Содержание лэпбука направлено на гражданско-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников.
Елена КОНОВАЛОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
valeri1971elena@gmail.com
О войне говорить тяжело, но необходимо. Учащимся необходимо знать цену Победы, они должны научиться гордиться теми, кому обязаны своей жизнью, научиться благодарить ветеранов и чтить погибших.
Чтобы расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне я решила изготовить лэпбук «Никто не забыт. Ничто не забыто». Родители учащихся моего класса с радостью согласились мне помочь.
Цель разработки: углубление и расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.
Задачи:
– вызвать у детей интерес к истории Великой Отечественной войны,
накоплению знаний об исторических фактах и явлениях;
– формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны;
– воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны, желание защищать свою Родину.
Ожидаемые результаты использования разработки: в ходе работы с лэпбуком учащиеся дополнят и расширят свои знания о Великой Отечественной войне. Благодаря использованию лэпбука у учащихся закладываются основы гражданственности и патриотизма, происходит приобщение младших школьников к героическому прошлому своего народа.
Лэпбук – тематическая папка –по теме «Никто не забыт. Ничто не забыто»:
– информативен;
– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
– направлен на воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– его структура и содержание доступно учащимся I ступени общего среднего образования;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех учащихся.
В лэпбуке «Никто не забыт. Ничто не забыто» собраны материалы о Великой Отечественной войне для работы на уроке и при проведении внеклассных мероприятий.
Лэпбук включает 11 интерактивных элементов.
1 Мини-книжка «Пионеры-герои».
2 Кармашек с фронтовыми письмами «Фронтовой треугольник».
3 «Открытка ветерану», которую учащиеся могут раскрасить и написать пожелание ветеранам.
4 Вращающиеся круги «Выстави памятные даты» для изучения памятных дат Великой Отечественной войны.
5 Карта «Памятники Великой Отечественной войны Сморгонского района».
6 Кармашек «Их именами названы улицы Сморгони».
7 Карта «Военные действия на территории Беларуси».
8 Съёмные изображения наград и карточки «Награды войны».
9 Книжки-гармошки «Беларусь в огне» с фотографиями городов-героев.
10 «Вещевой мешок солдата» и карточки с изображением предметов.
11 Конструктор «Танк».
Для нас и наших детей Великая Отечественная война – это уже история. Победа обошлась советскому народу дорого – ценой здоровья, молодости и жизни. И в память о подвиге перед человечеством на взрослых лежит ответственность воспитать гордость за свой народ, любовь к Родине. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Материал, представленный в лэпбуке, содействует обогащению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, ее героях, военной технике и оружии, используемых во время войны, боевых действиях, проходивших на территории Беларуси. Посредством лэпбука учащиеся узнают о городах-героях Беларуси, орденах, которыми награждали героев.
Содержание лэпбука направлено на гражданско-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников.
Лэпбук является средством для организации совместной работы педагога и учащихся, а также самостоятельной деятельности младшего школьника.
Тема лэпбука позволяет использовать его во время урока, при подготовке и проведении информационных и классных часов, тематической недели, посвящённой Дню Победы.
Содержание лэпбука
Мини-книжка «Пионеры-герои»
Цель: познакомить учащихся с подвигами пионеров-героев.
Мини-книжка «Пионеры-герои» содержит фото и описание подвигов 11 пионеров-героев: Володи Дубинина, Лёни Голикова, Зины Портновой, Саши Портнова, Гали Комлевой, Вали Котика, Марата Казея, Александра Чекалина, Кости Кравчука, Вали Зенкиной, Саши Колесникова. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят об их героических подвигах, эти дети продолжают жить. Сохранение памяти о защитниках Родины, жертвах Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, уважения к старшему поколению.
Кармашек с фронтовыми письмами «Фронтовой треугольник»
Цель: познакомить учащихся с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.
В кармашке, сшитом из «солдатской» ткани, находится 5 фронтовых писем. Ребята могут познакомиться с ними. Письма отличаются от современных, они написаны солдатами во время Великой Отечественной войны. По форме письма треугольные: отсюда и название «Солдатский треугольник», «Письмо-треугольник». Также ребята смогут попробовать самостоятельно сложить солдатский треугольник.
«Открытка ветерану»
Цель: научить писать поздравление героям войны.
Кармашек содержит поздравительные открытки, выполненные наподобие настоящих открыток. Учащиеся смогут не только написать поздравление ветерану Великой Отечественной войны, но и раскрасить саму открытку. Цветные карандаши находятся рядом в специальном пенале, сделанном своими руками, в военном стиле. Текст поздравления с праздником учащиеся могут написать сами или под руководством учителя.
Вращающиеся круги «Выстави памятные даты» для изучения памятных дат Великой Отечественной войны
Цель: закрепить знания об основных датах Великой Отечественной войны.
Три круга, которые обозначают день, месяц и год. На них находятся три основные даты Великой отечественной войны, которые празднуются в Беларуси. Выставляя дату, учащиеся вспоминают исторические события:
– начало Великой Отечественной войны – 22.06.1945;
– День освобождения Минска от вражеских захватчиков (День Независимости Республики Беларусь) – 03.07.1944;
– День Победы – 09.05.1945.
Карта «Памятники Великой Отечественной войны Сморгонского района»
Цель: познакомить с историей возникновения памятников Великой Отечественной войны Сморгонского района.
Макет карты Сморгонского района, на котором отображены памятники Великой Отечественной войны. Карта имеет стрелки. Направляя стрелку на определенный памятник, который заинтересовал учащегося, в кармашке снизу можно найти подробное описание памятника. На карте представлены следующие памятники: памятник-танк ИС-3 на мемориале, Мемориальный комплекс «Переправа» (город Сморгонь), мемориал советским воинам «Братская могила советских воинов и партизан, погибших при освобождении города Сморгонь в 1944 г.» (город Сморгонь), мемориальная доска в память жертв Сморгонского гетто в годы Великой Отечественной войны (город Сморгонь), Памятный знак на месте лагеря военнопленных (город Сморгонь), Могила неизвестного воина (деревня Кривск Сморгонского района), памятник советским воинам (деревня Боярск Сморгонского района), братская могила двух советских воинов (агрогородок Кушляны Сморгонского района), памятник советским воинам (агрогородок Солы Сморгонского района), памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (деревня Корени Сморгонского района).
Кармашек «Их именами названы улицы Сморгони»
Цель: познакомить с подвигом героев, чьими именами названы улицы родного города.
В каждом белорусском городе есть улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны. Наш город не исключение. В кармашке ребята смогут найти фото героев и познакомиться с участниками войны, именами которых названы улицы Сморгони. Представлены герои: Константин Заслонов, Николай Гастелло, Ази Асланов, Виктория Синкевич, Александр Каминский, Александр Матросов.
Карта «Военные действия»
Цель: познакомить с военными действиями во время Великой Отечественной войны при помощи условных обозначений на карте.
В задании находятся несколько карт военных действий на территории нашей Родины. Одна из них содержит условные обозначения боевых действий в виде стрелок разных цветов. Учащиеся, изучив условные обозначения карты, смогут сами изобразить различные направления боевых военных действий на пустой карте.
Карточки «Награды войны»
Цель: обогатить знания учащихся наградах Великой Отечественной войны.
Наши военные были храбрыми и поступали, как настоящие герои. За подвиги многие награждены орденами и медалями. В задании учащиеся знакомятся с наградами Великой Отечественной войны. Их 10 (5 орденов и 5 медалей). Можно использовать несколько вариантов задания. Ребята могут найти в кармашке описание наград, а также разделить награды на две группы: ордена (орден «Победа», орден Отечественной Войны, орден Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, орден Славы) и медали ( «За отвагу», «За боевые заслуги», «Золотая Звезда Героя Советского Союза», «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»).
Книжки-гармошки «Беларусь в огне» с фотографиями городов-героев
Цель: формировать представление о городах-героях Беларуси во времена Великой Отечественной войны.
В настоящее время два города из героического списка находятся на территории
Беларуси: Минск и Брестская крепость. Книжки-гармошки помогут ребятам увидеть наши города во время Великой Отечественной войны. Фотографии помогут им понять весь ужас и потери, причиненные нашим городам.
Вещевой мешок солдата
Цель: познакомить с личными вещами солдата Великой Отечественной войны.
Материал «Вещевой мешок солдата» даёт возможность обогатить знания учащихся о Великой Отечественной войне и познакомить с личными вещами солдата Второй мировой войны. В кармашке находится 15 предметов, которые использовались солдатами во время Великой Отечественной войны. Представлены бритва, зубная щётка, карандаш, кисет для табака, компас, котелок, ложка, портсигар, портупея, сапёрная лопата, тушёнка, фляжка, нож, котелок, финка.
Конструктор «Танк»
Цель: знакомить учащихся с военной техникой Великой Отечественной войны; познакомить с историей военной техники.
На последней странице лэпбука младшие школьники знакомятся с видами военной техники времен Великой Отечественной войны: танками, самолетами, пушками, самоходными артиллерийскими установками, боевыми машинами реактивной артиллерии, грузовыми автомобилями. Учащиеся имеют возможность самостоятельно собрать танк из деревянных деталей.