Среди универсальных педагогических технологий, позволяющих совмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современном образовании, выделяют игровое моделирование, которое содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Моделирование игровых обучающих ситуаций является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасного поведения и организацией деятельности по их применению.
Елена ЖОВНЕРЕВИЧ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Михановичский детский сад № 1» Минского района,
Минская область
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
Задача педагога – научить детей осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Для достижения результатов в этом направлении, детям недостаточно только теоретических знаний, они должны уметь применять их на практике. Формирование и развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью приобретения ими опыта безопасного поведения.
Наблюдения за поведением детей в быту, на улице, их общением со сверстниками и взрослыми, показывают, что дети знают о необходимости соблюдать правила безопасного поведения, но в реальной жизни они их применяют крайне редко, соблюдают правила только при напоминании взрослого. Имеются затруднения в анализе и прогнозировании событий. Достижение желаемых образовательных результатов требует внедрения в образовательный процесс нового (для конкретной ситуации) педагогического средства.
Одним из главных направлений современной дидактики является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском путей и средств, активизирующих развитие дошкольников. Среди универсальных педагогических технологий, позволяющих совмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современном образовании, выделяют игровое моделирование, которое содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Моделирование игровых обучающих ситуаций является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасного поведения и организацией деятельности по их применению. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
Глава 1 Ребенок и другие люди
1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
1.2 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
1.3 Ребенок и другие дети, в том числе подростки
1.4 Если «чужой» приходит в дом
1.5 Если ты потерялся
Правила
Глава 2 Ребенок и природа
2.1 Ядовитые растения
2.2 Контакты с животными
2.3 Мы пришли на водоём
2.4 Неблагоприятные погодные явления
Правила
Глава 3 Ребенок дома
3.1 Бытовая химия, лекарства
3.2 Опасные бытовые предметы
3.3 Открытое окно, балкон как источники опасности
3.4 Экстремальные ситуации в быту
3.5 Правила оказания первой помощи
Правила
Глава 4 Ребенок и дорога
4.1 Школа светофорных наук: «Зебра», светофор, дорожные знаки
4.2 Правила езды на велосипеде, роликах, самокатах.
4.3 Правила поведения в транспорте
Правила
Глава 5 Ребенок и огонь
5.1 Электроприборы
5.2 Дым, возгорание в помещении
5.3 Вызов специальных служб
Правила
Глава 1 Ребенок и другие люди
1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, необходимо учитывать, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.
Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно показать детям о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Необходимо объяснить, что в минуты опасности нужно действовать решительно (кричать, кусаться, врать).
Формирование навыков личной безопасности у ребёнка должно сопровождаться чувством меры. Следует использовать и положительные примеры, чтобы не запугать ребёнка и вместе с тем научить его правильному поведению в экстремальных ситуациях.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Во дворе к ребенку, играющему с мыльными пузырями отдельно от детей, подходит старушка и говорит: «Мальчик! Я живу в соседнем дворе. Мой котенок залез на дерево. Помоги мне, пожалуйста, снять его оттуда». Мальчик, увидев расстроенное лицо старушки, хотел было пойти с ней, но вспомнил наставление мамы и ответил, что ему нельзя уходить со своего двора без разрешения. Старушка продолжила уговаривать мальчика, говорить, что это не далеко, и он быстро сможет вернуться назад. Мальчик не стал больше разговаривать и побежал играть к детям.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми, о случаях несовпадения приятной внешности и добрых намерений;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: старушка, мальчик.
Игровой материал и оборудование: модель двора (игровой площадки), мыльные пузыри.
Вопросы:
1 Кто подошёл к играющему во дворе мальчику?
2 О чём старушка попросила мальчика?
3 Почему вначале мальчик решил откликнуться на просьбу старушки?
4 Почему мальчик всё же не согласился помочь старушке?
5 Правильно ли поступил мальчик?
6 Какие ещё правильные варианты ответов у мальчика могли быть?
7 Что могло случиться, если бы мальчик согласился пойти со старушкой?
Ситуация № 2
Девочка играет во дворе с куклой. Мимо проходит красивая девушка и просит девочку показать дорогу к магазину. Девочка говорит: «Пройдите прямо, а за следующим домом поверните налево и увидите магазин». Но девушка отвечает, что ей не понятен путь и просит провести её, а за это она купит конфету. Девочка соглашается. По пути встречает старшего брата, который интересуется, куда идёт сестра. Девушка внезапно говорит, что найдёт дорогу сама и уходит.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми, о случаях несовпадения приятной внешности и добрых намерений;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми, когда они проявляют повышенный интерес, пытаясь увести за собой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девушка, девочка, старший брат.
Игровой материал и оборудование: модель двора, кукла, коляска.
Вопросы:
1 Кто попросил девочку о помощи?
2 С какой просьбой незнакомая девушка обратилась к девочке?
3 Как поступила девочка?
4 Правильно ли она сделала?
5 Как должна была поступить девочка, что сказать?
6 Что могло случиться с девочкой, если бы она не встретила брата и пошла с незнакомой девушкой?
Ситуация № 3
Мальчик во дворе играет с машинками. Молодой парень проезжает мимо, останавливается и заводит разговор с мальчиком: «Привет! Как тебя зовут? Какие у тебя классные машины!». Видя, что мальчику понравилось, как оценили его игрушки, незнакомый парень приветливо приглашает его покататься на своей машине: «А смотри, какая у меня машина! Нравиться? Садись, я тебя вокруг дома прокачу! Хочешь, руль покрутишь? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!». Но мальчик, ответил, что не хочет, взял игрушки и пошёл домой.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми, о случаях несовпадения приятной внешности и добрых намерений;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми, когда они проявляют повышенный интерес, пытаясь увести за собой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, молодой парень.
Игровой материал и оборудование: модель двора (игровой площадки), мыльные пузыри, макет машины.
Вопросы:
1 Кто заинтересовался мальчиком и его игрушками?
2 Что предложил незнакомый парень?
3 Сел ли мальчик к нему в машину? Почему?
4 Что можно было ещё сказать парню в машине, чтобы он уехал?
5 Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми? Почему?
Ситуация № 4
Девочка с игровой площадки идёт домой. Возле подъезда встречает незнакомца. Незнакомец говорит: «Девочка! Покажи мне, пожалуйста, где находится аптека. Проводи меня туда. У меня что-то сердце разболелось». Девочка пожалела незнакомца и решила его проводить. В это время с подъезда вышла соседка со своей собакой на прогулку. Собака подбежала к девочке, и ребёнок стал её гладить. После девочка опомнилась, что обещала провести незнакомца в аптеку, но поднявшись, его не увидела рядом.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми, о случаях несовпадения приятной внешности и добрых намерений;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми, когда они проявляют повышенный интерес, пытаясь увести за собой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девочка, незнакомец, соседка, собака.
Игровой материал и оборудование: модель дома, кукла, коляска.
Вопросы:
1 Где девочка встретила незнакомца?
2 О какой помощи попросил незнакомец?
3 Почему девочка не проводила незнакомца в аптеку?
4 Как вы думаете, почему ушёл незнакомец?
5 Какие взрослые, на ваш взгляд, могут заслуживать доверия у детей?
6 Почему вы так думаете?
1.2 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».
Цель педагога – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Для профилактики невротических реакций и появления страхов можно использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным концом.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Однажды мама зашла в магазин, а девочка осталась ждать её на улице одна. К ней подошёл незнакомец. Он предложил сладости и пригласил с ним погулять по парку около магазина. Девочка отказалась, и хотела зайти в магазин, но он крепко схватил её за руку. Ей стало страшно, она заплакала и громко позвала маму. На крик выбежала мама, а незнакомец быстро ушёл. Девочка всё рассказала маме, и она её похвалила.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми, когда они проявляют повышенный интерес, пытаясь увести за собой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мама, девочка, незнакомец.
Игровой материал и оборудование: модель магазина, сладости.
Вопросы:
1 Где девочка ждала маму?
2 Что ей предложил подошедший незнакомец?
3 Можно у незнакомца брать сладости? А почему?
4 Что сделала девочка, когда её схватил незнакомец за руку?
5 Что сделал незнакомец, когда девочка закричала?
6 Почему убежал незнакомец?
7 Почему мама похвалила девочку?
8 Что надо сделать, когда вас берёт за руку незнакомец?
Ситуация № 2
Мальчик играет с другом в мяч на детской площадке. К ним подходит незнакомец и говорит: «Здравствуй, я друг твоих родителей. Родители позвонили мне и сказали, что твоей маме стало плохо, и они поехали в больницу. А меня попросили привезти тебя к ним. Садись в машину, поехали быстрее!». Но мальчик не растерялся, а сразу достал свой мобильный телефон и начал звонить маме. Видя это, незнакомец поспешил уйти.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми людьми, когда они проявляют повышенный интерес, пытаясь увести за собой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, друг мальчика, незнакомец.
Игровой материал и оборудование: модель игровой площадки, мяч, макет машины.
Вопросы:
1 Где играли дети?
2 Что сказал подошедший к ним незнакомец?
3 Что сделал мальчик?
4 Правильно ли он поступил?
5 Могли ли ваши родители уехать и ничего вам не сказать?
6 Что надо сказать или сделать в такой ситуации, не имея с собой мобильного телефона?
7 Можно ли верить словам незнакомцев?
1.3 Ребенок и другие дети, в том числе подростки
Необходимо рассказать детям, что бывают ситуации, когда, не имея злого умысла, друзья могут навредить, вовлечь в небезопасную игру. Объяснить, что не всегда надо брать пример со своего старшего друга, совершать то, что он говорит или делает. Можно попасть в очень опасное положение. Если ребёнок чувствует, что знакомый или старшеклассник пытается вовлечь в опасную ситуацию, следует твёрдо сказать «Нет». Даже если обзовут трусом, знать, что жизнь и безопасность важнее всего.
Выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в случаях, когда угрожают или требуют что-то сделать старшие ребята.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик играет во дворе. К нему подходит старшеклассник и спрашивает:
– Мальчик, у тебя есть телефон?
– Да.
– Дай мне, пожалуйста, свой телефон. Надо позвонить другу.
Мальчик достаёт из кармана телефон и даёт незнакомому старшекласснику. Старшеклассник забирает телефон и убегает.
Задачи:
– формировать умения организовывать взаимодействие со старшими детьми;
– развивать умения применять правила безопасного общения с незнакомыми подростками;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, старшеклассник.
Игровой материал и оборудование: модель двора, телефон.
Вопросы:
1 Кто подошёл во дворе к мальчику?
2 Что старшеклассник попросил у мальчика?
3 Зачем старшекласснику понадобился телефон мальчика?
4 Что сделал мальчик?
5 Вернул ли старшеклассник телефон?
6 Как должен был поступить мальчик, что сказать?
Ситуация № 2
Трое мальчиков сидят около дома на скамейке и играют в игры на телефоне. Одному из мальчиков становится скучно и он говорит:
– Вчера мой старший брат сказал, что в соседнем дворе есть заброшенная стройка. Взрослые ребята ходят туда играть и собирать красивые камешки. Давайте и мы сходим туда. Будет весело!
Задачи:
– формировать умения организовывать взаимодействие со сверстниками;
– развивать умения применять правила безопасного поведения;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: три мальчика.
Игровой материал и оборудование: модель дома, скамейка, телефоны.
Вопросы:
1 Что мальчик предложило своим друзьям?
2 Как бы вы поступили?
3 Согласились бы пойти с другом на стройку?
4 Можно детям ходить на стройку? Почему?
5 Чем опасна стройка?
6 Нужно ли предупреждать родителей об уходе со двора?
7Всегда ли нужно делать то, что говорит или делает ваш друг? Почему?
Ситуация № 3
Мальчик прибежал домой и говорит: «Мама! На улице так жарко! Мой друг Толик и его старший брат идут на речку купаться! Я пойду с ними, дай мне плавки и полотенце». Мама не разрешила сыну идти на речку, он обиделся и ушёл в свою комнату.
Задачи:
– формировать представления об основных правилах безопасного поведения около реки;
– формировать умения анализировать свои поступки;
– развивать умения применять правила безопасного поведения; воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, мама.
Игровой материал и оборудование: модель дома.
Вопросы:
1 Куда хотел пойти мальчик?
2 Что ответила мальчику мама?
3 Что сделал мальчик?
4 Почему мама не отпустила сына на речку?
5 Что могло случиться на речке?
Ситуация № 4
Два друга играют на площадке в бадминтон. К ним подходит мальчик с целыми карманами яблок и хвастается: «Посмотрите, сколько я яблок с дерева сорвал! Они такие вкусные!». Друзьям тоже захотелось их попробовать, и они попросили у мальчика, чтобы он их угостил. Но мальчик отказал и предложил им самим залезть на дерево и сорвать себе фрукты. Друзья тут же отправились за яблоками. Ветки с яблоками были высоко и друзья не смогли их достать, только поцарапали ноги о кору дерева, пытаясь залезть на него.
Задачи:
– формировать представления об основных правилах безопасного поведения на улице;
– формировать умения анализировать свои поступки и поступки сверстников;
– развивать умения применять правила безопасного поведения;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: три мальчика.
Игровой материал и оборудование: модель дерева, яблоки.
Вопросы:
1 Чем хвастался незнакомый мальчик?
2 Что он предложить сделать друзьям?
3 Что решили дети?
4 Достали ли они яблоки? Почему?
5 Что могло случиться, если бы мальчики залезли на дерево?
1.4 Если «чужой» приходит в дом
Следует объяснить детям, что, есть люди, которые не хотят работать, занимаются воровством. Эти люди очень хитрые. Они могут притворяться, часто переодеваются, изменяют свою внешность (приклеивают усы, бороду, меняют очки) для того, чтобы их не узнавали люди. Важно передать детям, как опасно впускать в дом такого человека. Не поддаваться ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени, называет себя врачом, милиционером, электриком. А при необходимости позвонить соседям, маме (записать телефоны соседей, рабочие телефоны мамы). Обратить особое внимание на необходимость знания своего адреса. Оставшись один в квартире, ребёнок должен быть уверен, что за закрытыми дверями он находиться в безопасности.
Также необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Девочка одна дома разукрашивает за столом картинки. В дверь кто-то постучался. Девочка подошла к двери и спросила: «Кто там?»
– Это милиционер, надо задать несколько вопросов родителям.
– Мама в ванной, сказала, чтобы я никому не открывала двери.
– Открой, мне срочно надо кое-что узнать, я подожду в коридоре.
– Мама не разрешает! До свидания.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми;
– развивать умения применять правила безопасного поведения с незнакомыми людьми;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девочка, незнакомец.
Игровой материал и оборудование: модель комнаты.
Вопросы:
1 Кто постучался в дверь к девочке?
2 Что он сказал? Кем преставился?
3 Как поступила девочка, что ответила?
4 Правильно ли сделала девочка?
5 Как вы думаете, стал ли милиционер так настойчиво просить девочку открыть дверь?
6 Что могло бы произойти, если бы девочка открыла двери?
7 Кем ещё могут представиться грабители?
8 Что нужно сделать, когда кто-то постучался в двери?
Ситуация № 2
Мальчик с младшим братом играли одни дома. Звонок в дверь. Мальчик посмотрел в глазок и увидел незнакомого человека и спросил: «Кто там?»
– Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем скорую помощь.
– Скажите, что случилось, по какому адресу, я все сделаю сам, –ответил мальчик. Но ему уже никто не ответил.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми;
– развивать умения применять правила безопасного поведения с незнакомыми людьми;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, незнакомец.
Игровой материал и оборудование: модель комнаты.
Вопросы:
1 Кто постучался в дверь?
2 Что он сказал? Кем преставился?
3 Как поступил мальчик, что ответил?
4 Правильно ли сделал мальчик?
Ситуация № 3
Родители вышли в магазин. Мальчик остался один дома играть в планшет. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит незнакомый мужской голос: «Здравствуйте, а родители дома?»
Мальчик: «Да, дома, но они заняты. Что им передать? Кому и куда перезвонить?».
В ответ мальчик услышал только гудки, положили трубку.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с незнакомыми людьми;
– развивать умения применять правила безопасного ответа на телефонные звонки;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, незнакомец.
Игровой материал: модель комнаты, планшет, телефон.
Вопросы:
1 С кем мальчик остался дома?
2 Кто ему позвонил? Что сказал?
3 Что ответил мальчик?
4 Правильно ли поступил мальчик?
5 Почему не нужно сообщать незнакомому человеку, что находишься один дома?
1.5 Если ты потерялся
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (напр., к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе). Необходимо подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй). Говорить о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
Зачастую дети, проживающие в сельской местности, без сопровождения взрослых ходят в расположенный поблизости лес за ягодами и грибами. В их компании бывают и городские ребята, приехавшие на лето к родственникам. В незнакомой местности они могут легко заблудиться. Важно объяснить, что, если, заблудившись, ребёнок точно знает, что шёл только по одной имеющейся тропинке, надо повернуть назад и возвращаться по ней же. Выйти к людям помогает лай собак, звук проезжей дороги.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Две девочки-сестрички, гостившие у бабушки в деревни, играли во дворе в «Дочки-матери». Мимо проходила девочка, которая жила в соседнем дому. В руках она несла соломенную корзину. Девочки-сестрички спросила, куда она идёт. Соседка ответила, что в лес за ягодами и предложила пойти вместе. Девочки без разрешения родителей взяли ведёрки, и пошли все вместе в лес. Кустик, за кустиком, ягодка за ягодкой и они заблудились.
Задачи:
– формировать представления об опасности ухода в лес без взрослых;
– развивать умения применять правила безопасного поведения, в случаях, когда потерялся;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: три девочки.
Игровой материал и оборудование: модель леса, корзинки, вёдра.
Вопросы:
1 Кого встретили девочки-сестрички около дома?
2 Куда шла соседская девочка?
3 Пошли ли сестрички в лес?
4 Что с девочками случилось в лесу?
5 Можно ли без разрешения родителей ходить в лес? Почему?
6 Как нужно вести себя, если потерялся в лесу?
Ситуация № 2
Мама с сыном и дочкой ходила по магазину. Проходя мимо игрушек, дети загляделись на красивую игрушку, не заметили, как мама ушла. Девочка испугалась, начала громко плакать, бегать по магазину. Но мальчик не растерялся, взял сестру за руку и повёл к кассе. На кассе сказал продавцу, что они потерялись. Продавец сообщила по громкой связи, что потерялись дети и ждут маму около кассы.
Задачи:
– формировать умения применять правила безопасного поведения, в случаях, когда потерялся; развивать умения обращаться за помощью к взрослым;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, девочка, мама, продавец.
Игровой материал и оборудование: модель магазина.
Вопросы:
1 Куда пришла мама с детьми?
2 Почему дети потерялись в магазине?
3 Как вела себя девочка? Мальчик?
4 Как смогла найти детей мама?
5 Что надо делать, если потерялся в магазине?
6 К кому можно обратиться за помощью?
Ситуация № 3
Мальчик вместе с мамой и папой стоит на платформе около поезда. Кондуктор проверяет билеты. Мимо прошла девушка с маленькой собачкой. Мальчику она очень понравилась, и он решил её догнать и погладить. Не заметил, как далеко отошёл от родителей и потерялся. Мальчик испугался и стал плакать. Мимо шёл дежурный по станции, спросил, что случилось и как зовут мальчика. Затем отвёл его к начальнику вокзала и по громкой связи объявил о потерянном ребёнке. Родители пришли и забрали мальчика.
Задачи:
– развивать умения применять правила безопасного поведения, в случаях, когда потерялся;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, родители, девушка с собачкой, дежурный по станции.
Игровой материал: модель железнодорожного вокзала.
Вопросы:
1 Как потерялся мальчик?
2 Кто заметил, что он потерялся?
3 Куда отвели мальчика?
4 Как нашлись родители мальчика?
5 К кому можно обращаться за помощью, если потерялся?
ПРАВИЛА
– Нельзя доверять незнакомым людям!
– Нельзя ничего брать у незнакомых людей!
– Нельзя ни с кем никуда уходить или садиться в машину к незнакомцам!
– Всегда предупреждать родителей о своём месте нахождения (в случаи игр во дворе без родителей)!
– На все предложения незнакомцев отвечать отказом! («Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду», «Мне нельзя уходить со двора».)
– В случае опасности кричать: «Помогите, я не знаю этого человека!»
– Никогда не отходить далеко от взрослых!
– Нельзя никому открывать дверь! (Если даже увидишь в глазок человека в милицейской форме или в белом халате, помни, что преступники могут надеть любую одежду)
– Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.)!
– Не говорить, что дома один! (Можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят, в ванной и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить.)
– Если ты потерялся, не пугайся и не плачь. Подойди к милиционеру или женщине с ребенком!
– Не уходи с того места, где тебя оставили взрослые!
– Заранее договорись с родителями о том месте, где вы будете ждать друг друга в случае, если ты потеряешься!
– Знай свое имя, фамилию, адрес, телефон!
Глава 2 Ребенок и природа
2.1 Ядовитые растения
Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), опасным может оказаться даже красивое на взгляд растение.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик с дедушкой пошли в лес за грибами. Пока дедушка срезал красивый боровик, мальчик увидел куст, на котором росли красные ягоды. Он подумал, что такие красивые ягодки – очень вкусные. Ничего не сказав дедушке, он сорвал и съел их. Придя домой, мальчик почувствовал, что у него сильно болит живот. Родители отвезли сына к врачу. Доктор стал расспрашивать, что мальчик кушал, и тот рассказал, чем полакомился в лесу. Оказалось, мальчик съел ядовитые ягоды и отравился. Доктор положил мальчика в больницу и назначил лечение.
Задачи:
– формировать представления о ядовитых растениях;
– развивать умения выполнять правила безопасного обращения с растениями;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: дедушка, мальчик, родители, доктор.
Игровой материал и оборудование: модель леса, модель больницы, корзина.
Вопросы:
1 Куда пошёл мальчик с дедушкой? Зачем?
2 Что мальчик в лесу попробовал?
3 Почему он с родителями поехал к врачу?
4 Что сказал доктор?
5 Можно ли кушать в лесу все ягоды? Почему?
6 Что должен был сделать мальчик, чтобы не оказаться в больнице?
2.2 Контакты с животными
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Опасность представляют бездомные собаки и кошки. У многих из них когда-то были хозяева, но в силу обстоятельств они оказались выброшенными на улицу. Во избежание неприятностей детям не стоит приближаться к ним. Обозлённые и голодные, они могут наброситься на ребёнка и, если не укусить, то сильно испугать. Следует обратить внимание, почему нельзя дразнить собак, научить детей, как действовать в случае, если незнакомая собака преграждает путь домой или ведёт себя злобно. Не следует исключать и возможность того, что животные больны и могут заразить ребёнка, погладившего их или взявшего на руки.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Девочка вышла гулять на улицу и около подъезда под скамейкой увидела маленького котёнка, который жалобно мяукал. Девочка, не задумываясь, взяла котёнка на руки и стала его гладить, целовать в мордочку. Вскоре пришла подружка девочки. Они отпустили котёнка и побежали играть. Через некоторое время девочка обнаружила на теле странные красные пятна. Мама показала девочку доктору. Он осмотрел её и сказал, что это лишай и прописал лечение.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с бездомными животными;
– развивать умения применять правила безопасного обращения с животными;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: две девочки, мама, доктор.
Игровой материал и оборудование: модель больницы, игрушка-котёнок, лавочка.
Вопросы:
1 Кого девочка встретила на улице? Что сделала?
2 Что девочка увидела у себя на теле?
3 К кому мама обратилась за помощью?
4 Что сказал доктор?
5 Что должна была сделать девочка, увидев котёнка?
6 Можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Ситуация № 2
Три мальчика играли во дворе. Вдруг увидели проходящую мимо собаку. Они стали её дразнить, а один из мальчишек даже бросил в неё камень. Собака подбежала к детям и укусила одного мальчика.
Задачи:
– формировать представления об опасности контактов с бездомными животными;
– развивать умения применять правила безопасного обращения с животными;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: три мальчика.
Игровой материал и оборудование: модель игровой площадки (двора), игрушка-собака.
Вопросы:
1 Как повели себя мальчики, когда увидели проходящую мимо собаку?
2 Как отреагировала собака на такое поведение мальчиков?
3 Можно ли дразнить собак, бросать в них камни? Почему?
4 Что должны были сделать мальчики, заметив собаку?
2.3 Мы пришли на водоём
Необходимо обратить внимание детей, что купание и плавание – одно из самых опасных занятий. Купаться детям можно только под присмотром взрослых. Нельзя далеко отходить от берега, толкать друг друга в воде. Детям необходимо объяснить, что купаться в реке можно только в определённых местах. Входя в воду, следует внимательно осмотреть дно, чтобы не пораниться об острые камни и осколки стекла.
Недопустимы шутки детей: когда они без всякой причины зовут взрослых на помощь. Дошкольники должны знать: если они будут шутя просить о спасении, то в случае, когда помощь будет действительно необходима, на их слова, возможно, никто не обратит внимания, считая, что это снова розыгрыш. Нужно рассказать детям, что опасно баловаться не только в воде, но и возле неё, например, толкаясь или сбрасывая друг друга в реку.
Следует разъяснить детям, почему зимой нельзя кататься на коньках по неокрепшему льду, какими могут быть последствия.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Две девочки-сестрички приехали к бабушке в деревню. Погода стояла солнечная и тёплая. Они уговорили папу пойти с ними на речку. Взяли с собой покрывало, полотенце и небольшой надувной матрас. Придя к речке, они увидели там знакомых мальчишек и начали плескаться у берега вместе. Одна из девочек легла на матрас, а мальчики стали его дёргать из стороны в сторону и перевернули. Папа подбежал и вынул девочку из воды.
Задачи:
– формировать представления об основных правилах безопасного поведения в природе;
– развивать умения применять правила безопасного поведения у водоёма;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: два мальчика, две девочки, папа.
Игровой материал и оборудование: модель речки, покрывало, полотенце, матрас.
Вопросы:
1 Куда девочки пошли в солнечный день?
2 Кто пошёл с ними?
3 Что дети делали у речки?
4 Что случилось с одной из девочек?
5 Что могло случиться, если бы девочки пошли на речку без разрешения, без папы?
6 В какие игры можно играть, отдыхая у воды, в воде у берега?
7 Одеваете ли вы специальные нарукавники?
8 Можно ли ходить на речку без взрослых?
Ситуация № 2
Зимой мальчик с мамой шли домой из детского сада, около которого находился небольшой, покрытый льдом пруд. Мама встретила знакомую и остановилась с ней поговорить. Мальчик подошёл к пруду и стал трогать лёд палкой, он показался ему крепким. Мальчик решил ступить на него, но не успел. Подбежала мама, схватила мальчика за руку, отвела в сторону и сильно отругала.
Задачи:
– формировать представления об основных правилах безопасного поведения в природе зимой;
– развивать умения применять правила безопасного поведения у водоёма зимой;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, мама, знакомая.
Игровой материал и оборудование: модель пруда, палка.
Вопросы:
1 Около чего находился детский сад?
2 Что мальчик делал у пруда?
3 Почему его отругала мама?
4 Что могло бы с ним случиться, если бы мама не одёрнула его за руку?
5 Можно ли играть на льду зимой? Почему?
2.4 Неблагоприятные погодные явления
Следует обратить внимание детей на опасности, которые таят неблагоприятные погодные явления. Во время грозы опасен удар молнии. Важно рассказать детям о безопасном поведении во время грозы: нельзя купаться, опасно находиться с металлическими предметами, бежать. Случаются сильные ураганные ветры. Детям необходимо объяснить, какое укрытие будет наиболее надёжным, и чем опасны во время урагана старые деревья.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик и девочка играли во дворе с мячом. Начался сильный ветер. Дети не захотели идти домой, подумав, что он скоро прекратится, и решили спрятаться под деревом. И вдруг, прямо перед детьми сломалась и упала большая ветка. Они испугались и побежали домой.
Задачи:
– формировать представления о неблагоприятных погодных явлениях;
– развивать умения применять правила безопасного поведения в ситуациях природного характера (во время сильного ветра);
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, девочка
Игровой материал и оборудование: модель дерева, мяч.
Вопросы:
1 С каким погодным явлением столкнулись дети?
2 Как они решили действовать во время сильно ветра?
3 Чего дети испугались?
4 Как надо было поступить, когда начался сильный ветер? Почему?
5 Какие опасности может скрывать сильный ветер?
Ситуация № 2
Мальчик с родителями приехали на озеро, чтобы позагорать, поплавать и организовать пикник. Родители загорали на солнышке, а мальчик играл у воды. Вдруг небо потемнело, и началась гроза. Мальчик побежал к дереву, но родители велели быстро вернуться обратно и спрятаться в машине.
Задачи:
– формировать представления о неблагоприятных погодных явлениях;
– развивать умения применять правила безопасного поведения в ситуациях природного характера (во время грозы);
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, родители.
Игровой материал и оборудование: модель озера, корзина для пикника, модель дерева, модель машины.
Вопросы:
1 Куда приехал мальчик с родителями?
2 Чем они занимались на озере?
3 Почему мальчик побежал к дереву?
4 Что ему велели сделать родители? Почему?
5 Что нельзя делать во время грозы?
ПРАВИЛА
– Ходить в лес только с взрослыми!
– Без разрешения взрослых нельзя пробовать незнакомые ягоды и другие растения!
– Ядовитые и несъедобные растения трогать нельзя, в них содержится опасные вещества – в соке, или ягоде и даже на листочках!
– Не подходить близко к чужим животным!
– Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки!
– Ни в коем случае не убегать от собаки!
– Не дразнить собаку и не пытаться отобрать предмет, с которым играет собака! (Надо помнить, что животные наиболее агрессивны, когда около них находятся их маленькие детеныши.)
– Не трогать чужих собак во время еды или сна!
– После того как ты погладил кошку, обязательно вымыть руки с мылом.
– Если укусила собака или кошка, сразу же надо сказать об этом родителям, чтобы они отвели к врачу!
– Если вы встретились с собакой в узком проходе или переулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке!
– Нельзя, без сопровождения взрослого, ходить к реке или к водоёму!
– Можно купаться только в разрешённых местах!
– Нельзя баловаться, толкать друг друга в воде, без причины звать на помощь!
– Во время купания пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой!
– Нельзя кататься, ходить по тонкому льду!
– Во время грозы нельзя находиться на речке, прятаться под высокими одиноко стоящими деревьями, бегать!
– Во время грозы нужно уйти с возвышенного места и спрятаться в яме!
– Во время сильного ветра нельзя стоять рядом с высокими сооружениями, так как они могут упасть!
Глава 3 Ребенок дома
3.1 Бытовая химия, лекарства
Предметы домашнего быта (бытовая химия, лекарственные препараты, спиртные напитки) являются источниками потенциальной опасности для детей.
Ребенок должен усвоить, что данными предметами могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах, не должен самостоятельно пить лекарства.
Дети должны усвоить, какую опасность могут в себе таить лекарственные средства (что может произойти из-за их неправильного употребления), принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя, что даже сладкие шарики-витамины принесут вред здоровью, если их съесть сразу много.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мама дома решила навести порядок. Достала из шкафов все моющие и чистящие порошки, растворы. Протерла полки и начала их аккуратно расставлять на место. Зазвонил телефон, мама подняла трубку. Звонила её подруга, и они начали что-то весело обсуждать. В это время на кухню зашёл сын попить воды. Мальчик увидел бутылку с жёлтой жидкостью, решил, что это напиток и захотел сделать несколько глотков, но не успел. На кухню вернулась мама и вовремя забрала её у него.
Задачи:
– формировать представления об источниках потенциальной опасности в квартире (бытовая химия);
– развивать умение выполнять правила обращения с предметами домашнего быта;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, мама.
Игровой материал и оборудование: модель квартиры, бутылочки «бытовой химии», телефон.
Вопросы:
– Что делала мама, когда зазвонил телефон?
– Что сделал мальчик, когда мама разговаривала по телефону?
– Почему мама забрала у сына бутылку с жёлтой жидкостью?
– Что могло случиться, если бы мама вовремя не зашла на кухню?
– Где у вас дома хранятся моющие и чистящие порошки, растворы?
– Можно ли трогать, нюхать, пробовать моющие и чистящие порошки, растворы? Почему?
Ситуация № 2
Мальчик простудился, и мама не повела его в детский сад. Уложила в постель и дала ему микстуру от кашля и две витаминки, чтобы скорее поправлялся. Мальчику очень понравились витамины. Они напоминали ему жёлтенькие сладенькие конфетки. И пока мама заваривала сыну чай, мальчик решил взять из коробочки ещё пару витаминок. Подошёл к тумбочке, на которой они лежали, отрыл коробочку и увидел, что она пуста, мама отдала ему последние.
Задачи:
– формировать представления об источниках потенциальной опасности в квартире (лекарственные препараты);
– развивать умение выполнять правила обращения с лекарственными препараты;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, мама.
Игровой материал и оборудование: модель квартиры, кровать, тумбочка, «лекарственные препараты».
Вопросы:
– Почему мальчик не пошёл в детский сад?
– Как лечила его мама?
– Какой лекарственный препарат понравился мальчику? Почему?
– Что сделал мальчик, пока мама заваривала ему чай?
– Выпил ли он ещё витамины?
– Что могло случиться, если бы мальчик без контроля взрослого выпил витамины или другие лекарства?
– Где у вас дома хранятся лекарства?
3.2 Опасные бытовые предметы
Предметы домашнего быта, являются источниками потенциальной опасности и, в зависимости от возраста детей, важно научить дошкольников правильно с ними обращаться (иголка, ножницы, нож).
Необходимо рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Приближался праздник 8 Марта, и мама решила бабушке в подарок подарить вышитую салфетку. Разложила на столе нитки, иголку, ножницы и начала вышивать. Дочка заинтересовалась работай мамы и стала наблюдать. У мамы очень ловко получалось втыкать иголку в ткань и вышивать красивый цветок. Девочке показалось, что это так легко. Позвонили в дверь. Мама положила салфетку и пошла открывать. В этот момент девочка взяла иголку и хотела продолжить вышивать, но укололась и заплакала.
Задачи:
– формировать представления об источниках потенциальной опасности в квартире (острые бытовые предметы: иголки);
– развивать умение выполнять правила обращения с острыми бытовыми предметами;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девочка, мама.
Игровой материал и оборудование: модель квартиры, салфетка, ножницы, иголка.
Вопросы:
1 Что мама решила подарить бабушке на 8 Марта?
2 Какие острые бытовые предметы ей для этого понадобились?
3 Какой вывод сделала девочка, когда увидела мамину работу?
4 Что случилось, когда мама пошла открывать дверь?
5 Можно ли без спроса и без наблюдения взрослых брать острые, режущие и колющие предметы? Почему?
6 В каких случаях можно детям самостоятельно пользоваться иголками, ножницами?
7 Какие ещё опасные бытовые предметы вы знаете? В каких случаях являются безопасными?
3.3 Открытое окно, балкон как источники опасности
Необходимо обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик играл на ковре в игрушки, вдруг услышал, как на балконе чирикает воробей. Мальчик захотел его поближе рассмотреть и попросил старшую сестру подсадить его. Но девочка отказалась, сказала, что это очень опасно.
Задачи:
– формировать представления об источниках потенциальной опасности в квартире (балконы);
– развивать умение выполнять правила поведения на балконе;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, старшая сестра.
Игровой материал: модель квартиры, игрушки, воробей.
Вопросы:
1 Что отвлекло мальчика от игры?
2 О чём он попросил свою старшую сестру?
3 Почему сестра отказала в просьбе брату?
4 Можно ли детям выходить одним на балкон? Почему?
Ситуация № 2
Летний день, в квартире жарко и приоткрыто окно. Папа собирается не работу. Мама и дочка его провожают. Пока мама закрывала за папой двери, девочка побежала в комнату. Она захотела залезть на подоконник, чтобы помахать ещё папе рукой на прощание. Пока подвигала к окну стульчик, вошла мама и отругала девочку.
Задачи:
– формировать представления об источниках потенциальной опасности в квартире (окна);
– развивать умение выполнять правила поведения в квартире при открытых окнах;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: папа, мама, девочка.
Игровой материал: макет квартиры
Вопросы:
1 Что сделала девочка, пока мама закрывала за папой двери?
2 Почему её отругала мама?
3 Что могло произойти с девочкой?
4 Можно ли залазить на окна? Почему?
5 Можно ли залазить на окна, если там стоит москитная сетка?
3.4 Экстремальные ситуации в быту
Необходимо обучить детей дошкольного возраста пользоваться телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции. Обратить особое внимание на знание своего адреса, номера телефона, номера близких взрослых. Сформировать умения вести диалог по телефону с представителями экстренных служб.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Девочка с бабушкой убирались в доме. Вдруг бабушке стало плохо, она упала. Девочка подбежала к ней и спросила, что случилось. Бабушка еле слышно что-то говорила, девочка не могла её понять. Тогда внучка взяла телефон и набрала номер скорой помощи – 103:
Диспетчер. Да, скорая, здравствуйте!
Девочка. Здравствуйте, моей бабушке плохо.
Диспетчер. Как зовут бабушку, сколько ей лет?
Девочка. Мария Ивановна.
Диспетчер. Что с ней случилось?
Девочка. Мы убирали в доме, потом она упала.
Диспетчер. Назовите ваш адрес?
Девочка. Посёлок Михановичи, улица Советская, д. 2.
Диспетчер. Хорошо, ожидайте, бригада скорой помощи выехала.
Девочка. Спасибо.
Задачи:
– формировать умения вызывать бригаду скорой медицинской помощи;
– развивать диалоговую речь детей: умение вступать в разговор и поддерживать его;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: диспетчер, мама, дочка.
Игровой материал и оборудование: модель диспетчерской скорой медицинской помощи, модель комнаты жилого дома.
Вопросы:
1 Почему девочка вызвала скорую помощь?
2 По какому номеру девочка вызвала скорую помощь?
3 С чего начался разговор между мамой и диспетчером скорой помощи?
4 На какие вопросы отвечала девочка?
5 В каких случаях надо вызывать скорую помощь?
Ситуация № 2
Мальчик с мамой дома обедали. Внезапно мама почувствовала запах дыма, что-то горело. Она испугалась, оббежала квартиру – всё было в порядке. Тогда мама вышла на коридор и увидела, как дым идёт из-под двери в соседней квартире. Позвонила в дверь, соседей дома не оказалось. Мама велела сыну выйти на улицу и вызвать пожарных. А сама стала помогать старушке из другой квартиры.
Мальчик выбегает на улицу и набирает по мобильному телефону номер 102:
Мальчик. Алло! Пожарная?
Диспетчер. Диспетчер пожарной части слушает.
Мальчик. Помогите, пожар!
Диспетчер. Успокойтесь. Назовите адрес.
Мальчик. Наш адрес: улица Привокзальная 10.
Диспетчер. Вызов принят.
Задачи:
– формировать умения вызывать пожарных;
– развивать диалоговую речь детей: умение вступать в разговор и поддерживать его;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: диспетчер, мама, мальчик.
Игровой материал и оборудование: модель диспетчерской пожарной станции, модель комнаты жилого дома.
Вопросы:
1 Что произошло во время обеда?
2 Почему мама сказала сыну выйти на улицу?
3 По какому номеру мальчик вызвал пожарных?
4 Какая информация понадобилась диспетчеру пожарной службы от мальчика?
Ситуация № 3
Мальчик со старшим братом играли дома. Вдруг услышали, как кто-то стучится в дверь. Старший брат подошёл к двери и посмотрел в глазок. Там стоял незнакомый мужчина. Мальчик спросил: «Кто там?», но незнакомец, ничего не отвечая, продолжал стучать в дверь. Мальчик испугался и решил вызвать милицию.
Набирает по телефону номер 101:
Мальчик. Алло! Милиция?
Дежурный. Дежурная служба, капитан Иванов, чем я могу вам помочь?
Мальчик. Здравствуйте, к нам в дверь стучится какой-то дядя.
Дежурный. Как тебя зовут? Сколько лет? Дома взрослые есть?
Мальчик. Меня зовут Миша, мне 6 лет. Мы с младшим братом дома одни, маму вызвали на работу.
Дежурный. Не бойся, Миша, и дверь не открывай! Назови адрес, где ты живёшь?
Мальчик. Улица Ленина, д.10, кв.5.
Дежурный. Хорошо, сейчас приедем.
Задачи:
– формировать умения вызывать милицию; развивать диалоговую речь детей: умение вступать в разговор и поддерживать его;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: дежурный милиции, два мальчика.
Игровой материал и оборудование: модель комнаты жилого дома.
Вопросы:
1 Почему мальчик вызвал милицию?
2 По какому номеру мальчик вызвал милицию?
3 Правильно ли сделал мальчик, не открыв дверь незнакомцу? Почему?
3.5 Правила оказания первой помощи
Педагог знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; рассказывает о том, что делать, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
Первую помощь ребенок может себе оказать и самостоятельно: закружилась голова на солнце – скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых; при кровотечении из носа – положить холодный компресс. Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры-драматизации, сценки кукольного театра.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
К мальчику пришёл друг, и они стали играть в разбойников. Друг нечаянно стукнул мальчика по носу, и пошла кровь. Друг не растерялся, сказал мальчику лечь на диван, а сам пошёл в ванную, намочил платок прохладной водой и положил его мальчику не переносицу. Через пару минут кровотечение остановилось, и ребята продолжили играть, только в более спокойные игры.
Задачи:
– формировать представления о правилах оказания первой медицинской помощи;
– развивать умения применять способы оказания первой помощи при получении бытовой травмы;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: два мальчика.
Игровой материал: модель комнаты жилого дома, атрибуты для игры, платок.
Вопросы:
1 В какую игру играли друзья?
2 Что произошло с одним из мальчиков?
3 Испугались ли дети вида крови из носа?
4 Какую первую помощь оказал друг?
5 Правильно ли он всё сделал?
Ситуация № 2
За девочкой пришли подружки, и они пошли гулять на улицу. В спешке девочка забыла надеть на голову кепку. Светило яркое солнышко, девочки прыгали на скакалках, крутили обручи. Вдруг девочке стало плохо, закружилась голова. Подружки помогли ей дойти до лавочки, посадили в тени под деревом, а сами пошли домой к её маме и обо всём ей рассказали. Мама вынесла девочке воду и забрала дочку домой.
Задачи:
– формировать представления о правилах оказания первой медицинской помощи;
– развивать умения оказывать первую помощь пострадавшему;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: три девочки, мама.
Игровой материал: скакалки, обручи, модель улицы.
Вопросы:
1 Во что играли подружки на улице?
2 Что произошло с девочкой?
3 Какую помощь оказали девочке подружки?
4 Почему девочке стало плохо?
ПРАВИЛА
– Лекарства принимать только при назначении врача и только в присутствии взрослых!
– Не открывать и не брать в руки незнакомые ёмкости и жидкости!
– Острые, колющие и режущие предметы – ножницы, нож, иголку, булавку, спицы – использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними!
– Нельзя выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну!
– Знать домашний адрес!
– 3нать номера телефонов экстренных служб: скорая помощь –103, милиция – 102, пожарная – 102.
– При кровотечении нельзя запрокидывать голову назад.
– При ожогах подставить обожженное место под холодную воду и держать, пока боль не утихнет.
– При ушибах приложить холод, например, полотенце, смоченное в воде, лед, к месту ушиба.
Глава 4 Ребенок на улице
4.1 Школа светофорных наук: «Зебра», светофор, дорожные знаки
У детей дошкольного возраста слабо развито чувства опасности. Им кажется, что они быстрые, юркие, ловкие, успеют перебежать дорогу. Для многих ребят вполне привычно выезжать на проезжую часть на своем велосипеде или играть вблизи дороги.
Задача педагога – научить детей правилам дорожного движения. Необходимо знакомить детей с правилами поведения на улицах, объяснять, для чего предназначены тротуар, проезжая часть. Важно обратить внимание детей на то, как следует переходить дорогу, для чего предназначены дорожные знаки. Дети должны знать, как правильно ориентироваться на дороге, что можно делать, а что нельзя, чтобы движение было для них наиболее безопасным.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мама с сыном идут домой из магазина. У мальчика в руках – пакет с мандаринами. Переходя дорогу по пешеходному переходу, на середине пути у мальчика рвётся пакет, и все мандарины раскатываются по асфальту. Мальчик наклоняется их собрать, но мама, крепко держа его за руку, говорит ему ничего не трогать и продолжает путь через дорогу.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, мама.
Игровой материал: модель проезжей части, пакет с мандаринами.
Вопросы:
1 Откуда домой шли мальчик с мамой?
2 Где у мальчика порвался пакет с мандаринами?
3 Что сделала мама?
4 Правильно ли она поступила?
5 Что могло произойти, если бы мальчик стал собирать мандарины на пешеходном переходе?
Ситуация № 2
Переходя проезжую часть на зелёный сигнал светофора, мальчик встретил друга, идущего на встречу, которого давно не видел. Он замедлил шаг, чтобы с ним заговорить, но, идущий рядом папа одёрнул его и сказал поспешить.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, папа, друг мальчика.
Игровой материал: модель проезжей части, машины.
Вопросы:
1 На какой сигнал светофора мальчик с папой переходили дорогу?
2 Где мальчик встретил своего друга?
3 Удалось ли мальчику поговорить с другом?
4 Почему папа одёрнул сына и сказал поспешить?
5 Как в такой ситуации поговорить друзьям?
Ситуация № 3
Девочка со старшей сестрой стоят перед проезжей частью, ожидая зелёный сигнал светофора, чтобы перейти дорогу. Люди, стоящие рядом с ними, не дождавшись нужного сигнала светофора, поспешили вперед, чтобы успеть на идущий автобус. Девочка, глядя на людей, собралась тоже сделать шаг, но старшая сестра тут же резко остановила её. Загорелся зелёный сигнал светофора и девочки перешли дорогу.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: две девочки.
Игровой материал: модель проезжей части, машины.
Вопросы:
1 Где стояли девочки?
2 На каком безопасном расстоянии нужно стоять от проезжей части?
3 Почему люди начали переходить дорогу, не дождавшись нужного сигнала светофора?
4 Последовали ли за ними девочки?
5 Правильно ли сделала старшая сестра, помешав младшей пойти за остальными людьми?
6 Что могло произойти, если бы девочки пошли на красный (жёлтый) сигнал светофора?
7 Что делать, если вы видите нужный вам автобус на противоположной стороне дороги, но нет возможности её перейти?
Ситуация № 4
Мама попросила старшего сына сходить в магазин, который находится на соседней улице. Мальчику было скучно идти одному, и он взял с собой младшего брата. Выйдя на улицу, детям надо было перейти через дорогу, но до пешеходного перехода и светофора было ещё далеко. Младший брат, видя, что автомобилей не видно ни на одном направлении движения, начал уговаривать старшего брата перебежать дорогу, чтобы сократить путь. Но старший брат отказался и повёл брата на пешеходный переход.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мама, старший и младший брат.
Игровой материал: модель проезжей части.
Вопросы:
1 Где находился магазин, в который мама попросила сходить сына?
2 Кого сын взял с собой в магазин?
3 Что уговаривал сделать младший брат, выйдя на улицу?
4 Как поступил старший брат?
5 Правильно ли он сделал? Почему?
4.2 Правила езды на велосипеде, роликах, самокатах
Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Брат с сестрой вышли покататься на улицу на роликах. Тротуар возле дома был с неровностями и трещинами, и они решили покататься по дороге, пока там нет машин. Катаясь, дети не заметили, как сзади подъехала и остановилась машина. Из неё вышел папа детей. Он стал их ругать и сказал немедленно идти к дому и больше никогда не выходить на дорогу.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девочка, мальчик, папа.
Игровой материал: модель машины, модель улицы, ролики.
Вопросы:
1 Зачем дети вышли на улицу?
2 Какой был тротуар возле дома?
3 Где решили покататься дети?
4 Почему папа стал их ругать?
5 Что могло с детьми произойти, если бы их не увидел папа?
6 Где можно кататься на роликах?
Ситуация № 2
Мальчик и девочка катались около дома на самокатах. Мальчик предложил устроить соревнования. Дети стали ездить наперегонки. Мальчик так разогнался на самокате, что не смог остановится и столкнулся с прохожим, идущим к дому. В результате – мальчик упал и поцарапал калено, а прохожий повредил ногу.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мальчик, девочка, прохожий.
Игровой материал: модель улицы, самокаты.
Вопросы:
1 Что делали дети около дома?
2 Во что предложил поиграть мальчик?
3 Чем закончились соревнования детей?
4 Какие ещё раны могли нанести себе дети, быстро катаясь на самокате?
5 Где нужно кататься на самокатах или роликах?
4.3 Правила поведения в транспорте
Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что: входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить – через переднюю; детям без родителей нельзя ездить в транспорте; нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик с мамой ехали в автобусе. Через одну остановку в автобус вошёл его друг с папой. Увидев друга, мальчик решил подойти к нему и поговорить. Не обращая внимания на движущийся транспорт, он сделал шаг и чуть не упал. Мама вовремя подала ему руку. Автобус затормозил на светофоре, и, не держась за перила, мальчик чуть не получил травму.
Задачи:
– формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе);
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода в опасных ситуациях на улице;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: два мальчика, папа, мама.
Игровой материал: модель автобуса.
Вопросы:
1 На каком транспорте ехал мальчик?
2 Что решил сделать мальчик, увидев своего друга в автобусе?
3 Что произошло с мальчиком, когда автобус затормозил на светофоре?
4 Можно ли передвигаться по движущемуся автобусу?
5 Что может случиться, если не держаться в автобусе за поручни?
6 Какие правила безопасного поведения должны соблюдать пассажиры автобуса?
ПРАВИЛА
1 Переходить проезжую часть можно только на зелёный сигнал светофора или по пешеходному переходу («зебра»)!
2 Нельзя перебегать дорогу, даже если машин рядом нет и их не видно!
3 Необходимо слезть с самоката или велосипеда при переходе дороги и везти его рядом с собой «пешком»!
4 Переходя дорогу нельзя отвлекаться (играть, слушать музыку, смотреть в телефон), даже если переходишь на зелёный!
5 На одежде или предметах гардероба стоит иметь светоотражающие элементы!
6 Ни при каких обстоятельствах нельзя выбегать на дорогу!
7 Играя, нельзя прятаться за машины. Запрещено играть рядом с дорогой (если дорога поблизости) и на дороге!
8 Если во дворе едет автомобиль, то нужно отойти в сторону дома, к подъезду!
9 Ездить на велосипеде, кататься на роликах только в безопасных местах: на специально отведенных полосах, по тротуару, в парках, на стадионах!
10 Ожидая разрешающий сигнал светофор возле дороги, нельзя толкаться!
11 Переходить дорогу надо быстро, останавливаться нельзя!
12 При переходе дороги смотреть сначала налево, потом направо.
13 Переходить дорогу нужно с взрослым за руку.
