Предлагаемый опыт работы ориентирован не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма педагога в процессе обучения воспитанников музыкально-ритмическим движениям.
Ирина ФЕДУТИК,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
sad5volk@uovrik.by
1 Информационный блок
Тема: «Развитие двигательных музыкально-ритмических умений детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений»
Актуальность опыта. Актуальность опыта «Развитие двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений» заключается в том, что физическое развитие в сочетании с музыкально-ритмической активностью имеет важное значение для полноценного развития ребенка. Игровые упражнения, основанные на музыкальности и ритме, способствуют обогащению двигательных навыков, улучшению координации и баланса, развитию гибкости и выносливости.
Детский возраст является критическим периодом развития, когда необходимо создать оптимальные условия для развития моторики и музыкальности. Игровые упражнения, стимулирующие двигательные и музыкальные навыки, помогают детям улучшить координацию движений, развить слух и чувство ритма, а также укрепить мышцы и суставы.
Важно отметить, что игровые упражнения способствуют формированию фундаментальных двигательных навыков, которые будут полезны в дальнейшем жизненном пути ребенка. Эти навыки станут основой для успешного освоения различных видов спорта, танцев и других физических активностей.
Кроме того, развитие двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста с помощью игровых упражнений способствует развитию их социальных и эмоциональных навыков. В ходе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать и уважать мнение партнеров, сотрудничать и решать задачи вместе. Они также учатся выражать свои эмоции и чувства через движение и творчество.
Таким образом, опыт развития двигательных музыкально-ритмических умений детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений является актуальным и значимым с позиции комплексного развития ребенка.
Цель моей деятельности: развить двигательные музыкально-ритмические умения у детей дошкольного возраста, что предполагает:
– умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером, наиболее яркими средствами выразительности;
– умение чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать ее в движениях;
– умение свободно ориентироваться в пространстве, координировать движения;
– умение двигаться легко, пластично, выразительно, передавать в движении музыкально-игровой образ.
Поскольку в качестве основного средства достижения поставленной цели выбраны игровые упражнения, мною были выделены этапы образовательного процесса с учетом возрастных особенностей и возможностей включения детей в эту деятельность, для каждого из которых определены задачи.
Первый этап – вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Задачи этапа:
– формировать представления о способах исполнения музыкально-ритмических движений;
– развивать умение двигаться, выполнять танцевальные движения с предметами и игрушками под музыку в соответствии с характером музыки;
– воспитывать желание участвовать в музыкальном творчестве.
Второй этап – средняя группа (от 4 до 5 лет).
Задачи этапа:
– формировать представления о способах моделирования музыкального образа с помощью музыкально-ритмических движений;
– продолжать развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, координировать свои движения с предметами и музыкой, продолжать отрабатывать умения ритмично исполнять музыкально-ритмические движения в танцах и плясках;
– воспитывать интерес к совместным пляскам и танцам.
Третий этап – старшая группа (от 5 до 7 лет).
Задачи этапа:
– содействовать дальнейшему формированию представлений о разных видах музыкально-ритмических движениях и способах их исполнения;
– о слитности характера музыки и движений, зависимости выразительной передачи игрового образа от средств музыкальной выразительности;
– совершенствовать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки; развивать творческую активность, самостоятельность, оригинальность в передаче музыкального образа с помощью образно-пластических действий;
– воспитывать желание активно проявлять себя музыкально – исполнительской деятельности.
Работа по формированию опыта продолжалась на протяжении 5 лет в таком порядке:
– изучение методической литературы и опыта коллег по проблеме и разработка системы деятельности по развитию двигательных умений детей дошкольного возраста (1 год);
– внедрение разработанной системы (дневник наблюдений с видеоматериалами «Развитие двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений») в собственную педагогическую практику с учетом возрастных особенностей детей второй младшей (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 7 лет) групп (3 года);
– анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта (1 год).
После получения данных о результативности опыта его идеи обобщены и предъявлены педагогическому коллективу, моя система работы воспроизводится не только мною, но и другими музыкальными руководителями учреждений дошкольного образования.
2 Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта предполагает, что игровые упражнения являются эффективным средством развития двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста. Через игры и упражнения воспитанники учатся активно двигаться в такт музыки, распознавать ритмические структуры и различать звуки инструментов, а также выражать свои эмоции через танец и движения. Игровые упражнения, основанные на взаимодействии с музыкой и ритмом, способствуют гармоничному развитию детей и приносят радость, удовлетворение от достижения новых успехов. Для реализации этой идеи была выстроена система работы по развитию двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений, в которой последовательно определено содержание деятельности.
Описание сути опыта
Данный опыт работы опирается на теоретические основы О.П.Радыновой [8, с. 133], А.Н.Зимина [3, с. 35], Н.А.Ветлугина отмечает, что музыкально-ритмические движения – привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию их инициативы и самостоятельности: они по-своему «изображают» персонажей игр, танцуют, запоминают последовательность движений. Художественные движения углубляют представления ребят об окружающем, рассказывают о многих интересных событиях, обогащают, радуют, воспитывая интерес и любовь к музыке. [2, с. 150], Е.Н.Шиянов [11, с. 104], Б.М.Теплов [9, с. 115], Г.А.Никашиной, Л.С.Ходонович и других. Методологическую основу опыта составили труды Г.А.Колодницкий, И.М.Каплонова, А.И.Бурениной.
Методологическую основу опыта составила система, разработанная М.А.Михайлова, в центре, которой находится художественно-игровой образ, труды исследователей, которые раскрывают вопрос о взаимосвязи музыки и движения С.И.Бекиной. А.И.Буренина, которая обращает внимание на ориентацию не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» [1, с. 4].
Логика процесса развития двигательных музыкально-ритмических умений определялась на основе требований учебной программы дошкольного образования и образовательного стандарта дошкольного образования, где отражены показатели к освоению воспитанниками учебной программы дошкольного образования.
Для каждого из трёх этапов образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами определено содержание деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников. Результатом этих разработок стала система работы, представленная в таблице.
Система педагогической деятельности по развитию двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Цель |
Задачи |
Деятельность музыкального руководителя |
Деятельность воспитанников |
Методы и приёмы |
Предполагаемый результат |
I этап (воспитанники от 3 до 4 лет) |
|||||
Формирование умений понимать единство и взаимосвязь музыки и движения |
Формировать представления о способах исполнения музыкально-ритмических движений. Развивать умение выполнять движения под музыку с предметами и игрушками в соответствии с характером музыки; ритмично выполнять основные танцевальные движения; отображать характер музыкально-игровых образов с помощью образно-пластических действий. Воспитывать желание участвовать в музыкальном творчестве. |
Объясняет, показывает правильность выполнения музыкально-ритмических движений с пояснением, выполняет совместно с воспитанниками (помогает, исправляет ошибки в выполнении музыкально-ритмических движений) |
Слушают музыкального руководителя, выполняют музыкально-ритмические движения по показу, стараются выполнить музыкально-ритмические движения самостоятельно, передают движения игровых персонажей. |
Наглядно-слуховой (показ выполнения упражнения сопровождается объяснениями), использует сравнительный приём «Идём как мышата», «приседаем как пружинка»; приём «Зеркало», «обезьянки» (смотри и повторяй за мной) |
Сформировано представление о способах исполнения музыкально-ритмических движений. Умеют выполнять движения под музыку с предметами и игрушками в соответствии с характером музыки; ритмично выполнять основные танцевальные движения; отображать характер музыкально-игровых образов с помощью образно-пластических действий. Проявляют желание участвовать в музыкальном творчестве. |
II этап (воспитанники от 4 до 5 лет) |
|||||
Формирование умений ритмично исполнять основные движения в соответствии с музыкой |
Формировать представления о способах моделирования музыкального образа с помощью музыкально-ритмических движений. |
Объясняет, показывает правильность выполнения музыкально-ритмические движения, уточняет правильность выполнения знакомых движений, отрабатывает новые музыкально-ритмические движения и знакомые движения, отрабатывают музыкально-ритмические движения под музыкальное сопровождение, предлагает воспитанникам самостоятельно выполнить ранее разученные движения, объединяет несколько движений в игровое упражнение. |
Внимательно слушают музыкального руководителя, соотносят свои движения с движениями музыкального руководителя, выполняют эмоционально знакомые музыкально-ритмические движения самостоятельно, принимают и понимают словесные указания музыкального руководителя, передают характерные музыкальные образы движениями одновременно с восприятием музыки. |
Наглядно-слуховой (посмотри на меня и сделай сам); используются приёмы: «повторяшки», «попугаи», «зеркало», «мои руки – ваши ноги»; практический метод дополняется словесным: объяснение, поощрение, пояснение в ходе выполнения движений, напоминание о правильности, образности. |
Сформировано представление о способах моделирования музыкального образа с помощью музыкально-ритмических движений. Умеют ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, координировать свои движения с музыкой, продолжать отрабатывать умения ритмично исполнять музыкально-ритмические движения в танцах и плясках. Проявляют интерес к совместным пляскам и танцам. |
III этап (воспитанники от 5 до 7 лет) |
|||||
Формирование умений ритмично исполнять под 2-3 – частную музыку музыкально-ритмические движения, исполнять танцевальные движения (2-3 фигуры). |
Содействовать дальнейшему формированию представлений о разных видах музыкально — ритмических движениях и способах их исполнения; о слитности характера музыки и движений, зависимости выразительной передачи игрового образа от средств музыкальной выразительности; совершенствовать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки; развивать творческую активность, самостоятельность, оригинальность в передаче музыкального образа с помощью образно-пластических действий. |
Привлекает для показа музыкально-ритмических движений ребёнка, наблюдает за правильностью выполнения музыкально-ритмических движений, даёт оценку правильности выполнения, корректирует правильность выполнения музыкально-ритмических движений при необходимости, даёт словесные указания по выполнению музыкально-ритмических движений. |
Называют и различают музыкально-ритмические движения; ритмично, выразительно исполняют музыкально-ритмические движения, танца (2-3 фигуры с атрибутами и без них под двух и трёхчастную музыку); показывают движения сверстникам, выполняют эмоционально и самостоятельно отработанные движения, самостоятельно исправляют допущенные при выполнении ошибки, дают оценку выполненным упражнениям. |
Используются методы опосредованного педагогического воздействия, контрастных сопоставлений, метод проблемного восприятия. |
Сформировано представление о разных видах музыкально-ритмических движений и способах их исполнения; о слитности характера музыки и движений, зависимости выразительной передачи игрового образа от средств музыкальной выразительности. Умеют двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки. Развито творческая активность, самостоятельность, оригинальность в передаче музыкального образа с помощью образно-пластических действий. |
В своей работе я придерживаюсь точки зрения А.И.Бурениной и считаю, что главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является системное музыкальное развитие детей дошкольного возраста, в которой можно выделить 3 этапа: подражание («вовлекающий показ»); развитие самостоятельности детей в исполнении движений; творческое самовыражение, что прослеживается на видеороликах посредствам QR-кодов (Приложения 1, 2, 3)
Данный опыт работы ориентирован не только на развитие детей, но и на совершенствование своего профессионализма в процессе обучения воспитанников музыкально-ритмическим движениям. Мною проводилась коррекция содержания работы, направленная «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми». Для лучшей коррекции своей работы вёлся дневник наблюдений за собственной деятельностью, который включал QR-коды на видеоролики с выполнением воспитанниками музыкально-ритмических движений. Видеоматериал дал возможность провести работу над ошибками с целью отработки качества выполнения детьми музыкально-ритмических упражнений, подбора музыкального репертуара и игровых упражнений. Такая системная последовательная работа по развитию музыкально-ритмических движений проводилась на каждом возрастном этапе Разработана схема усложнения музыкально-ритмических движений по возрастам (Приложение 4).
Так, на первом этапе с воспитанниками второй младшей группы проводилось обучение отдельным движениям, затем шло углубленное разучивание упражнений и в дальнейшем закрепление и совершенствование двигательных навыков. При этом, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности, все упражнения носили образный характер и проходили в игровой форме. На данном этапе мною уделялось внимание подбору упражнений, способствующих пониманию воспитанниками единства и взаимосвязи музыки и движения, чему находит подтверждения имеющий материал (Приложение 1).
Для развития умения детей двигаться под музыку в соответствии с ее характером мною подбирались игровые упражнения с яркой контрастной музыкой, соответствующей игровому образу. Подкрепляемый пояснениями (рассказами, стихами) игровой образ помогал наполнить движения детей близким им и интересным содержанием, сделать музыку более ясной и понятной. Образные сравнения, приводимые в объяснении движения, помогали детям правильно его осваивать, создавали у них особое настроение, вызывали желание активно действовать, сопереживать.
Удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движение, облегчает восприятие. Усиливать, уточнять и углублять это воздействие, прежде всего, помогает отвечающий музыке игровой образ («Летают птички», «Скачут лошадки», «Бегите ко мне!» и другие упражнения). Добиваясь выразительности исполнения, слежу за тем, чтобы ходьба была ритмичной («скачут лягушата», «шагает петушок», «летят бабочки» и так далее).
Игровые упражнения с использованием предметов: ленточек, «султанчиков», погремушек, снежков помогали детям живо и эмоционально выполнить движения, делали композицию завершенной.
На втором этапе продолжилась работа по развитию у детей дошкольного возраста умению ритмично исполнять основные танцевальные движения в соответствии с музыкой, уделялось внимание подбору соответствующих упражнений, чему находит своё подтверждение имеющийся материал (Приложение 2).
Дальнейшая работа была направлена на взаимодействие с детьми по использованию игровых приёмов, разнообразием музыкальных движений игрового характера, понятного по содержанию игрового образа (шагает бодрый петушок, крадущиеся кошки, галоп лошадки и так далее). Это помогает активизировать слуховое внимание, наблюдательность, воображение детей.
Наглядность, сопровождаемая образным словом, помогала вызвать необходимые двигательные представления. Так, в зависимости от образа дети двигаются или легким бегом, или выполняют стремительный бег на носочках («ветер и ветерок»).
Используются такие игровые приемы, как «повторяшки», «попугаи», «зеркало», «мои руки – ваши ноги», «обезьянки». Практический метод дополняется словесным: объяснение, поощрение, пояснение в ходе выполнения движений, напоминание о правильности, образности. Эффективным методом обучения стали «подговорки».
Образная подача содержания музыкально-двигательного материала, сопровождаемая словами, выразительными жестами помогала активизировать воображение детей, развитию музыкальной памяти, умения ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, координировать свои движения.
Работа над развитием навыков выразительных движений проводилась на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятиях.
Ценность игровых упражнений заключается в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера в музыкальной деятельности, отмечается эмоциональный подъём.
Они легко интегрируются с другими образовательными областями, физической культурой, утренней гимнастикой, их с успехом можно применять в режимных моментах, при организации самостоятельной деятельности дошкольников, на прогулках, с родителями, на праздниках и развлечениях.
На третьем этапе продолжилась работа по развитию у детей дошкольного возраста умению ритмично исполнять под 2-3-частную музыку музыкально-ритмические движения, исполнять танцевальные движения (2-3 фигуры), что способствовало подбору соответствующих упражнений, которые прослеживаться в материале (Приложение 3).
На этом этапе работы используются следующие приёмы: показ исполнения движений детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию); показ упражнения словесными жестами, мимикой; словесные указания; «провокации» –специальные ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.
Дети всегда готовы двигаться и играть, поэтому занятия, в которых они отправляются в путешествие, поход «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие на поезде, самолете, пешком» и т.д., повышают эмоциональный фон занятий и творческие способности детей (Приложение 5).
Атрибуты в руках детей, помогают созданию образа (ленточка говорит о легкости, полетности, плавности музыки в движениях, цветок о нежности, изяществе, флажки о бодрости, активности).
Ценность игровых упражнений заключается в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера в музыкальной деятельности, отмечается эмоциональный подъём.
Они легко интегрируются с другими образовательными областями, физической культурой, утренней гимнастикой, их с успехом можно применять в режимных моментах, при организации самостоятельной двигательной деятельности детей, на прогулках, с родителями, на праздниках и развлечениях.
Результативность опыта определялась путем выявления динамики в развитии двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений. Критерии и показатели диагностирования двигательных музыкально-ритмических умений посредством игровых упражнений определялись мною на основе образовательного стандарта дошкольного образования с учетом поставленной цели. Критерии (Приложение 6).
Результаты наблюдения за воспитанниками (20 человек – 100 %) старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), которое организовано в начале и в конце учебного года, представлены на диаграмме.
3 Заключение
Таким образом, использование педагогических принципов: систематичность, постепенность, последовательность, повторность, разнообразие методических приемов, учет физических особенностей развития детей дошкольного возраста, работа над ошибками, правильный подбор музыкального репертуара – все это в совокупности обеспечило успешную музыкальную деятельность по развитию двигательных музыкально-ритмических умений, позволило углубить музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движений, развить у детей самостоятельность и творческую активность.
Свою работу строю во взаимодействии с законными представителями воспитанников, воспитателями дошкольного образования и специалистами (Приложение 7).
Применение на практике видеоматериала в работе с детьми дошкольного возраста позволило значительно дополнить программный материал интересным содержанием, формами работы, повысить, новый качественный уровень развития музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста.
Развитие у детей дошкольного возраста музыкально-ритмических умений позволяет перейти к более развернутым и сложным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в игре, танце, драматизации.
Полученные умения и навыки позволят детям поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем, а мне смогли повысить качество моей работы.
Данный опыт работы активно нашёл своё применение и у других музыкальных руководителей государственного учреждения образования «Детский сад № 5 г. Волковыска». Продолжаю делиться своим опытом работы по ведению дневника «Развитие двигательных музыкально-ритмических умений у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений», который содержит видеоматериалы на методических заседаниях музыкальных руководителей города и района.
Список использованных источников:
1 Буренина, А.И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И.Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 220 с.
2 Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под. ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989. – 270 с.
3 Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н.Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4 Каплунова, И.М. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. – СПб. : Композитор, 2005. – 76 с.
5 Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А.Колодницкий. – М. : Просвещение, 2000.
6 Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М.А.Михайлова. – М. : Академия, 2001.
7 Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования: постановление Министерство образования Республики Беларусь, 4 августа 2022 г., № 228 //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo/by/document/?guid=12551&p0=W22238596p&p1=1. – Дата доступа: 26.08.2022.
8 Радынова, О. П. музыкальное воспитание дошкольников: пособие / О.П.Радынова, А.И.Катиенен, М.Л.Паландишвили. – М. : Академия, 1998 – 140 с.
9 Раевская, Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е.П.Раевская. – М. : Просвещение – 1991.
10 Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М.Теплов – М : Изд. Академии наук РСФСР, 1961. – 214 с.
11 Учебная программ дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, 2023. – 380 С. 10.
12 Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучение: учеб. пособие / Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. – М. : Академия, 2000. 288 с.