Задачи: обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы; создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся.
Ольга НЕСТЕРЕНЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Первую часть смотрите ЗДЕСЬ
Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала по русской литературе.
Задачи
Образовательная: обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы.
Развивающая: создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся.
Воспитательная: содействовать повышению интереса учащихся к чтению художественной литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.
Ход урока
І Организационный этап
Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
II Основной этап
Задание 1. Запишите пропущенные литературные термины.
1. _____________ – это весёлый, доброжелательный смех.
2. _____________ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев.
3. _____________ – это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых.
4. _____________ – это перенос по сходству.
5. _____________ – это эпический жанр, художественное повествование, в котором большое место отводится описаниям и изображаются подлинные события, происходившие в жизни.
6. _____________ – это часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием и интонацией.
7. _____________ – это художественные произведения о занимательных происшествиях (реальных или вымышленных).
8. _____________ – посвящён раскрытию загадочных преступлений.
Ответ: 1. Юмор. 2. Рассказ. 3.Олицетворение. 4. Метафора. 5. Очерк. 6. Строфа. 7. Приключенческая литература. 8. Детектив.
Задание 2. Соотнесите автора и изображение.
А) А.П.Чехов; Б) Ф.И.Тютчев; В) Л.Н.Толстой; Г) М.Ю.Лермонтов; Д) А.С.Пушкин; Е) С.А.Есенин; Ж) К.Булычёв; З) В.И.Белов.
Ответ:
Задание 3. Узнайте героя по описанию. Назовите героя, произведение, автора.
Описание героя |
Герой |
Произведение |
Автор |
Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. |
Настя |
«Кладовая солнца» |
М.М.Пришвин |
Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него… |
Герасим |
«Муму» |
И.С.Тургенев |
Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. |
Митраша |
«Кладовая солнца» |
М.М.Пришвин |
Привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. |
Герасим |
«Муму» |
И.С.Тургенев |
Голова разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит. |
Жилин |
«Кавказский пленник» |
Л.Н.Толстой |
Присела на корточки, коленки выше головы торчат, свесились, монисты висят, болтаются над ямой. Глазёнки так и блестят, как звёздочки… |
Дина |
«Кавказский пленник» |
Л.Н.Толстой |
Задание 4. Определите произведение и его автора по месту действия.
Переславль-Залесский |
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» |
Мещёра |
К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» |
Москва |
И.С.Тургенев «Муму» |
Кавказ |
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» |
Бухта Калиакрис |
К.Булычёв «Джинн в корабле» |
Задание 5. Кто из героев «заблудился»? Подчеркните четвёртое лишнее.
1. Володя, Чечевицын, Соня, Павлуня.
2. Митраша, Настя, Алиса, Серый.
3. Барыня, Герасим, Татьяна, Жилин.
4. Абдул-Мурат, Костылин, Катя, Дина.
Задание 6. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведённом отрывке?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.А.Фет)
Ответ: Метафоры (серебро ручья). Эпитеты (робкое дыханье, сонного ручья, свет ночной, волшебных изменений).
Задание 7. Какие исторические события находятся в центре произведения?
1. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». _______________________________
2. М.Ю.Лермонтов «Бородино». _____________________________________
3. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». _________________________________
Ответ: 1. Война на Кавказе длившаяся с 1817 по 1864 года; 2. Отечественная война 1812 года; 3. Великая Отечественная война 1943–1945 гг.
Задание 8. Объясните значение слов: шайка, лохань, фуганок, ладило, манок, картуз, загнетка.
Шайка – низкое и широкое деревянное ведёрко с двумя ручками по бокам.
Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, сливания жидкости.
Фуганок – инструмент, предназначенный для окончательной обработки древесины.
Ладило – бондарный инструмент.
Бондарь – мастер по изготовлению бочек и кадушек.
Манок – свисток, издающий звуки, очень похожий на голоса птиц, которых приманивает охотник.
Картуз – мужской головной убор с жёстким козырьком.
Загнетка – углубление в русской печи, куда отгребаются горячие угли.
Задание 9. Заполните таблицу.
Литература |
||
Род |
Жанр |
Пример |
Эпос |
Сказка-быль |
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» |
Рассказ |
А.П.Чехов «Мальчики» |
|
Рассказ |
В.И.Белов «Скворцы» |
|
Очерк |
К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» |
|
Рассказ |
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» |
|
Лирика |
Стихотворение |
А.С.Пушкин «Осень» |
Стихотворение |
Ф.И.Тютчев «Листья» |
|
Стихотворение |
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» |
|
Стихотворение |
С.А.Есенин «С добрым утром!» |
|
Стихотворение |
М.Ю.Лермонтов «Бородино» |
Задание 10. К какому произведению относится иллюстрация.
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
ІІІ Подведение итогов
1. Учитель после проверки карточек озвучивает правильные ответы.
2. Подведение итогов урока. Выставление отметок.