колеснев. Он был ранен, лежал на снегу, истекая кровью. Послушайте, пожалуйста, что происходило на его глазах. (Учитель читает воспоминания очевидца.) «Низенький толстый фашистский офицер, который стоял метрах в двадцати на небольшой возвышенности, размахнулся и бросил в толпу гранату. Раздался сильный взрыв. А сзади приближалась очередная группа людей. И тут вижу, от них отделяется женщина в фуфайке, большом клетчатом платке и идёт к толстому офицеру. Через переводчика попросила разрешения умереть в своей хате. Это была Аксинья Тимофеевна Курлович, жена бухгалтера колхоза. Её дом, напротив которого стоял офицер, уже начал заниматься огнём. Под дружный хохот фашистов она развернулась и твёрдым шагом пошла к горящему дому. Единственное, что крикнула, – попросила соседку Александру Семёновну Дикун сберечь дочек. Она наивно думала, что фашисты не тронут 110-летнюю старуху и маленьких детей. Следом за Аксиньей Тимофеевной бежал солдат с большим баллоном за спиной и на ходу обрызгивал её бензином. Женщина не обращала на это внимания. Даже немецкие солдаты смотрели на это с удивлением. Офицер достал пистолет, навел на женщину, но выстрелить не успел: на пороге своего дома она вспыхнула факелом и скрылась за дверьми».

– Ребята, как вы относитесь к действиям нацистов?
– Какие эмоции вызвал у вас поступок женщины? (Ответы учащихся)

После Великой Отечественной войны в Олу вернулись родственники погибших и даже пробовали вести хозяйство. Но на выжженной земле ничего не росло. Даже природа чтила память о страшной беде. А как чтят люди память о таких ужасных событиях? И зачем мы помним о них, проводим уроки Памяти? (Ответы учащихся)

В 1982 году умер последний житель Олы. И деревня ушла в забвение.

Как вы, ребята, правильно сказали, память об ужасных событиях человечество чтит в стихах, в фильмах, в граните и камне. На месте сожжённой деревни Ола с 2020 года находится мемориальный комплекс.

Давайте мы с вами совершим виртуальную экскурсию в этот мемориальный комплекс.

https://www.youtube.com/watch?v=h7eZqLxGd78&t=18s

 

Ученик 4.

Нет, ни одной могилы я не вижу, –
и всё ж над нами властвует она,
хоть память отдалю или приближу.
Да, тишина забвения видна.
Идут, плывут иль всё-таки летят? –
как призраки, здесь белые деревья…
Так вот где похоронена деревня!
Ола – двенадцать жертвенных хатыней,
и нам она – для духовысоты.
Мы – совести взыскующая память,
мы – мстительный, да, человечий стыд.
Хоть прошлое уже нельзя исправить,
но будущее нам принадлежит!

Учитель. На территории мемориала высажены деревья – это декоративные яблони с символическим названием сорта «Ола». Московский писатель Сергей Голицын, бывший офицер 48-й армии, побывавший здесь через несколько дней после трагедии, один из своих очерков посвятил этой деревне и назвал его «Яблоневая ветка Белоруссии». Весной 1944-го он возвращался в Олу и среди опустошения увидел яблоню, на которой зацвела маленькая белая веточка. С.Голицын её взял на родину, выходил, вырастил деревце и вернул его обратно в Олу.

Земля из Олы сегодня находится в мемориальном комплексе «Хатынь», в Гомельском областном музее военной славы, а также в крипте Минского Храма-Памятника во имя Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

Заключительный этап

Есть истории, в которые не хочется верить. Так наша психика может защищаться от травмирующих событий, настолько они страшны, а утраты невосполнимы.

Нет на свете ничего ценнее человеческой жизни, и в то же время жизнь эта может оборваться в любую минуту. И Ола – тому правдивое подтверждение. И эти слова созвучны с эпиграфом нашего урока.

Скоро не останется очевидцев событий Великой Отечественной войны. Память о трагических событиях сохранят архивные документы и такие памятные места, как мемориальный комплекс «Ола» – место массовой гибели мирных жителей. Это история нашей страны, которую мы не имеем морального права забыть, должны помнить и знать, чтобы такого больше не повторилось.

А сейчас, ребята, давайте почтим минутой молчания всех погибших во время войны и будем всё делать для того, чтобы над нашей Родиной было только мирное небо.

Минута молчания, метроном (дети держат «горящие» LED-свечи).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий