Правописание буквы ь после шипящих. Урок русского языка в 5-м классе

- 13:29II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Содержательное наполнение учебного занятия, выбранные формы организации учебной деятельности, эффективные методы и приёмы при планировании и проведении занятий будут содействовать формированию у учащихся навыков, необходимых для развития, функциональной грамотности, информационно-коммуникационных компетенций, воспитания чувства коллективизма, ответственности за других, поддержки и взаимопомощи.

Татьяна ВЫСОЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Правописание буквы ь после шипящих».

Цель: совершенствование и закрепление навыка правописания ь после шипящих.

Задачи:

– содействовать формированию навыка правильного написания буквы ь после шипящих;

– создать условия для воспитания чувства коллективизма, ответственности за других, поддержки и взаимопомощи, положительного отношения к труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: групповая, парная, индивидуальная.

Обеспечение: чек-лист для подготовки к уроку (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), карточки с заданиями, итоговый тест, презентация к уроку.

 

Ход урока

І Организационно-мотивационный этап

– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке русского языка. При подготовке к сегодняшнему занятию вы посмотрели дома видеофрагмент урока, выполнили задание. Хочу отметить, что, просмотрев ответы, я осталась довольна проделанной вами работой. Вы практически все справились с домашним заданием.

– Сегодня на уроке я предлагаю нам всем вместе пройти очень интересный, а, главное, познавательный квест. Может, кто-то из вас знает значение слова «квест»? (Ответы учащихся)

– Правильно. Квест – это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. Сегодня на уроке мы с вами должны быть очень внимательными, работать дружно, слаженно – и тогда всё у нас получится.

 

ІІ Актуализация знаний учащихся

– Прежде чем приступить к выполнению, я предлагаю вспомнить основной теоретический материал, который понадобится нам в ходе квест-игры.

Посредством наводящих вопросов учащиеся совместно с педагогом восстанавливают алгоритм написания буквы ь после шипящих.

 

ІІІ Совместное целеполагание

– Ребята, как вы думаете, достаточно ли изучить тему, просмотрев видеофрагмент и выполнив одно задание?

– Предлагаю определить цель нашего сегодняшнего урока. (Цель: совершенствование и закрепление навыка правописания буквы ь после шипящих.)

– Перед вами три слова-опоры для постановки задач на уроке: узнаю, научусь, смогу.

– Что мы уже с вами знаем? (Знаем правило написания буквы ь после шипящих.)

– Чему мы научимся на уроке? (Научимся применять правило написания буквы ь после шипящих.)

– Что мы с вами сможем? (К концу урока, ребята, вы сможете выполнить тест.)

 

ІV Учебно-познавательный этап

– Сейчас мы приступаем к выполнению заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву. Все буквы-подсказки вам необходимо внести в рабочие листы.

Задание № 1 (работа в группах).

Учащиеся делятся на шесть групп по четыре человека.

– Ребята, каждой группе необходимо выписать из предложенных слов определённую часть речи, указанную в задании вашей группы.

Помощ…, помоч…, камыш…, горяч…, туч…, врач…, испеч…, хорош…, поможеш…, свеч…, рож…, сделаеш…, разжеч…, доч…, достич…, грач…, свеж…, рощ… .

1-я группа. Выпишите существительные 3-го склонения, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

2-я группа. Выпишите существительные 2-го склонения, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

3-я группа. Выпишите глаголы в неопределённой форме, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

4-я группа. Выпишите существительные 1-го склонения в форме Р.п. мн.ч., подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

5-я группа. Выпишите имена прилагательные в краткой форме, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

6-я группа. Выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.

Проверка правильности выполнения задания (фронтально).

На слайде появляется буква Т, которую учащиеся записывают в рабочий лист.

Ребята, поднимите руки, чья группа выполнила задание без ошибок.

– Чья группа допустила 1-2 ошибки.

– Кто выполнил задание без ошибок, записывает в рабочий лист букву Т.

 

Задание № 2 (индивидуальная работа, работа с текстом).

Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова, решая орфографические задачи.

Помощ…

Чудесен и _____________ выдался денёк сегодня. С самого утра ярко светит солнышко, а на небе совсем нет _________. ________________ на улицу и ____________________ пением птиц.

Маме сегодня нужна моя ________________. Я вместе с мамой буду полоть клумбы. Очень красивые цветы растут на наших клумбах: жёлтый нарцисс, голубая незабудка, разноцветные анютины глазки, белоснежный ________________. На дереве сидит чёрный _____________ и наблюдает за моей работой. Он как будто мне хочет сказать: «Взялся за _________– не говори, что не __________».

Слова для справок: туч…, выйдеш…, хорош…, наслаждаеш…ся, помощ…, грач…, гуж…, ландыш…, дюж… .

После выполнения задания осуществляется взаимопроверка. Дети зачитывают по одному предложению, объясняют орфограммы.

– Ребята, о чём этот текст?

– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о труде?

– Нужна ли нашим родителям, дедушкам, бабушкам помощь?

– Помогаете ли вы своим родителям, дедушкам, бабушкам?

– Ну что ж, вы большие молодцы!

– Ребята, поднимите руки, чья группа выполнила задание без ошибок, чья группа допустила 1-2 ошибки?

– Кто без ошибок выполнил это задание, записывает в рабочие листы букву Р.

 

Задание № 3 (работа в парах).

– Народная мудрость гласит: «Пословица – всем делам помощница». Ребята, перед вами находятся части пословиц. Они перепутаны, ваша задача – собрать пословицы, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы.

Днём раньше посееш…

не вытащиш… рыбку из пруда

Не поклонясь до земли

 не сиди на печи

Не замочив рук ….

и грибка не подымеш…

Взялся за гуж

неделей раньше пожнёш…

Встанеш… пораньше

не умоеш…ся

Хочеш… есть калачи …

шагнёш… подальше

Без труда ….

не говори, что не дюж…

Проверка выполнения задания осуществляется фронтально. Один учащийся выполняет задание у доски.

– Ребята, кто выполнил задание без ошибок, записывает в рабочий лист букву У.

 

V Контроль знаний и умений

– Ребята, наш квест подходит к завершению. Осталось узнать последнюю букву, и мы разгадаем кодовое слово. Вам необходимо самостоятельно выполнить итоговый тест.

Задание № 4. Итоговый тест «Четвёртый лишний»

Выберите правильный вариант ответа.

1. Когда после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

в кратких прилагательных;
в существительных женского рода;
в существительных мужского рода;
в существительных 3-го склонения.

2. Когда после шипящих на конце слова не пишется ь?

в глаголах 2-го л. ед.ч.;
в начальной форме глагола;
в существительных;
в существительных 1-го и 2-го склонения.

3. В каком случае ь пишется во всех словах?

кирпич…, шалаш…;
тиш…, малыш…;
увлеч…, видиш…;
грач…, рож… .

4. Какое слово написано с ошибкой?

дич;
нож;
сторож;
шалаш.

5. В каком случае в слове будет писаться ь?

много груш…;
пять дач…;
нет телепередач…;
озимая рож… .

Во время проверки один учащийся выполняет тест на мультиборде.

– Ребята, кто выполнил тест без ошибок – записывает в рабочем листе букву Д.

 

VІ Подведение итогов

– Вот и подошла к концу наша познавательно-увлекательная квест-игра. Посмотрите на свои рабочие листы: какое слово у нас с вами получилось? Правильно, это слово ТРУД. Почему мы выбрали это слово для работы на уроке? (Ответы учащихся)

– Давайте подберём к каждой заглавной букве глагол в форме 2-го лица ед.ч., который будет характеризовать вашу работу сегодня. Начну я, а вы продолжите: Т – трудишься.

(Возможные ответы учащихся: Т – трудишься, творишь. Р – работаешь, развиваешься. У – учишься. Д – делаешь, достигаешь).

– Ребята, а что ещё объединяет все эти глаголы? Конечно, на конце глаголов после шипящих пишется ь.

– Именно труд помог нам сегодня достичь цели урока и реализовать поставленные задачи.

– Сегодня мы с вами научились применять правило написания буквы ь после шипящих и смогли выполнить итоговый тест.

– Поднимите руки те, у кого получилось всё слово.

– Поднимите руки те, у кого нет одной буквы.

– Поднимите руки те, у кого нет двух букв.

 

VІІ Контрольно-оценочная деятельность

– Учащиеся, которые собрали все буквы кодового слова, а значит, правильно выполнили все задания и были активны на уроке – получают за урок 10 баллов. Кто получил кодовое слово, получает 9 баллов. Учащиеся, у которых на рабочих листах не хватает одной буквы, получают 7 баллов.

– Вы большие молодцы! Успешно выполнили все задания и получили отличный результат. Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за урок!

 

VІІІ Домашнее задание

§ 17, упр. 172.

 

 

Приложение 1

Чек-лист для подготовки к уроку

Ребята, для того, чтобы эффективно и плодотворно работать на уроке русского языка, вам необходимо к нему подготовиться. Для этого вам следует:

1. Внимательно просмотреть видеофрагмент по теме урока «Правописание буквы ь после шипящих»: https://cutt.ly/W6PghqK

2. Выполнить задание: https://goo.su/cGCR

 

Приложение 2

Рабочий лист

№ задания

1

2

3

4

Буква-подсказка

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий