Язык и речь. Урок русского языка в 5-м классе

- 16:23II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Предложены задания для коллективной, групповой, парной работы, а также индивидуальные задания для высокомотивированных учащихся. Урок способствует развитию умения использовать средства выразительности в разных ситуациях, при чтении, развитию аналитических навыков работы с текстом, пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями, воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности и средству общения.

Анна ЯРОШУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Дворчанская базовая школа»
Свислочского района,
Гродненская область

 


Цель: ознакомление с условиями возникновения речи, формами речи и средствами выразительности устной и письменной речи.

Задачи:

– актуализировать знания учащихся о понятиях язык, речь, общение;

– ознакомить с условиями возникновения речи, формами речи и средствами выразительности устной и письменной речи;

– развивать умение использовать средства выразительности в разных ситуациях, при чтении;

– развивать аналитические навыки работы с текстом, пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями;

– способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, компьютер.

Эпиграф: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш…» (В.Даль).

Приложения

Ход урока

І Организационный этап

Цель этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая задача: организовать учащихся, настроить их на работу.

– Ребята, я хочу начать наш сегодняшний урок с пословицы: «Учитель приходит тогда, когда ученик готов». Как вы думаете, о чём говорит народная мудрость?

– Готовы ли вы к уроку?

– Я желаю вам успехов и надеюсь, что в процессе совместной деятельности вы вспомните, что изучали раньше, приобретёте знания и накопите опыт, появятся новые открытия.

 

ІІ Проверка домашнего задания (§ 5. Части речи, упр. 33)

Педагогическая задача: выявить уровень усвоения учащимися учебного материала, изученного на предыдущем уроке.

Один учащийся составляет схему “Части речи”, используя гексы, расположенные на доске вразброс (Приложение 1).

Второй учащийся пересказывает текст (упр. 33), определяет тему, основную мысль, тип речи, обосновывает свой ответ, называет выписанные из текста части речи.

Учитель и учащиеся комментируют ответы. Учитель выставляет отметки.

 

ІІІ Ориентировочно-мотивационный этап

Цель этапа: познавательная готовность, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформулировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результат.

– Ребята, давайте вспомним: что такое речь и для чего она нужна. (Ответы учащихся)

– Что такое язык? Нужно ли изучать русский язык? (Ответы учащихся)

– Я неслучайно начала разговор о языке и речи. Тема, над которой мы будем сегодня работать, – “Язык и речь”. Исходя из темы, давайте определим цели нашей работы на уроке. (Учащиеся с помощью учителя определяют цели).

Работа с эпиграфом

– Зачитайте слова русского писателя, этнографа, собирателя фольклора Владимира Ивановича Даля, которые будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с этим высказыванием? (Учащиеся зачитывают слова В.Даля, высказывают свою точку зрения.)

 

ІV Операционно-деятельностный этап

Цель этапа: знание и понимание изученного материала.

Педагогическая задача: организовать познавательную деятельность по изучаемой теме.

Работа с учебником

1. Упр. 46. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

– Что такое язык?

– Что такое речь?

– Попробуйте доказать справедливость высказанной в тексте мысли. Подумайте, что изменилось бы в нашей жизни, если бы язык исчез?

Вывод: без языка существование человека невозможно.

2. Упр. 47. Прочитайте текст. Продолжите схему речевого общения, включая из текста условия, при которых оно может состояться.

3. Упр. 48 (работа в парах). Рассмотрите рисунки. Можно ли сказать о ребятах, что они общаются? Назовите возможные темы общения. Какие формы общения они используют? (См. схему на с. 32).

– Чтобы что-то сказать другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим нашу речь.

Вывод: речь – язык, используемый для общения людей.

4. Упр. 54. Прочитайте пословицы и поговорки, раскройте их смысл. Выпишите пословицы и поговорки, в которых говорится о языке как о средстве общения.

Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся – упр. 55. Объясните, как вы понимаете выражения: находить общий язык, давать волю языку, говорить на разных языках, язык без костей. Составьте с ними предложения и запишите.

– Русский язык мы изучаем и для того, чтобы образно выражать свои мысли устно и письменно.

5. Рассмотрите схему (Приложение 2). Назовите средства выразительности устной и письменной речи.

Словарная работа.

Объясните значение слов: средство, темп [тэ], тембр [тэ], запомните их написание и произношение. Составьте с данными словами словосочетания.

Что ещё помогает говорящему лучше выразить свои мысли? (Мимика, жесты.)

6. Упр. 49 (2) (работа в группах). Приведите примеры речевых ситуаций, когда следует говорить тише или громче обычного (дома, на уроке, на улице, на собрании, в театре и т.д.)

Индивидуальное задание для высокомотивированных уч-ся – упр. 50. Прочитайте текст, расположенный слева, про себя. Ознакомьтесь с информацией (справа) о том, как следует читать данный текст. Подготовьтесь к выразительному чтению и прочитайте текст вслух. Определите основную мысль текста.

– Как мы должны относиться к хлебу? Почему?

– Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.

Учитель комментирует ответы учащихся на данном этапе, выставляет отметки.

 

V Этап контроля и самопроверки

Цель этапа: успешное выполнение задания, выявление ошибок, их коррекция.

Педагогическая задача: выявить качество усвоения учащимися знаний; определить недостатки в знаниях и установить их причины.

Задания на карточках (Приложение 3). Дополните предложения нужными словами, используя приём «облако слов» (Приложение 4).

Учащиеся обмениваются карточками и проверяют задания, используя ключи. Выявляют ошибки и корректируют их.

Учитель даёт оценку выполненным заданиям, выставляет отметки.

 

VІ Подведение итогов. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися значимости изученного материала.

Педагогическая задача: обеспечить условия для осмысления учащимися своей деятельности на уроке.

– Вспомните цели, поставленные в начале урока. Достигли ли вы их?

– Что нового узнали на уроке?

– Что вызвало у вас трудности?

– Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу. Используя знания, полученные на уроке, ответьте, согласны ли вы со словами В.И.Даля? (Высказывания учащихся)

 

VІІ Этап информирования о домашнем задании

Цель этапа: успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Упр. 53. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Можно ли её выразить последним предложением. Разбейте текст на абзацы.

Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (Приложение 5). Прочитайте начало сказки. Придумайте продолжение и запишите. Подготовьтесь пересказать сказку, используя мимику и жесты.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий