Олимпиадные задания по теме “Синтаксис и пунктуация”, 5-й класс

- 11:32Подготовка к олимпиадам

Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русский язык”. 

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

1. Укажите сочетания слов, которые являются словосочетанием.

а) осенний холод; 
б) во дворе;
в) сбежались соседи;
г) серьезно подумать;
д) распахнуть ворота.

2. Укажите номера предложений, в которых перед союзом «и» следует поставить запятую.

1) Река была пуста и жизнь сохранялась только в лесу.
2) Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно испугалась.
3) Бурливая днем горная река присмирела и к ней тихо-тихо подкрался холод.
4) Река точно засыпала и холод старался сковать её льдом сонную.
5) Лиса подползла к самой полынье и улеглась на льду.

3. Разберите по членам предложение из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. Подберите синоним к имени прилагательному.

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

4. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных.

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

5. Выполните синтаксический разбор предложения из повести-сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Объясните лексическое значение прилагательного.

Карло схватил Джузеппе за сизый нос.

6. Выберите из приведенных ниже примеров те, которые являются словосочетанием.

1) гром и стук;
2) распахнулась дверь;
3) влететь в избу;
4) хлынуть ливнем;
5) не сказать ни слова 
6) за водой;
7) куда-то ушёл;
8) не двигаться;
9) умные глаза;
10) около сундука.

7. Составьте и запишите предложения, выражающие просьбу, уместные в следующих ситуациях общения.

а) Вы просите товарища по классу достать книгу с полки.
б) Вы просите учителя ещё раз позаниматься с вами после уроков.
в) Вы предлагаете ребёнку занять освободившееся место в троллейбусе.
г) Вы предлагаете свою помощь старушке, несущей тяжёлую сумку.

Выделите в придуманных вами предложениях грамматическую основу.

8. Перепишите, поставьте знаки препинания, обозначьте и объясните орфограммы на месте пропусков. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Необыкновенным б…гатством осе…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромн…го дер…вца могут быть б…гряными алыми к…ричневыми ч…рными серыми белыми.

9. Укажите неверную схему сложного предложения.

а) [  ], (что).
б) (Когда…), [  ].
в) [Где…], (  ).
г) [  ], [  ].
д) (Который…), [  ].

10. На месте каких цифр нужно поставить знаки препинания в предложении, чтобы было ясно, что на вокзале автор встретил трех человек.

На вокзале я встретил мать (1) сестру (2) моего товарища (3) брата (4) школьного учителя

а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 3.

11. Найдите «лишнее» предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Засмеялась девочка и отправилась на поиски брата.
б) Пришло время и всё изменилось.
в) Легкие снежинки медленно и грациозно кружатся и ложатся на землю.

12. Устраните двусмысленность фразы.

Брат стоял около телёнка, который щипал траву и гладил его.

13. Из приведённых ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте в них главное слово.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, слово в слово, упорно учиться.

14. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Постройте схемы рядом с указанными предложениями.

1. Сказка нужна всем и взрослым и детям.
2. Я любуюсь звёздами когда они блестят в небе.
3. Не забудьте ребята подготовиться к олимпиаде по русскому языку и литературе сказала Нина Ивановна.
4. Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

15. 1) Прочитайте текст. 2) Выпишите из него пять именных и пять глагольных словосочетаний, распределив их по двум столбикам. Укажите главные слова. 3) Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения. Над каждым словом надпишите часть речи, укажите падеж именных частей речи. Постройте схему, объясняющую пунктуацию в данном предложении.

Осенним ясным утром старый огородник услышал возле дома песню скворца. Забавная песня! То в ней слышится звучная флейта иволги, то щебетание ласточки, то серебряная трель жаворонкасн. Всё, что подслушал, всё, что запомнил – скрип телеги, щёлканье пастушьего кнута, – всё перенял скворец и вплёл в свою песню. А порой повторяет певец и чужие, незнакомые нам звуки, которые запомнил он на зимовке в Африке.

16. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания. С помощью схем объясните их постановку.

1. Солнце скрылось за облака и на пашню легла тень.
2. Горожанин уезжает за город когда выпадает свободный день.
3. Жёлуди излюбленная пища соек.
4. Поплавок качался осторожно ёрзал по воде дрожал но не утонул.

17. На каждую схему составьте по одному распространённому предложению. Подчеркните в них грамматические основы и члены предложения, указанные в схемах.

18. Выпишите те предложения, строение которых соответствует схеме: [ ], ( ). Расставьте знаки препинания. Как называются эти предложения?

1. С земли еще не сошел снег а в душу уже просится весна.
2. Неяркая молния сиганула в теплую мглу и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
3. Я давно заметил что в заливных лугах местами среди трав тянется вдруг лента одинаковых цветов.
4. Он хорошо знал как чудесно поют тетерева на заре.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий