Формирование функциональной грамотности учащихся средствами практико-ориентированных заданий на уроках трудового обучения

- 14:15II И III СТУПЕНИ, Методичка, Трудовое обучение

Автор дает примеры практико-ориентированных заданий, которые успешно использует на своих уроках трудового обучения.

Светлана ГОГОЛУШКО,
учитель обслуживающего труда, учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды имени П.М.Машерова»,
Гродненская область

 

Функциональная грамотность включает в себя способность применять знания на практике, что особенно актуально в современных условиях.

Формирование функциональной грамотности – это длительный процесс, который требует внедрения практико-ориентированных заданий. Наши уроки должны стать местом, где учащиеся могут развивать необходимые навыки и уверенность в своих силах.

Практико-ориентированные задания – это виды деятельности, которые позволяют учащимся применять теорию на практике и решать реальные проблемы. Они способствуют активному обучению и помогают формировать самостоятельность, что особенно важно в трудовом обучении.

Значение практико-ориентированных заданий. 

1. Применение знаний: учащиеся учатся применять теоретические знания к реальным задачам, что способствует глубокому пониманию материала.

2. Развитие критического мышления: решая практические задачи, учащиеся учатся анализировать информацию, оценивать варианты и находить оптимальные решения.

3. Командная работа: выполнение заданий в группах развивает навыки сотрудничества, коммуникации и управления временем.

Практико-ориентированные задания связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Отличительной особенностью практико-ориентированных заданий является значимость (познавательная, социальная, общекультурная, профессиональная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащихся.

Условие задания должно быть сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета, из другого предмета, из жизни, на которые нет явного указания в тексте задания. Информация и данные в задании могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов. Необходимо выделить указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.

 

На уроках мы используем следующий алгоритм составления практико-ориентированных задач:

1) определить цель задания, его место на уроке, в теме;

2) выбрать форму предоставления информации (презентация, текст, график, диаграмма или таблица);

3) сформулировать сюжет задания;

4) определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации;

5) описать форму ответа (ответ в виде таблицы, однозначный, нестандартный или многозначный).

 

Примеры заданий с использованием текста

При изучении материала о витаминах используется задание «Способы сохранения витаминов в продуктах при тепловой обработке», с объяснением теоретической части материала, где говорится о том, что всего лишь выбрать пищу, содержащую витамины, – это мало; важно их сохранить в процессе приготовления. Еще одна причина недостаточного поступления витаминов в организм – неправильная кулинарная обработка продуктов питания: излишнее нагревание, консервирование, копчение, высушивание, хранение в металлической посуде и пр. А ведь большую часть года жители нашей страны употребляют в пищу овощи и фрукты замороженные, длительно хранящиеся или же выращенные в теплицах. Что же делать? Как сохранить витамины при приготовлении пищи, ведь они так необходимы для нашего здоровья?

После этого учащимся дается несколько простых и эффективных советов:

1. Витамины в овощах и фруктах находятся непосредственно под кожурой, поэтому при их чистке нужно снимать как можно более тонкий слой.

2. Витамины разрушаются при соприкосновении с воздухом, а также при воздействии высокой температуры.

3. Овощи и фрукты нельзя хранить очищенными без воды.

4. Чем короче время приготовления блюда, тем лучше – больше витаминов сохранится.

5. Чем крупнее нарезаны овощи, тем меньше потеря витаминов, поэтому при возможности их варят целиком.

Далее учащимся даются задания, примеры которых приведены ниже.

Вставьте пропущенные слова.

Подготовленные продукты нужно закладывать в ___________ воду.

При варке необходимо, чтобы продукт был полностью покрыт _______ .

При тепловой обработке продуктов необходимо, чтобы посуда была накрыта ________________ .

Готовить пищу нужно на _________________ огне.

Витамины лучше сохраняются, если овощи нарезаны _____________ кусками.

Витамины разрушаются, если готовое блюдо многократно _________ .

 

Прочитайте старинный рецепт приготовления блинчиков. Вставьте пропущенные слова.

На стакан ________, сырого или кипяченого, а то и кислого молока или кефира, добавляем __________ , ____________ по вкусу. Одно _______ разобьем и ____________ всыплем столько, чтоб тесто по густоте было более жидким, чем сметана. А чтобы блины получились пышными, можно добавить _________ для разрыхления теста.

Вопросы:

Каков способ приготовления таких блинов? __________________________________________

Почему при замешивании теста нельзя сыпать муку в жидкость? __________________________________________

В какой момент нужно добавлять соду? __________________________________________

 

Можно использовать анаграммы, например, предложить учащимся вписать названия промысловых рыб:

Или использовать метаграммы:

С____________ – продукт из молока для длительного хранения.

К____________ – способ приготовления топленого молока.

С____________ – способ получения сливочного масла из сливок.

К____________ – кисломолочный продукт.

Э____________ – кастрюля, в которой нельзя варить молочную кашу.

 

Уроки трудового обучения – практико-ориентированные, поэтому креативные задания, связанные с практикой, интересны учащимся.

Таким образом, практико-ориентированные задания способствуют развитию функциональной грамотности, позволяют учащимся применять знания на практике, воспитывают самостоятельность и креативность. Они помогают развивать креативные и аналитические навыки, необходимые в современном мире. Учителя должны интегрировать такие задания в учебный процесс для подготовки учащихся к жизни и профессиональной деятельности.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий