Случай в лесу. Пересказ текста. Конспект подгруппового занятия с воспитанниками 5–6 лет

- 14:28КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Развивать умение пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

 

Тема: «Случай в лесу. Пересказ текста».

Задачи:

– развивать умение пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу;
– закреплять умение согласовывать числительное с существительным;
– развивать длительный речевой выдох, дифференцировать короткий/длительный выдох;
– развивать высоту голоса;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
– закреплять умения выполнять задание в микрогруппе.

Оборудование. Мелодия осеннего леса. Засушенные кленовые, дубовые листья. Лесовичок – плоскостная фигурка. Посылка – коробка. Ступеньки плоскостные из цветной бумаги, где нанесены слоги. Ёжик – объёмная игрушка. Белка, волк, медведь, лиса – предметные картинки, разрезанные вертикально и горизонтально на шесть частей. Белка, волк, медведь, лиса – предметные картинки целые. Сказка «Случай в лесу» – аудиозапись. «Живая» мнемотаблица «Случай в лесу». Графический план по сказке «Случай в лесу». Ёж – плоскостная картинка, 4 штуки. Прищепки – по 5 штук на каждого воспитанника. Лист, яблоко, гриб, шишка – плоскостные картинки, по 5 штук. Плоскостная фигура ежика, плоскостная фигура медвежонка, волчонка, белки, лисы. «Фотографии» – тренажёр для развития речевого дыхания. Кленовые листья жёлтого, красного цвета – плоскостные фигурки, изготовленные из фетра.

 

Ход занятия

Учитель-дефектолог. Добрый день, ребята. Как много осенних листьев прилетело к нам сегодня! Возьмите в руки тот листок, который вам больше всего понравился. На обратной стороне листка вы заметили портрет Лесовичка. И настроение у него разное на каждом портрете (удивление, радость, грусть, злость, хитрость). Передайте с помощью мимики то настроение, которое отображено на выбранном вами листике. (Воспитанники стараются изобразить предложенный вариант; тихо звучит мелодия осеннего леса).

Знакомый нам Лесовичок вновь, из осеннего леса, передал для вас очередную посылочку с секретиком. А какой секретик, узнаете, если отгадаете загадку:

Живет зверек в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ежик)

 

Верно. Ёжик в посылке (Достаю из посылки объемную игрушку ежа; ёж будет сопровождать каждое задание, выполняемое воспитанниками; ёж «принёс задания» от Лесовичка).

Ёжик очень смешно и интересно дышит. Повторим за ним?

– Вдох и выдох через рот, произнося звук [ф] (повтор 3–5 раз);
– вдох через нос, выдох через рот толчками двумя равными порциями, произнося звук [ф] (повтор 3–5 раз);
– вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями, произнося звук [ф] (повтор 3–5 раз).

Дети повторяют дыхательные упражнения.

Игра «Прогулка по лесенке»

Наш ежик пошел по лесенке! Он еще и поет!. Ежик поднимается по лесенке и на каждую ступеньку добавляет один слог с разной высотой голоса. Слушай и красиво повторяй:

фа (в)
фа (в)– фо (н)
фа(в) – фо (н) – фу (в)
фа (в) – фо (в) – фу (н) – фы (н)

Какой сильный ветер подул. Он разбросал из посылки картинки. Они перепутаны. Соберёте картинки и узнаете, с кем сегодня еще познакомитесь.

Каждой паре воспитанников предлагаю по две предметных картинки с жителем леса: белкой и волком, медведем и лисой. После того как картинки собраны, каждый воспитанник произносит предложение: «Друзья, познакомьтесь с белкой. Друзья, познакомьтесь с волком. Друзья, познакомьтесь с медведем. Друзья, познакомьтесь с лисой» и картинку животного крепит на доску.

Ребята, о ком пойдет речь сегодня на занятии? (О ежике, белке, волке, медведе и лисе). Верно. Мы будем слушать рассказ про ежика и его друзей: про белку, про волка, про медведя, про лису; отвечать на вопросы; закрепим умения пересказывать текст.

А в посылке еще что-то лежит. Это флешка. Её надо прослушать.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Случай в лесу»

Учитель-дефектолог задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Дети отвечают на них близко к тексту, опираясь на «живую» мнемотаблицу (открываю по щелчку). https://youtu.be/mIbOiNH5tbE

– Что вы прослушали? (Сказку)
– Кто главный герой сказки? (Ёжик)
– Что увидел Ёжик в лесу? (Кленовые листья)
– Что Ёжик сделал с кленовыми листьями? (Надел их на иголки)
– Кого встретил Ёжик? (Волчонка)
– Чем помог Ёжик Волчонку? (Ёжик укрыл Волчонка листьями)

– Что росло вдоль дороги? (Грибы)
– Что Ёжик сделал с грибами? (Нанизал их на иголки)

– Кого встретил на полянке Ёжик? (Медвежонка)
– Что делал Медвежонок на полянке? (Медвежонок искал еду)
– Что сделал Ёжик? (Отдал грибы Медвежонку)
– Где лежали яблоки, когда их заметил Ёжик? (Яблоки лежали под деревом).

– Что Ёжик сделал с яблоками? (Ёжик нацепил яблоки на иголки).
– Кого встретил Ёжик? (Белочку).
– Какая была Белочка? (Белочка была грустная, потому что ей было одиноко и скучно).
– Что сделал Ёжик? (Ёжик угостил Белочку яблоками).
– Кого встретил Ёжик? (Лису).

– Что сказала Лиса? (Ёжик, я тебя съем!)
– Что сделал Ёжик после этого? (Ёжик испугался, свернулся клубком, выставил иголки).
– Кто пришел на помощь Ёжику? (На помощь пришли Волк, Медведь и Белка).

Физминутка «Хитрый ежик»

Хитрый ежик-чудачок 
Сшил колючий пиджачок: 
Сто булавок на груди, 
Сто иголок позади. 
Ходит еж в лесу по травке, 
Натыкает на иголки 
Листья, шишку — всякий плод, 
Что под деревом найдет, 
И с подарочком богатым возвращается к ежатам.

Помогите, ребята, ежику нанизать на иголки подарки для ежат.

Воспитанники, прикрепив на иголки ежика с помощью прищепок нужное количество предложенных предметов, вслух поочередно произносят предложения: «Я прикрепил на иголки пять листьев. Я прикрепил на иголки пять яблок. Я прикрепил на иголки пять грибов. Я прикрепил на иголки пять шишек».

 

Учитель-дефектолог читает текст сказки «Случай в лесу».

Сказка начинается: пошёл Ёжик гулять по лесу. Нашел кленовые листья и надел их на иголки. Встретил Ёжик Волчонка, дрожит Волчонок от холода. Укрыл его Ёжик листьями и побежал дальше.
Увидел Ёжик вдоль дороги грибы и нанизал их на иголки. Встретил он Медвежонка на полянке. Ищет Медвежонок еду, а найти ничего не может. Отдал Ёжик ему грибы и продолжил путь.
Заметил Ёжик под деревом яблоки и нацепил их на иголки. Встретил он Белочку. Грустно Белочке одной в лесу. Угостил ее Ёжик яблоками.
Пошел Ёжик дальше. А навстречу ему идёт лиса. Лиса и говорит: «Ёжик, я тебя съем!». Испугался Ёжик, свернулся в клубок, иголки выставил. Тут и помощь подоспела: выскочили из леса Волк, Медведь, Белка – и прогнали Лису. Вот и сказке конец.

Учитель-дефектолог объясняет детям по ходу чтения текста значение слов: «подоспели» – пришли вовремя. А на доске по ходу чтения вывешивает картинки героев и предметов, упомянутых в тексте (ёж, кленовые листья, волк, грибы, медведь, яблоки, белка, лиса, клубок).

Пересказ двумя воспитанниками текста с опорой на мнемотаблицу и вывешиванием на доске фигурок героев сказки и предметов – «участников».

Пересказ двумя воспитанниками текста по цепочке с опорой на выставленных на доске фигурок героев сказки и предметов –«участников».

Ребята, лесные жители оставили для вас свои фотографии. Интересно, кто спрятался за шторкой? Чтобы это узнать, надо на картинку подуть. Вдох носом, щеки не надуваем, выдох через рот.

 

Ребята, что мы делали на занятии?

Какое задание Лесовичка вам было легко выполнять? Что вызвало затруднения?

Мне и ёжику понравилась ваша работа на занятии. Особенно хорошо справился с такими заданиями (перечисляю задания, называю имена воспитанников). Был не уверен при выполнении заданий (указываю задания, называю имена воспитанников).

Тихо звучит мелодия осеннего леса.

С каким настроением вы покидаете занятие? Если оно у вас хорошее, вы довольны собой, то подарите Лесовичку жёлтый листок. Если вы грустите, вы недовольны своей работой, то подарите ему красный листок. Посмотрите, какой красивый букет из осенних листьев вы составили. Ёжик его обязательно отдаст Лесовичку.

Не грустите, если что-то сегодня не получилось. Завтра обязательно сможете сделать то, на что сегодня не хватило сил. Возьмитесь за руки и подарите свои улыбки друг другу.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий