Содержательное наполнение учебного занятия, выбранные формы организации учебной деятельности, эффективные методы и приёмы при планировании и проведении занятий будут содействовать формированию у учащихся навыков, необходимых для развития, функциональной грамотности, информационно-коммуникационных компетенций, воспитания чувства коллективизма, ответственности за других, поддержки и взаимопомощи.
Татьяна ВЫСОЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Правописание буквы ь после шипящих».
Цель: совершенствование и закрепление навыка правописания ь после шипящих.
Задачи:
– содействовать формированию навыка правильного написания буквы ь после шипящих;
– создать условия для воспитания чувства коллективизма, ответственности за других, поддержки и взаимопомощи, положительного отношения к труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: групповая, парная, индивидуальная.
Обеспечение: чек-лист для подготовки к уроку (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), карточки с заданиями, итоговый тест, презентация к уроку.
Ход урока
І Организационно-мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке русского языка. При подготовке к сегодняшнему занятию вы посмотрели дома видеофрагмент урока, выполнили задание. Хочу отметить, что, просмотрев ответы, я осталась довольна проделанной вами работой. Вы практически все справились с домашним заданием.
– Сегодня на уроке я предлагаю нам всем вместе пройти очень интересный, а, главное, познавательный квест. Может, кто-то из вас знает значение слова «квест»? (Ответы учащихся)
– Правильно. Квест – это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. Сегодня на уроке мы с вами должны быть очень внимательными, работать дружно, слаженно – и тогда всё у нас получится.
ІІ Актуализация знаний учащихся
– Прежде чем приступить к выполнению, я предлагаю вспомнить основной теоретический материал, который понадобится нам в ходе квест-игры.
Посредством наводящих вопросов учащиеся совместно с педагогом восстанавливают алгоритм написания буквы ь после шипящих.
ІІІ Совместное целеполагание
– Ребята, как вы думаете, достаточно ли изучить тему, просмотрев видеофрагмент и выполнив одно задание?
– Предлагаю определить цель нашего сегодняшнего урока. (Цель: совершенствование и закрепление навыка правописания буквы ь после шипящих.)
– Перед вами три слова-опоры для постановки задач на уроке: узнаю, научусь, смогу.
– Что мы уже с вами знаем? (Знаем правило написания буквы ь после шипящих.)
– Чему мы научимся на уроке? (Научимся применять правило написания буквы ь после шипящих.)
– Что мы с вами сможем? (К концу урока, ребята, вы сможете выполнить тест.)
ІV Учебно-познавательный этап
– Сейчас мы приступаем к выполнению заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву. Все буквы-подсказки вам необходимо внести в рабочие листы.
Задание № 1 (работа в группах).
Учащиеся делятся на шесть групп по четыре человека.
– Ребята, каждой группе необходимо выписать из предложенных слов определённую часть речи, указанную в задании вашей группы.
Помощ…, помоч…, камыш…, горяч…, туч…, врач…, испеч…, хорош…, поможеш…, свеч…, рож…, сделаеш…, разжеч…, доч…, достич…, грач…, свеж…, рощ… .
1-я группа. Выпишите существительные 3-го склонения, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
2-я группа. Выпишите существительные 2-го склонения, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
3-я группа. Выпишите глаголы в неопределённой форме, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
4-я группа. Выпишите существительные 1-го склонения в форме Р.п. мн.ч., подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
5-я группа. Выпишите имена прилагательные в краткой форме, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
6-я группа. Выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа, подчеркните орфограммы, устно объясните их правописание.
Проверка правильности выполнения задания (фронтально).
На слайде появляется буква Т, которую учащиеся записывают в рабочий лист.
– Ребята, поднимите руки, чья группа выполнила задание без ошибок.
– Чья группа допустила 1-2 ошибки.
– Кто выполнил задание без ошибок, записывает в рабочий лист букву Т.
Задание № 2 (индивидуальная работа, работа с текстом).
Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова, решая орфографические задачи.
Помощ…
Чудесен и _____________ выдался денёк сегодня. С самого утра ярко светит солнышко, а на небе совсем нет _________. ________________ на улицу и ____________________ пением птиц.
Маме сегодня нужна моя ________________. Я вместе с мамой буду полоть клумбы. Очень красивые цветы растут на наших клумбах: жёлтый нарцисс, голубая незабудка, разноцветные анютины глазки, белоснежный ________________. На дереве сидит чёрный _____________ и наблюдает за моей работой. Он как будто мне хочет сказать: «Взялся за _________– не говори, что не __________».
Слова для справок: туч…, выйдеш…, хорош…, наслаждаеш…ся, помощ…, грач…, гуж…, ландыш…, дюж… .
После выполнения задания осуществляется взаимопроверка. Дети зачитывают по одному предложению, объясняют орфограммы.
– Ребята, о чём этот текст?
– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о труде?
– Нужна ли нашим родителям, дедушкам, бабушкам помощь?
– Помогаете ли вы своим родителям, дедушкам, бабушкам?
– Ну что ж, вы большие молодцы!
– Ребята, поднимите руки, чья группа выполнила задание без ошибок, чья группа допустила 1-2 ошибки?
– Кто без ошибок выполнил это задание, записывает в рабочие листы букву Р.
Задание № 3 (работа в парах).
– Народная мудрость гласит: «Пословица – всем делам помощница». Ребята, перед вами находятся части пословиц. Они перепутаны, ваша задача – собрать пословицы, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы.
Днём раньше посееш… |
не вытащиш… рыбку из пруда |
Не поклонясь до земли |
не сиди на печи |
Не замочив рук …. |
и грибка не подымеш… |
Взялся за гуж |
неделей раньше пожнёш… |
Встанеш… пораньше |
не умоеш…ся |
Хочеш… есть калачи … |
шагнёш… подальше |
Без труда …. |
не говори, что не дюж… |
Проверка выполнения задания осуществляется фронтально. Один учащийся выполняет задание у доски.
– Ребята, кто выполнил задание без ошибок, записывает в рабочий лист букву У.
V Контроль знаний и умений
– Ребята, наш квест подходит к завершению. Осталось узнать последнюю букву, и мы разгадаем кодовое слово. Вам необходимо самостоятельно выполнить итоговый тест.
Задание № 4. Итоговый тест «Четвёртый лишний»
Выберите правильный вариант ответа.
1. Когда после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?
в кратких прилагательных;
в существительных женского рода;
в существительных мужского рода;
в существительных 3-го склонения.
2. Когда после шипящих на конце слова не пишется ь?
в глаголах 2-го л. ед.ч.;
в начальной форме глагола;
в существительных;
в существительных 1-го и 2-го склонения.
3. В каком случае ь пишется во всех словах?
кирпич…, шалаш…;
тиш…, малыш…;
увлеч…, видиш…;
грач…, рож… .
4. Какое слово написано с ошибкой?
дич;
нож;
сторож;
шалаш.
5. В каком случае в слове будет писаться ь?
много груш…;
пять дач…;
нет телепередач…;
озимая рож… .
Во время проверки один учащийся выполняет тест на мультиборде.
– Ребята, кто выполнил тест без ошибок – записывает в рабочем листе букву Д.
VІ Подведение итогов
– Вот и подошла к концу наша познавательно-увлекательная квест-игра. Посмотрите на свои рабочие листы: какое слово у нас с вами получилось? Правильно, это слово ТРУД. Почему мы выбрали это слово для работы на уроке? (Ответы учащихся)
– Давайте подберём к каждой заглавной букве глагол в форме 2-го лица ед.ч., который будет характеризовать вашу работу сегодня. Начну я, а вы продолжите: Т – трудишься.
(Возможные ответы учащихся: Т – трудишься, творишь. Р – работаешь, развиваешься. У – учишься. Д – делаешь, достигаешь).
– Ребята, а что ещё объединяет все эти глаголы? Конечно, на конце глаголов после шипящих пишется ь.
– Именно труд помог нам сегодня достичь цели урока и реализовать поставленные задачи.
– Сегодня мы с вами научились применять правило написания буквы ь после шипящих и смогли выполнить итоговый тест.
– Поднимите руки те, у кого получилось всё слово.
– Поднимите руки те, у кого нет одной буквы.
– Поднимите руки те, у кого нет двух букв.
VІІ Контрольно-оценочная деятельность
– Учащиеся, которые собрали все буквы кодового слова, а значит, правильно выполнили все задания и были активны на уроке – получают за урок 10 баллов. Кто получил кодовое слово, получает 9 баллов. Учащиеся, у которых на рабочих листах не хватает одной буквы, получают 7 баллов.
– Вы большие молодцы! Успешно выполнили все задания и получили отличный результат. Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за урок!
VІІІ Домашнее задание
§ 17, упр. 172.
Приложение 1
Чек-лист для подготовки к уроку
Ребята, для того, чтобы эффективно и плодотворно работать на уроке русского языка, вам необходимо к нему подготовиться. Для этого вам следует:
1. Внимательно просмотреть видеофрагмент по теме урока «Правописание буквы ь после шипящих»: https://cutt.ly/W6PghqK
2. Выполнить задание: https://goo.su/cGCR
Приложение 2
Рабочий лист
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Буква-подсказка |
|
|
|
|