Материал содержит 10 заданий по орфографии и пунктуации.
Ольга БУБЕНЧИК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
1. Буква А пишется на месте всех пропусков в рядах:
1) раздр..жать, сож..ление
2) обн..жить, спл..чённый
3) обл..гать, заг..ревший
4) ск..чок, р..внение
5) уг..раздить, к..мпания (выборная)
2. Буква Е пишется на месте всех пропусков в рядах:
1) неуклюж.., нагиш..м
2) бараш..к, богач..
3) ж..сть, пятач..к
4) краснокож..го, ландыш..вый
5) с очевидц..м, нож..ньки
3. Все слова написаны правильно в рядах:
1) борцы, кружочек
2) бельчонок, цифирный
3) с тягачём, с душой
4) цытадель, кружочек
5) дисциплина, шопинг
4. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) потомстве..ый, драгоце..ый
2) песча..ый, ремесле..ый
3) бульо..ый, плоскодо..ый
4) лебеди..ый, ветре..ый
5) оловя..ый, безветре..ый
5. Буква О пишется на месте всех пропусков в рядах:
1) пром..кашка, выр..внять
2) пл..вец, р..сток
3) т..бурет, к..чан
4) г..ризонт, комп..зиция
5) пок..яние, пов..рот
6. Через дефис пишутся все слова в рядах:
1) (перекати) поле, (альфа) распад
2) (видео) фильм, (взаимо) выручка
3) (бледно) розовый, (азотно) водородный
4) (аграрно) промышленный, (горно) спасательный
5) (мини) сочинение, (ватт) час
7. Пишется НЕ и НИ раздельно в словосочетаниях:
1) (н..) за что на свете
2) (н..) кто иной, как мой брат
3) (н..) чего не желал
4) (н..) к кому обратиться
5) (н..) чему удивляться
8. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) «Может быть, еще и заблудимся, – подумала она: – Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится».
2) «Скорее всего, это Антипыч», – подумала Травка.
3) «Милый мой старик, читала Татьяна Петровна, вот уже месяц, как я лежу в госпитале».
4) «Что же мне делать? – подумал он, а вслух сказал: – Ладно, иду с вами».
5) Ему приказывают: «Стреляй!» – и он стреляет.
9. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Настя была_как золотая курочка_на высоких ногах.
2) Вместе с этим богатством досталась_однако_детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах.
3) Осмотрев чудесную вещь_Митраша запер компас_чтобы стрелка в пути зря не дрожала.
4) На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком_и отцовская куртка села на нем_как пальто_до самой земли.
5) И когда кустарники перестали заслонять вид впереди_при первом утреннем свете им открылось болото_как море.
10. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки.
2) Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным – как сплющенная шпилька – раскатывается в воздухе диким барашком.
3) Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку.
4) Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет.
5) Ступит ногой как будто на твердое, а нога уходит, и становится страшно, не совсем ли в пропасть уходит нога?
Ответы: 1 – 1, 4; 2 – 2, 4, 5; 3 – 1, 2, 5; 4 – 1, 3, 5; 5 – 1, 2, 4; 6 – 1, 3, 5; 7 – 2, 4; 8 – 2, 4, 5; 9 – 2, 3, 4, 5; 10 – 1, 3, 4.