В ходе нерегламентированной деятельности воспитанников «Врач спешит на помощь» наблюдается высокий уровень познавательной активности детей от 3 до 4 лет по отношению к труду и профессиям взрослых, назначению и использованию предметов, инструментов, орудий труда.
Татьяна ЛИСОВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 18 г. Лиды»,
Гродненская область
detsad18@edu-lida.gov.by
Реализация образовательного процесса по формированию представлений о разных профессиях людей у детей (от 3 до 4 лет) во второй младшей группе успешно осуществляется в нерегламентированной деятельности воспитанников. В ходе ее педагог использует разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: беседа, художественное слово, дидактическая игра, экскурсия, решение проблемно-игровой ситуации, сюжетно-отобразительная игра.
Эффективные приемы и методы позволяют провести знакомство с трудом взрослых как в естественных условиях (например, в ходе экскурсии в медицинский кабинет), так и в игровой ситуации (дидактическая игра «Кому что нужно», сюжетно-отобразительная игра «Врач спешит на помощь»).
В ходе нерегламентированной деятельности воспитанников «Врач спешит на помощь» наблюдается высокий уровень познавательной активности детей от 3 до 4 лет по отношению к труду и профессиям взрослых, назначению и использованию предметов, инструментов, орудий труда.
Цель: развитие интереса к труду взрослых, умения узнавать и называть людей разных профессий, выделять функции и назначения орудий их труда;
Задачи:
– развитие умений рассказывать о профессии врача (медицинской сестры);
– учить соблюдать правила безопасного поведения (принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители);
– формирование представления ролевого поведения (вступать и поддерживать ролевой диалог со сверстниками и педагогом);
– воспитание доброжелательного отношения к окружающим взрослым
Материал: картинки с изображением «профессий» взрослых (повар, врач, милиционер, шофер, пожарный); материал к дидактической игре «Кому что нужно», оборудование к сюжетно-отобразительной игре «Врач спешит на помощь» (куклы, белые халаты, набор игрушечных медицинских инструментов, аудиозапись)
Ход занятия
Педагог расставляет картинки с изображением людей разных профессий и просит детей отгадать загадки.
Загадки о профессиях взрослых
Это кто же он такой?
Вкусной радует едой,
Каши и супы нам варит,
Что-то тушит, парит, жарит,
Может пироги испечь,
И о ком ведется речь? (Повар)
В красивой форме с кобурой
Ходит по улицам герой.
Обиженного защитит,
На зов сейчас же прибежит (Милиционер)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней!
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет ……. (Врач)
Смел огонь, но они – смелее!
Огонь – силен, но они – сильнее!
Их огнем не испугать!
Им к огню не привыкать? (Пожарные)
Я в машине за рулём,
Утром вечером и днем,
Вместе с мамами ребят
Отвожу я в детский сад!
Вот включаю я мотор,
Эй, поехали, … (шофер)
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: развитие умений различать и называть профессии взрослых на картинке по особенностям внешнего вида людей (повар, врач, шофер, милиционер, пожарный), выбирать предметы (орудия труда, инструменты), необходимые для работы людям разных профессий, использовать в своей речи названия предметов (орудий труда, инструментов), нужных для работы людям разных профессий; воспитание интереса к трудовой деятельности людей.
Оборудование: цветные макеты (для повара – желтый, для врача – белый, для шофера – фиолетовый, для милиционера – красный, для пожарного – синий); картинки с изображением людей разных профессий (повар, врач, шофер, милиционер, пожарный); картинки с изображением предметов (орудий труда, инструментов), нужных для работы людям разных профессий): кастрюля, черпак, сковорода, миксер – для повара; термометр, фонендоскоп, вата, бинт, шприц – для врача; набор ключей, молоток, отвертка – для шофера; сотовый телефон, жезл, фонарик, бронемашина для милиционера; пожарный автомобиль, топор пожарный, лопата пожарная, огнетушитель – для пожарного.
Вариант 1.
