В материале автор делится опытом использования ортопедического развивающего массажного коврика в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Людмила ГВОЗДОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Дворецкая средняя школа» Дятловского района,
Гродненская область
В последнее время наблюдается значительное увеличение детей с особенностями психофизического развития. Такие дети имеют физические и психические нарушения, которые препятствуют получению качественного полноценного обучения в учреждениях образования.
Категорию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют около 2 % детей из общего количества детей с особенностями психофизического развития. У них наблюдаются комплексные нарушения психического развития: социальная дезадаптация, неспособность к взаимодействию с социумом, к общению. Нарушения затрагивают интеллектуальную, эмоциональную, чувственную, двигательную сферы, а также внимание, мышление, память, речь.
Чаще всего такие нарушения наблюдаются у детей в возрасте до 3-х лет. Их причины различны и многочисленны. Поэтому очень важно при поступлении таких детей в дошкольное учреждение создать специальные условия и базу эффективных методов, приёмов и средств для увеличения уровня результативности образовательного процесса.
Существует огромное множество различных средств для обучения и всестороннего развития ребёнка. На просторах интернета можно найти разнообразные пособия, игры, наглядный материал, имеющие красивый дизайн, выполненные из качественных материалов, привлекающие своей новизной и доступностью.
Одним из таких средств, используемых на занятиях с детьми с расстройством аутистического спектра, является ортопедический развивающий массажный коврик. Он представляет собой массажное изделие, изготовленное из искусственных ярких материалов, имитирующих натуральный покров. Использование его в работе дает положительные результаты.
В процессе работы ребёнка на занятии происходит преодоление нарушений речевого развития. Общаясь с педагогом, ребёнок учится поддерживать зрительный контакт, понимать обращённую речь, словесные инструкции, выполнять определённые задания с пазлами, озвучивать выполняемые действия. Пополняется активный словарный запас, развивается слуховое и зрительное восприятие, устная речь. Уменьшается количество стереотипно повторяющихся слов (эхолалия).
Ребёнок с РАС испытывает трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогом. В работе с ковриком развивается умение ребёнка транслировать положительные эмоции (вокально и в виде улыбки), поддерживать эмоциональный контакт с педагогом, сверстниками, окружающими людьми, развивается умение поддерживать тактильный контакт (дотрагивание во время оказания помощи, разрешение взять за руки, объятия).
Новизна ситуации в ходе работы способствует развитию интереса, преодолению нарушений исследовательского поведения. Конструкция коврика в виде пазлов даёт возможность исследовать каждый пазл в отдельности зрительно, тактильно, меняя порядок соединения в зависимости от понравившегося цвета и выпуклых элементов на нём. Ребёнок исследует поверхности пальцами рук, всем телом, ступнями ног, имея возможность обогатить свои тактильные ощущения. Развивается координация движений рук и ног. Происходит избавление от стереотипных движений и манипуляций с предметами. Развиваются мелкая моторика и умение работать с объёмными деталями (вынуть из коробки, скрепить между собой).
Выстраивание пазлов в форме квадрата или прямоугольника, добавление их к разным сторонам конструкции способствует развитию ориентировки в пространстве относительно себя и направлений в пространстве. Соединение всех элементов формирует целостное восприятие объекта, умение сосредотачивать внимание на чём-то одном. Размеренный темп работы способствует снижению импульсивности и неусидчивости. В процессе работы ребёнок запоминает наиболее значимые моменты: порядок действий, понравившиеся форма и цвет пазлов, испытываемые им тактильные ощущения. Развивается произвольность обучения, интерес к выполняемым действиям, возможность применить имеющиеся умения в другой ситуации (составление картинки из нескольких частей).
В процессе занятия у ребёнка уменьшается нежелание выполнять просьбы педагога. При возникновении затруднений во время выполнения заданий чаще используется совместная деятельность с педагогом и сверстниками, уменьшается агрессивность поведения и время ухода ребёнка из деятельности.
Положительное влияние на укрепление здоровья ребёнка оказывает ходьба по ортопедическому массажному коврику. Ходьба способствует укреплению голеностопа, тренировке мышц тела. Она является профилактикой плоскостопия, активизирует кровоснабжение организма. В процессе ходьбы происходит массаж биологически активных точек на стопе, улучшается функционирование всех внутренних органов. Активизируется мозговая деятельность, которая способствует развитию способностей к обучению.
Ребёнок с расстройствами аутистического спектра не умеет различать опасности окружающего мира. Некоторые ситуации могут вызвать у него непонятный для взрослого человека страх. Поэтому материалы, из которых выполнены пазлы, не представляют угрозы для здоровья ребёнка, гипоаллергенны и не токсичны. У ребёнка не возникает страх от прикосновений к ним (нет острых, колючих поверхностей, комфортные температурные показатели). Поверхность коврика не скользит при ходьбе по нему.
Ребёнок и взрослые члены семьи могут использовать ортопедический развивающий массажный коврик в домашних условиях. Совместные занятия снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги, способствуют развитию положительных эмоций, желания общения и коллективного взаимодействия, положительного психологического климата в семье.