14 В общественном транспорте нельзя бегать, громко разговаривать, высовываться и высовывать руки в открытые окна!
15 В общественном транспорте надо сидеть спокойно на сиденье или стоять, держась за поручни!
16 Нельзя ездить в транспорте детям без родителей; нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров; нельзя
Глава 5 Ребенок и огонь
5.1 Электроприборы
Следует обратить особое внимание дошкольников на то, что оставшись одни дома, ни в коем случае нельзя подходить к электроприборам, бытовой технике, которой достаточно в каждой квартире. При неумелом использовании электроприборов может произойти несчастье: «удар» током, пожар.
Дети должны знать, какую опасность представляют электрические плиты, кипящие вода или суп, что стоящая на плите посуда может быть горячей. Необходимо подчеркнуть, что происходит, когда горячая жидкость попадает на кожу человека.
Дети должны владеть доступными правилами пожарной безопасности и алгоритмом действий при чрезвычайных ситуациях в быту.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Девочку подружка пригласила на День рождение. И она попросила старшую сестру помочь ей с причёской. Сестра решила взять плойку и накрутить девочке волосы, сделать красивые локоны. Пока девочки любовалась великолепной причёской, зазвонил телефон, и старшая сестра пошла снимать трубку, забыв про включённую в розетку плойку.
Задачи:
– развивать умения соблюдать правила безопасного поведения;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: девочка, старшая сестра.
Игровой материал: модель комнаты, телефон, плойка.
Вопросы:
1 О чём девочка попросила свою старшую сестру?
2 Что отвлекло девочек от прически?
3 О чём забыла старшая сестра?
4 Можно ли оставлять без присмотра включённые электроприборы? Что может произойти?
5 Какие домашние предметы могут стать причиной пожаров?
Ситуация № 2
Мама готовила на кухне обед. К ней подошла дочка и начала показывать новые движения, которые выучила на кружке по хореографии. Девочка так увлеклась своим танцем, что не заметила, как рукой коснулась стоящей на плите кастрюли, в которой варился суп.
Задачи: формировать представления
Роли: девочка, мама.
Игровой материал: модель комнаты (кухни), плита с посудой.
Вопросы:
1 Чем на кухне занималась мама?
2 Для чего к ней подошла дочка?
3 Что произошло с девочкой на кухне?
4 Какую травму получила девочка?
5 Какие домашние предметы могут стать причиной ожога?
5.2 Дым, возгорание в помещении
Необходимо знакомить детей с правилами поведения при пожаре. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Дошкольники должны освоить, что огонь и дым – это опасность, от которой нельзя прятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых.
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мальчик с мамой дома обедали. Внезапно мама почувствовала запах дыма, что-то горело. Она испугалась, оббежала квартиру – всё было в порядке. Тогда мама вышла на коридор и увидела, как дым идёт из-под двери в соседней квартире. Позвонила в дверь, соседей дома не оказалось. Мама велела сыну выйти на улицу и вызвать пожарных. А сама стала помогать старушке из другой квартиры.
Задачи:
– формировать умения вызывать пожарных;
– развивать диалоговую речь детей: умение вступать в разговор и поддерживать его;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: мама, мальчик.
Игровой материал и оборудование: модель комнаты.
Вопросы:
1 Что произошло во время обеда?
2 Почему мама сказала сыну выйти на улицу?
3 По какому номеру мальчику надо вызвать пожарных?
4 Что надо делать, если в квартире много дыма?
5 Можно ли прятаться под кровать и в другие места при пожаре? Почему?
5.3 Вызов специальных служб
Чрезвычайные Дети обязательно должны запомнить свой адрес и номер телефона пожарной службы «101».
Моделирование игровых ситуаций
Ситуация № 1
Мобильный телефон старшего брата почти разредился, он поставил его на зарядку и пошёл обедать. Через некоторое время телефон зазвонил, он взял его, не отключив зарядное устройство с розетки. Поговорив по телефону, он пошёл закончить свой обед. Младший брат, игравший в то время в комнате, почувствовал запах дыма и побежал сообщить об этом старшему брату. Когда они прибежали назад в комнату, увидели, как горит розетка. Старший брат взял за руку младшего и выбежал с ним на улицу. На улице он набрал по мобильному телефону номер 102:
Мальчик. Алло! Пожарная?
Диспетчер. Диспетчер пожарной части слушает.
Мальчик. Помогите, пожар!
Диспетчер. Успокойтесь. Расскажите, что горит. Назовите адрес.
Мальчик. У нас загорелась в квартире розетка. Наш адрес: улица Привокзальная 10.
Диспетчер. Вызов принят.
Задачи:
– формировать умения вызывать пожарных;
– развивать диалоговую речь детей: умение вступать в разговор и поддерживать его; воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.
Роли: диспетчер, старший брат, младший брат.
Игровой материал и оборудование: диспетчерская пожарной станции, комната жилого дома.
Вопросы:
1 Что случилось с мобильным телефоном старшего брата?
2 Что отвлекло его от обеда?
3 Почему мальчики вышли на улицу?
4 От чего возник пожар в комнате?
5 По какому номеру старший брат вызвал пожарных?
6 Какая информация понадобилась диспетчеру пожарной службы от мальчика?
7 Почему пожарных вызывают по телефону «101»?
8 Что нужно сообщить, вызывая пожарных? (Адрес, фамилию, что горит)
ПРАВИЛА
1 Электрическими приборами могут пользоваться только взрослые!
2 Не трогать провода и электроприборы мокрыми руками.
3 Не трогать руками розетки, засовывать в розетку пальцы, предметы – можно получить ожог!
4 Если вы не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону 101 и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
5 При пожаре быстро выбегай на улицу. Ни за что не задерживайся из-за своих игрушек!
6 Необходимо сразу сообщить взрослым о пожаре (не скрывать, даже если пожар произошёл по твоей вине.)
7 Если задымление в квартире, лечь на пол и попытаться проползти к двери.
8 Рот и нос закрой влажной тряпкой.
9 Никогда не прячься в шкаф или под кровать: пожарным будет трудно найти тебя там.
Список использованных источников
- Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 144 с.
- Бейсембаева, А.К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании / А.К.Бейсембаева.// Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 273–
- Денисова, М.Ю. Читаем, играем и учим детей безопасности с удовольствием: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / М.Ю.Денисова. – Мозырь: Выснова, 2019. – 84с.: ил.
- Дошкольникам о правилах безопасности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л.Давидович [и др.].– Минск: Экоперспектива, 2015. – 92 с.: ил.
- Загвоздкина, Т.В. Учим дошкольников безопасности: группа «Фантазёры»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т.В.Загвоздкина. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 160с.
- Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.И.Прус [и др.] – 3-е изд. Мозырь: Белый Ветер, 2009. – 94, [2]с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А.Панько [и др.]; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.– 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
- Миронова Р.М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учебно-методическое пособие / Р.М.Миронова. – Мозырь: Белый Ветер, 2003.–180с.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова; под общ. ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь. – Мн.: Нац. инт образования, 2023. – 380с.
- Формирование у воспитанников навыков пожарной безопасности: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / сост.: С.А.Протасевич [и др.]. – Мозырь: Белый ветер, 2014 – 69с.
- Шкляревская, Н.В. Тропинками здоровья и безопасности: перспективное планирование по формированию ЗОЖ и ОБЖ у старших дошкольников / Н.В.Шкляревская. – Мозырь: Содействие, 2011. – 180с.