Автор приводит примеры опорных конспектов и схем, облаков слов, интеллект-карт, которые считает наиболее эффективными и успешно использует в своей практике.
Ольга ЗЕЗЁТКО,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря»,
Гомельская область
1 Информационный блок
1.1 Название темы опыта
«Использование приёмов визуализации для повышения мотивации учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования».
1.2 Актуальность опыта
В современной школе одной из актуальных проблем является формирование мотивации обучения. Как показывает практика, снижается количество учащихся, стремящихся к достижению глубоких и прочных знаний. Информационный поток на уроках математики насыщен. Способ восприятия информации современным подростком изменился. Замечаю, что учащимся сложно сосредоточиться на конкретном задании, воспринимать математические тексты, углубляться в их суть.
Моя практика работы показала, что в преподавании математики существует противоречие между необходимостью работать с большим количеством информации и невозможностью её усвоения без использования приёмов визуализации.
Переход учащихся на II ступень общего среднего образования, период адаптации, увеличение объёма и сложности учебного материала, появление новых учебных предметов – всё это приводит к снижению мотивации к изучению математики. Анализ результатов анкетирования учащихся 5-х классов подтвердил выявленную мною проблему.
Как выстроить процесс обучения математике так, чтобы информация для учащегося стала понятной и нужной? Учителю необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся, пробуждать интерес к предмету.
В условиях цифровизации образования учебную информацию необходимо визуализировать. Применение различных приёмов визуализации на уроках математики активизирует учащихся, возбуждает их внимание, способствует развитию различных форм мыслительной деятельности и более прочному усвоению материала. Визуализация позволяет создавать зрительные ассоциации, демонстрировать свойства объектов, анализировать изучаемый материал.
1.3 Цель опыта
Актуальность опыта способствовала определению его цели. Цель опыта – повышение мотивации учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования посредством использования приёмов визуализации.
1.4 Задачи опыта
1.4.1 Выявить уровень сформированности мотивации учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования путём анкетирования и наблюдения.
1.4.2 Подобрать и применить на практике разнообразные приёмы визуализации информации на уроках математики.
1.4.3 Обосновать эффективность и результативность использования приёмов визуализации для повышения мотивации учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования.
1.5 Длительность работы над опытом
Работа над темой опыта ведётся с 2020/2021 учебного года и продолжается до настоящего времени.
Этапы работы над опытом:
– 1-й этап – подготовительный (выявление уровня сформированности мотивации учащихся посредством анкетирования; анализ научной и учебно-методической литературы);
– 2-й этап – практический (применение на практике приёмов визуализации информации, направленных на повышение мотивации учащихся к изучению математики);
– 3-й этап – обобщающий (обоснование эффективности и результативности использования приёмов визуализации, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования).
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Ведущая идея опыта заключается в том, что использование приёмов визуализации на уроках математики способствует успешному повышению мотивации учащихся к изучению математики. Использование технологии визуализации учебной информации позволяет осуществить переход от пассивного к активному, осознанному восприятию большого объёма учебного материала.
2.2 Описание сути опыта
Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Идея визуализации информации занимала важное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых.
Родоначальником символических структур визуализации можно считать В.Ф.Шаталова. В своей книге «Педагогическая проза» он описывает методику обучения, главным элементом которой являются опорные сигналы, которые должны «…облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения информации» [6, с. 11].
А.К.Маркова, изучая вопросы формирования учебной мотивации в школьном возрасте, пришла к выводу, что учебная деятельность всегда включает в себя несколько мотивов. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, учащихся и общества в целом и проявляются в форме намёков, подсказок, указаний, требований или даже принуждений. Внутренние мотивы – личностное развитие в процессе обучения, действие для других и вместе с другими, познание неизвестного, нового [5, с. 158].
Таким образом, эффективность и результативность учебной деятельности во многом зависят от мотивов, потребностей, которые настраивают учащихся на достижение желаемого результата, в этом и помогает визуализация.
Приёмы визуализации использую при подготовке учащихся к работе, объяснении и закреплении изучаемого материала, применении знаний и способов действий, обобщении и систематизации знаний, их коррекции, организации контроля и самоконтроля знаний, пояснении домашнего задания и проверки его выполнения, проведении рефлексии.
При отборе приёмов визуализации с целью повышения мотивации учащихся к изучению математики для себя выделила ключевые моменты:
— адекватность приёмов визуализации цели и задачам урока;
— приёмы визуализации включают учебный материал по изучаемой теме;
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
— использование приёмов визуализации дозированно, последовательно.
Наиболее эффективными в своей практике считаю использование опорных конспектов и схем, облаков слов, интеллект-карт.
Часто использую такой приём визуализации, как облако слов. Облако слов – это изображение, составленное из слов, цифр и других знаков. Слова в облаке имеют разный цвет и размер в зависимости от частоты появления данного слова в тексте. Применение таких изображений помогает сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися и повышают мотивацию учащихся к изучению математики. Наглядность обеспечивает более высокий уровень усвоения предлагаемого материала. На уроке математики можно визуализировать понятия и термины, теоремы, признаки, свойства, представленные в виде некоторой фигуры.
На этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности в 5-м классе при изучении темы «Степень числа с натуральным показателем» предлагаю учащимся самостоятельно составить задания для устного счёта, используя облако математических терминов, знаков, цифр.
На этапе проверки домашнего задания в 6-м классе при изучении темы «Виды треугольников» в облако собираются термины, ключевые слова по теме и проводится фронтальный опрос.
Данный приём использую для запоминания основных понятий и терминов, правил, алгоритмов, формул. При первичном повторении и закреплении формулировки теоремы, алгоритмы превращаются в облака, чтобы учащиеся не теряли часть нужных слов. Для запоминания формул при изучении темы «Формулы сокращённого умножения» в 7-м классе в облако вписываю формулы – как правильно записанные, так и с ошибками.
Для формулирования темы и цели урока «Решение задач с помощью уравнений» в 5-м классе в облако вводятся ключевые слова к изучаемой теме. Облако слов активно использую при подведении итогов урока, на этапе рефлексии, что способствует повышению мотивации у учащихся к изучению математики.
В своей работе использую такой приём визуализации как интеллект-карта Приложение. Использование данного приёма визуализации позволяет охватить большое количество информации, вовлекает всех учащихся в процесс обучения. Интеллект-карта – это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозге. В литературе используются синонимичные термины: диаграмма связей, ментальная карта, ассоциативная карта. Психологи отмечают, что если в процессе обучения задействовать оба полушария головного мозга, то развитие когнитивных навыков обучающихся будет более эффективным. Учитывая это, Тони Бьюзен использует сочетание древовидного и радиального принципа представления информации и предлагает использовать это при создании интеллект-карты. В своей книге он рассматривает особенности построения интеллект-карт и правила их составления [4, с. 9].
При изучении темы «Угол. Виды углов. Смежные углы. Вертикальные углы» в 7-м классе на этапе проверки домашнего задания учащиеся самостоятельно создают интеллект-карту, работая в парах, используя макет карты.
В 8-м классе при изучении темы «Трапеция. Средняя линия трапеции» учащиеся на этапе первичной проверки понимания изученного материала индивидуально составляют интеллект-карту по готовому макету.
На уроке обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Четырёхугольники» в 8-м классе с помощью интеллект-карты на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащиеся повторяют определения, свойства и признаки четырёхугольников.
Использование интеллект-карт на разных этапах урока повышает мотивацию у учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования.
Практика работы показала эффективность использования опорных конспектов. Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В.Ф.Шаталовым. Опорный конспект – системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Мои наблюдения показали, что опорные конспекты помогают запомнить большой объём теоретического материала, сделать его проще для учащихся.
На уроке в 5-м классе при изучении темы «Признаки делимости» на этапе усвоения новых знаний и способов деятельности совместно с учащимися составляем опорный конспект.
При изучении темы «Высота, медиана и биссектриса треугольника» в 7-м классе на этапе обобщения и систематизации знаний учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект с помощью учебника.
Один из приёмов визуализации, которые я применяю на своих уроках – это опорная схема. Предпочитаю составлять опорные схемы в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Информация, предложенная в такой форме, становится опорой для практической деятельности учащихся, связывает основные звенья учебного материала. Мною отмечено, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках хорошо развивает у учащихся память, мышление, внимание, позволяет сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений и навыков. Уроки становятся эффективнее, если опорные схемы мы составляем вместе с учащимися в начале изучения темы, а затем пользуемся совместным продуктом в течение всего времени изучения учебного материала.
В 6-м классе при изучении тем «Сложение рациональных чисел», «Умножение и деление рациональных чисел» на этапе усвоения новых знаний и способов действий совместно с учащимися составляем опорные схемы.
При изучении темы «Формулы корней квадратного уравнения» в 8-м классе на этапе первичной проверки понимания изученного материала предлагаю учащимся самостоятельно составить опорную схему «Решение квадратного уравнения».
Использование приёмов визуализации помогает правильно организовывать и анализировать информацию, способствует повышению внимания учащегося на уроке, и, как следствие, мотивирует его на изучение математики, развивает его познавательный интерес.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Обоснование эффективности и результативности использования приёмов визуализации, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению математики, включает в себя анализ уровня мотивации учащихся на II ступени общего среднего образования.
Среди учащихся 7-х классов в январе 2022/2023 учебного года было проведено повторное анкетирование по определению уровня мотивации и выявлено следующее: низкий уровень мотивации составил 25% (38%), средний – 36% (40%), высокий – 39% (22%).
Результаты опроса доказывают, что при системном использовании приёмов визуализации на уроках у учащихся повышается мотивация к изучению математики. Они охотно включаются в учебный процесс, проявляют инициативу, самостоятельность, творчески подходят к выполнению заданий, получают положительные эмоции от обучения.
3 Заключение
На основе проделанной мною работы можно сделать вывод, что использование приёмов визуализации на уроках повышает мотивацию учащихся к изучению математики на II ступени общего среднего образования.
Через такие приёмы визуализации, как облако слов, интеллект-карта, опорные схема или конспект большой объём информации становится компактнее, четче и организованнее, что мотивирует учащихся к изучению математики. Визуализация учебного материала не только помогает лучшему усвоению его содержания, но и вносит творческое начало в процесс обучения.
Опыт работы был представлен на заседаниях школьного учебно-методического объединения учителей математики и на педагогическом совете.
Рекомендую этот опыт для использования учителями не только математики, но и других предметов с учётом особенностей их преподавания на всех этапах обучения. Он полезен как для начинающих, так и для опытных педагогов.
Планирую продолжить работу по использованию этого опыта в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования.
Список литературы
1 Инструктивно-методическое письмо министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования». – Мн. : НИО, 2022.
2 Концепция учебного предмета «Математика» / Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.
3 Математика V-XI классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Мн.: НИО, 2019.
4 Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Манн, Иванов и Фербер. – М., 2019. – 113.
5 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
6 Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф.Шаталов. – Архангельск : Сев, – Зап. кн. изд-во, 1990. – 383с.