В игре принимают участие от 2 до 5 детей. Дети выбирают цветные макеты с изображением человека любой профессии (повара, врача, шофера, милиционера, пожарного). Взрослый спрашивает: кто изображен на картинке? Как ты догадался, что это повар (врач, шофер, милиционер, пожарный)? Обращает внимание ребенка на спецодежду людей разных профессий, обращает внимание на отличительные особенности.
Затем педагог предлагает найти, выбрать и разложить картинки на цветном макете тех предметов (орудий труда, инструментов), которые необходимы для работы повару (врачу, шоферу, милиционеру, пожарному)
Выигрывает тот ребенок, который быстрее всего найдет, разложит и правильно назовет предметы (орудия труда, инструменты), необходимые для работы людям разных профессий.
Вариант 2.
В игре принимает участие от 2 до 5 детей. Педагог раздает детям цветные макеты, на каждом из которых, размещены картинки с изображением предметов (орудий труда, инструментов), необходимых для работы людям разных профессий.
Ребенок рассматривает картинки, называет эти предметы (орудия труда, инструменты) и отгадывает профессию взрослых.
Выигрывает тот ребенок, который быстрее всего отгадает и правильно назовет профессию взрослого.
Рассматривание картинки врача
Беседа
– Где работает врач? (В больнице, в поликлинике)
– Что делает врач? (Лечит людей)
– Какую специальную одежду носит врач? (Халат, шапочка)
– Какой значок имеется на шапочке у врача? Кто видел такой значок?
– Какие инструменты (предметы) нужны врачу? (Пинцет, шпатель, фонендоскоп и другие)
– Кто помогает врачу в работе? (Медицинская сестра)
Экскурсия в медицинский кабинет
Цель: развитие интереса к труду взрослых, формирование представлений об инструментах, необходимых для работы в медицинском кабинете (термометр, шпатель, пинцет, фонендоскоп, бинт и другие), воспитание доброжелательного отношения к окружающим взрослым
Беседа (знакомство с медицинской сестрой)
– Кто работает в медицинском кабинете?
– Как зовут нашу медицинскую сестру?
– Что есть в медицинском кабинете? (Мебель, предметы гигиены, лекарственные средства, специальное оборудование: весы, ростомер)
Педагог предлагает детям рассмотреть, назвать оборудование (инструменты, предметы), которое находится в медицинском кабинете.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение….»
Цель: развитие умений узнавать, называть медицинские инструменты (предметы, оборудование) и их назначение.
Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение.
– Термометр нужен для того, чтобы ……. (измерить температуру тела)
– Шпатель нужен для того, чтобы… (проверить горло)
– Фонендоскоп нужен для того, чтобы… (слушать у человека дыхание)
– Бинт нужен для того, чтобы …… (забинтовать рану)
– Ростомер нужен для того, чтобы … (измерить рост)
– Весы нужны для того, чтобы…… (измерить вес)
Беседа «О правилах безопасного поведения с лекарствами»
Цель: формирование представлений о правилах безопасного поведения (принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться).
Педагог предлагает детям рассмотреть лекарственные средства (таблетки), которые находятся в медицинском шкафу, спрашивает:
– Для чего нужны лекарства, таблетки?
– Кто назначает больному принимать лекарство (таблетки)?
– Почему детям нельзя брать лекарство (таблетки) без назначения врача и без взрослых?
Сюжетно-отобразительная игра «Врач спешит на помощь»
Педагог разыгрывает проблемно-игровую ситуацию: кукла плачет, у неё болит рука? (Кукла плачет, у неё болит голова? Кукла плачет, у нее болит живот). Педагог спрашивает у детей, что случилось с куклой? Что надо сделать, чтобы кукла не плакала? Как врач может помочь кукле? Как можно измерить температуру? Как надо обработать рану на руке? Для чего нужны таблетки? Почему нельзя принимать лекарства без назначения врача?
(Педагог берет на себя роль врача и «лечит» куклу. Затем предлагает ребенку взять на себя роль врача. Кукла перестала плакать, благодарит за помощь.)
Рефлексия
Что вам понравилось на занятии?
Воспитатель и дети стоят в кругу. Дети передают мяч друг другу со словами: «На занятии мне понравилось…, а что понравилось тебе?»
Всем спасибо за занятие. Вы молодцы.