Задания для проведения первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси». 7-й класс

- 9:29Подготовка к олимпиадам

Предлагаемые задания составлены в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования в 2024 году для V–VII классов и могут быть использованы педагогами как дидактическое средство для подготовки к последующим этапам олимпиады. 

Андрей КАЗАК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 15 г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

 

Всего: _____________

 

Ответы размещаются непосредственно на бланке.

 

Часть I. Является ли правильным утверждение? Напишите «да» или «нет».

№ п/п

Содержание вопроса

Ответ

1

Порох является изобретением древних китайцев.

 

2

Цивилизацию древнего Крита называют дворцовой.

 

3

Основателем Рима является Ромул Август.

 

4

Варварское королевство остготов в эпоху Раннего Средневековья существовало на территории современной Испании.

 

5

В 1066 году королем Англии стал герцог Нормандии Вильгельм.

 

6

До прихода славян на территории современной Беларуси проживали племена балтов.

 

7

Контрфорс – окно с рисунками из цветного стекла.

 

8

Родиной Реформации является Италия.

 

9

Протекционизм направлен на ограничение ввоза в страну иностранных товаров.

 

10

Маршалок земский командовал посполитым рушением.

 

 

Часть II. Отметьте птичкой слева, какое событие произошло раньше.

1

 

Возникновение человека умелого

или

 

Возникновение человека прямоходящего

2

 

Возникновение соседской общины

или

 

Возникновение родовой общины

3

 

Троянская война

или

 

Пелопонесская война

4

 

Реформы братьев Гракхов в Римской республике

или

 

Военная реформа Гая Мария в Римской республике

5

 

Начало эпохи Возрождения

или

 

Начало эпохи Эллинизма

6

 

Битва на Косовом поле

или

 

Битва на Куликовом поле

7

 

Первое упоминание в летописи Бреста

или

 

Первое упоминание в летописи Турова

8

 

Начало эпохи капитализма

или

 

Начало эпохи феодализма

9

 

Правление в РП

или

 

Правление в РП 

10

 

Правление в Российском государстве

или

 

Правление в Российском государстве

 

Часть III. Отметьте правильный вариант ответа.

1) Египетская богиня-кошка:

а) Бастет;
б) Нут;
в) Иштар;
г) Аматерасу.

2) Культурным наследием какой цивилизации являются огромные каменные головы человека:

а) ассирийской;
б) финикийской;
в) хеттской;
г) ольмекской.

3) Древние греки называли Италию страной:

а) сказочных богатств;
б) телят;
в) пурпура;
г) ариев.

4) Иван III впервые принял титул:

а) «князь московский»;              
в) «Государь, царь и великий князь всея Руси»;
б) «император российский»;    
г) «государь всея Руси».

5) Для первобытного строя НЕ является характерным:

а) равенство людей;             
в) формирование народностей;
б) отсутствие государства;  
г) использование очень простых орудий труда.

6) Полоцкий князь, который в XIII веке активно боролся с крестоносцами, а в 1216 году, собрав большую армию, внезапно умер, когда поднимался на корабль:

а) Рогволод;
б) Владимир;
в) Давид Городенский;
г) Андрей Ольгердович.

7) Для эпохи Просвещения НЕ является характерным:

а) равенство всех перед законом;
в) критика существующего строя;
б) вера в человеческий разум;   
г) определяющая роль церкви в жизни общества.

8) Общим элементов государственного строя Речи Посполитой для ВКЛ и Польши НЕ является:

а) монарх;
б) сейм;
в) внешняя политика;
г) аппарат управления.

9) В каком году происходит событие, запечатлённое на исторической картине Яна Матейки?

а) 1385;
б) 1529;
в) 1569;
г) 1581.

10) Как в историю вошло событие, изображенное на иллюстрации?

а) Варфоломеевская ночь;
б) Кровавое воскресенье;
в) Парижская резня;
г) охота на ведьм.

 

Часть IV. Соотнесите элементы двух множеств.

1) Историческую личность и афоризм

Историческая личность

Афоризм

1) Конфуций
2) Архимед        
3) Цицерон
4) Овидий

а) «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»;
б) «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю»;
в) «История – учительница жизни»;
г) «Учиться нужно всегда, даже у врага».

2) Историческую личность и прозвище

Историческая личность

Прозвище

1) Сигизмунд I
2) Иван IV
3) Всеслав Брачиславович
4) Ярослав Владимирович

а) Грозный
б) Мудрый
в) Чародей
г) Старый

3) Писателя и его произведение

Писатель

Произведение

1) Овидий
2) Фирдоуси
3) Ян Вислицкий
4) Даниэль Дефо

а) «Прусская война»
б) «Робинзон Крузо»
в) «Энеида»
г) «Шахнаме»

4) Страну на карте и исторический факт

а) восстание красных повязок 1368 г.;           в) центр возникновения буддизма;
б) страна восходящего солнца;                      г) центр возникновения ислама.

5) Картину и художника

а) Д.Веласкес
б) Рембрант
в) И.Босх
г) Рафаэль Санти

1 2

3 4

 

 

Часть V. Заполните пропуски в таблице.

№ п/п

Понятие

Определение понятия

1

Агора

 

2

 

Наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам

3

 

Вид хозяйства, при котором люди пользовались только тем, что давала природа

4

Колизей

 

5

 

Европейское название для сложного растительного или геометрического орнамента, которое произошло от итальянского слова «арабский»

6

Вече

 

7

 

Дань, которая выплачивается деньгами

8

Метрополия

 

9

 

Земельная мера, равная приблизительно 21,36 га,
и единица налогообложения в ВКЛ,
введенная во время аграрной реформы середины XVI века

10

Пуритане

 

 

Часть VI. Определите по описанию историческую личность.

№ п/п

Личность

Описание

1

 

Фараон, правивший Египтом с 1479 по 1425 год до н.э., считается одним из величайших фараонов XVIII династии и часто именуется «Наполеоном Древнего Египта» за свои военные достижения. Он расширил территорию Египта втрое, совершив за всю жизнь 20 военных походов. Проявил себя как выдающийся администратор и реформатор, улучшив внутреннее управление страной и проведя значительное строительство храмов и памятников.

2

 

Правитель Персидской империи с 522 по 486 год до н.э. Его правление ознаменовалось значительным расширением империи, включающим завоевание Индии и попытки подчинить Грецию. Провел важные административные реформы, стандартизировав систему управления провинциями (сатрапиями) и внедрив единую валюту, что способствовало экономической стабильности и торговле. Он также известен строительством инфраструктуры, включая знаменитую Царскую дорогу, которая связывала различные части империи.

3

 

Выдающийся греческий скульптор и архитектор, живший в V веке до н.э. Его самым знаменитым произведением является статуя Зевса в Олимпии, одно из семи чудес света, которое поражало своими масштабами и детализированностью. Он также был главным скульптором Парфенона в Афинах, где он создал культовую статую Афины Парфенос. Жизнь его окончилась трагически: он был обвинен в хищении золота и в оскорблении богов. Считается, что он умер в тюрьме.

4

 

Фракийский гладиатор, который возглавил крупнейшее восстание рабов в Римской республике, происходившее с 73 по 71 год до н.э. Численность восставших в 120 тыс. человек и его военные таланты позволили одержать несколько значительных побед над римскими легионами. Несмотря на тактические успехи, восстание в конце концов было подавлено силами римских полководцев Красса и Помпея.

5

 

Величайший русский иконописец конца XIV – начала XV века. Для его работ характерна спокойная, умиротворенная манера. В своих творениях мастер предпочитал особые нежные цвета – сияющий золотистый, светло-голубой, розовый. Он впервые использовал их в церковной живописи. Всемирную известность приобрела его икона «Троица».

6

 

Будучи княжеской дочерью, она отказалась от мирской жизни и решила посвятить себя монашеству, став игуменьей основанного ей монастыря. Открывая школы, библиотеку и переписные мастерские, способствовала развитию образования. Она также была активной устроительницей храмов, в том числе Спасо-Преображенского собора в Полоцке, который сохранился до наших дней.

7

 

Сын великого князя литовского Миндовга. После убийства его отца и братьев он сначала нашел убежище в православном монастыре, где принял монашеский постриг под именем Лаврентий. Однако, спустя несколько лет, вернулся к светской жизни, чтобы отомстить за смерть семьи и восстановить власть, успешно провозгласив себя великим князем Литвы. В конечном итоге добровольно отрекся от престола в пользу мужа своей сестры – Шварна, после чего вновь удалился в монастырь, где и завершил свой жизненный путь.

8

 

Выдающийся английский ученый XVII века, сделавший основополагающие открытия в области физики, математики и астрономии. Его работа «Математические начала натуральной философии» заложила основы классической механики и описала закон всемирного тяготения, который объясняет движение планет и падение предметов на Земле.

9

 

Военный и политический деятель, гетман ВКЛ, представитель древнего православного княжеского рода. В 1500 году в битве на р. Ведроши попал в московский плен, но спустя семь лет бежал на родину. Прославился многочисленными победами над татарами. Владел множеством поместий, в том числе на территории Беларуси. Был крупным меценатом и просветителем, основавшим первое высшее учебное заведение на украинских землях, и способствовавшим развитию православной культуры и книгопечатания.

10

 

Проповедник и писатель XVI–XVII веков имел большое влияние на короля Сигизмунда III. Организовал иезуитские коллегиумы в Полоцке, Риге, Вильно и преподавал там. Стал первым ректором Виленской иезуитской академии. Лично уговорил принять католичество кальвинистов и православных из княжеских и магнатских родов. В своих произведениях разработал основные принципы объединения христианских церквей.

 

Часть VII. Установите хронологическую последовательность.

1) Укажите хронологическую последовательность событий:

А – возникновение земледелия и животноводства;
Б – появление человекообразной обезьяны;
В – отступление ледника;
Г – возникновение первых цивилизаций.

Ответ: 1 __ 2 __ 3 __ 4 __.

2) Укажите хронологическую последовательность создания государств:

А – образование Древнерусского государства;
Б – образование Арабского халифата;
В – образование Великого Княжества Литовского;
Г – Образование Делийского султаната.

Ответ: 1 __ 2 __ 3 __ 4 __.

3) Укажите хронологическую последовательность правления великих князей литовских:

А – Ольгерд;
Б – Александр;
В – Гедимин;
Г – Витовт.

Ответ: 1 __ 2 __ 3 __ 4 __.

4) Укажите хронологическую последовательность событий:

А – Американская революция (Война за независимость и образование США);
Б – Великая французская революция;
В – Английская революция;
Г – Нидерландская революция.

Ответ: 1 __ 2 __ 3 __ 4 __.

5) Укажите хронологическую последовательность войн:

А – Казацко-крестьянская война;
Б – Война Речи Посполитой со Швецией;
В – Великая война;
Г – Интервенция Речи Посполитой в Российское государство.

Ответ: 1 __ 2 __ 3 __ 4 __.

 

Часть VIII. Заполните пропуски

А. Заполните пропуски в таблице.

Великие географические открытия конца XV – начала XVI в.

Дата
открытия

Его основное содержание

Имя
первооткрывателя

Страна, снарядившая экспедицию

 

Обогнул Африку с юга и открыл мыс Доброй Надежды.

 

Португалия

1498 г.

 

Васко да Гама

 

 

 

Христофор Колумб

Испания

1519–1522 гг.

Экспедиция доказала существование единого Мирового океана. Она представила практическое свидетельство того, что Земля шарообразная.

 

 

 

Б. Заполните пропуски в тексте.

В конце третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии началась засуха. Этим воспользовались воинственные кочевники-скотоводы — _________________ , которые вторглись с севера в Месопотамию, и подчинили большинство городов-государств региона. В XIX веке до н. э. одно из племен Месопотамии основало свое государство со столицей в городе ____________, название которого можно перевести как «Врата бога». Город занимал очень выгодное географическое положение и располагался в месте, где ближе всего друг к другу сходятся реки Тигр и ______________. Самым знаменитым царем города-государства был Хаммурапи, который правил в ________________ гг. до н. э. Хаммурапи создал сильную, хорошо вооруженную и обученную армию. Чтобы обеспечить порядок, Хаммурапи издал законы, обязательные для всех жителей государства. Текст законов был выбит на глыбе _____________ – прочном черном камне.

 

В. Заполните пропуски в схеме «Организация управления в городах с магдебургским правом».

 

 

Часть IX. Выполните задания на карте.

 

1) Подпишите на контурной карте государства, которые были союзниками России в Северной войне и подчеркните их.
2) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением) места сражений, которые произошли на территории Беларуси в годы Северной войны и подпишите их.
3) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением), город, основанный Петром I в 1703 году, а в последующем столицу России.
4) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением) территории, которые были присоединены к России в результате Ништадтского мира 1721 года.

 

Часть X. Задания на логические исторические ряды.

А. По какому принципу образован логический ряд.

1) палка-копалка, дубина, скребка, копьё
_____________________________________________________________________

2) «люди», смерды, закупы, челядь
_____________________________________________________________________

3) Мешко I, Болеслав Храбрый, Казимир III Великий
_____________________________________________________________________

4) Крево, Городля, Люблин
_____________________________________________________________________

5) 1701 – 1714, 1733-1735, 1740-1748
_____________________________________________________________________

Б. Подчеркните одно из понятий в историческом ряде, которое не согласуется с остальными по смыслу. Объясните свой выбор

1) Троян, Нерон, Перикл, Август 
_____________________________________________________________________

2) болгары, чехи, черногорцы, хорваты, сербы, словенцы, македонцы
_____________________________________________________________________

3) кагал, готика, ренессанс, барокко
_____________________________________________________________________

4) костел, ратуша, синагога, мечеть
______________________________________________________________________

5) «Гамлет», «Дон Кихот», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир»
_____________________________________________________________________

 

Часть XІ. Прочитайте текст, найдите в нем исторические ошибки, подчеркните их, в соседней рамке напротив напишите правильный вариант ответа.

Столетняя война обострила внутренние проблемы ВКЛ. Мещане, которые были основой войска, стремилась больше влиять на политическую жизнь в стране. В Княжестве власть по-прежнему находилась в руках Парламента. Шляхтичи ВКЛ надеялись получить такие же права, как польская шляхта, объединившись с восточной соседкой. Таким образом, основной причиной заключения новой унии стала сложная внешнеполитическая ситуация ВКЛ. Условия унии стали главным вопросом на общем Варшавском сейме. Переговоры начались в январе 1566 году и длились почти 6 месяцев. Делегаты от ВКЛ во главе с Николаем Радзивиллом Чёрным выступали за заключение военного союза и проведение общей внешней политики. Польская сторона настаивала на федерализации ВКЛ в состав Королевства Польского. Польские шляхтичи хотели получить новые земли и должности в ВКЛ. Под их давлением Стефан Баторий потребовал, чтобы послы от ВКЛ согласились на предложенные условия. В знак протеста часть послов Княжества покинула сейм. Польская делегация добилась от господаря ВКЛ передачи в состав Королевства Польского Полесья, Волыни, Киевщины и Подолья. ВКЛ утратило 1/3 своей территории и вынуждена была заключить унию.

 

 

 

Ответы к заданиям

Часть I. Является ли правильным утверждение? Напишите «да» или «нет».

1 балл за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

1. Да; 2. Да; 3. Нет; 4. Нет; 5. Да; 6. Да; 7. Нет; 8. Нет; 9. Да; 10. Нет.

Часть II. Отметьте «птичкой» слева, какое событие произошло раньше:

1 балл за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

№ п/п

 

 

 

 

 

1

˅

Возникновение человека умелого

или

 

Возникновение человека прямоходящего

2

 

Возникновение соседской общины

или

˅

Возникновение родовой общины

3

˅

Троянская война

или

 

Пелопонесская война

4

˅

Реформы братьев Гракхов в Римской республике

или

 

Военная реформа Гая Мария в Римской республике

5

 

начало эпохи Возрождения

или

˅

начало эпохи Эллинизма

6

 

Битва на Косовом пол

или

˅

Битва на Куликовом поли

7

 

Первое упоминание в летописи Бреста

или

˅

Первое упоминание в летописи Турова

8

 

Начало эпохи капитализма

или

˅

Начало эпохи феодализма

9

 

Правление

или

˅

Правление

10

˅

Правление

или

 

Правление

 Часть III. Отметьте правильный вариант ответа.               

1 балл за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

1) а; 2) г; 3) б; 4) г; 5) в; 6) б; 7) г); 8) г; 9) в; 10) а.

Часть IV. Соотнесите элементы двух множеств.

0,5 балла за каждое верное соотнесение (всего 10 баллов)

1. 1а 2б 3в 4г
2. 1г 2а 3в 4б
3. 1в 2г 3а 4б
4. 1г 2в 3а 4б
5. 1в 2г 3б 4а

Часть V. Сформулируйте определение понятиям и запишите понятие, соответствующие определениям.

1 балл за каждое верное понятие и 2 балла за каждое верно и полностью сформулированное определение понятия (всего 15 баллов)

№ п/п

Понятие

Определение понятия

1

Агора

Место народных собраний у греков

2

Археология

Наука, изучающая историческое прошлое
человечества по вещественным памятникам

3

Присваивающее хозяйство

Вид хозяйства, при котором люди пользовались только тем, что давала природа

4

Колизей

Самый большой амфитеатр Рима

5

Арабеска

Европейское название для сложного растительного или геометрического орнамента, которое произошло от итальянского слова «арабский»

6

Вече

Собрание взрослых свободных мужчин, созывавшееся для решения важных вопросов государства

7

Чинш

Дань, которая выплачивается деньками

8

Метрополия

Государство, владеющее колониями

9

Волока

Земельная мера, равная приблизительно 21,36 га, и единица налогообложения в ВКЛ, введенная во время аграрной реформы середины XVI в

10

Пуритане

Протестанты в Англии в XVI—ХVII вв., которые придерживались очень строгой веры и простой (чистой) церковной службы

Часть VI. Определите по описанию историческую личность.

1 балл за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

1. Тутмос III; 2. Дарий I; 3. Фидий; 4. Спартак; 5. Андрей Рублёв; 6. Ефросиния Полоцкая; 7. Войшелк; 8. Ньютон; 9. Константин Острожский; 10. Пётр Скарга.

Часть VII. Установите хронологическую последовательность.

3 балла за каждый правильный ответ, при условии полностью выполненного задания (всего 15 баллов)

1) 1Б 2В 3А 4Г;
2) 1Б 2А 3Г 4В;
3) 1В 2А 3Г 4Б;
4) 1Г 2В 3А 4Б;
5) 1В 2Б 3Г 4А.

Часть VIII. Заполните пропуски

1 балл за каждый правильный ответ, при условии полностью выполненного задания (всего 16 баллов)

А. Заполните в пропуске таблице

Великие географические открытия конца XV — начала XVI в.

Дата открытия

Его основное содержание

Имя первооткрывателя

Страна, снарядившая экспедицию

1488 г.

Обогнул Африку с юга и открыл мыс Доброй Надежды.

Бартоломеу Диаш

Португалия

1498 г.

Был открыт морской путь в Индию вокруг Африки.

Васко да Гама

Португалия

1492 г.

Открытие новой части света Америки.

Христофор Колумб

Испания

1519-1522 гг.

Экспедиция доказала существование единого Мирового океана. Она представила практическое свидетельство того, что Земля шарообразная.

Фернан Магеллан

Испания

Б. Заполните пропуски в тексте

В конце третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии началась засуха. Этим  воспользовались воинственные кочевники-скотоводы – амореи, которые вторглись с севера в Месопотамию, и подчинили большинство городов-государств региона. В XIX веке до н. э. одно из племен Месопотамии основало свое государство со столицей в городе Вавилон, название которого можно перевести как «Врата бога». Город занимал очень выгодное географическое положение, и располагался в месте, где ближе всего друг к другу сходятся реки Тигр и Евфрат. Самым знаменитым царем города-государства был Хаммурапи, который правил в 1792–1750 гг. до н.э. Хаммурапи создал сильную, хорошо вооруженную и обученную армию. Чтобы обеспечить порядок, Хаммурапи издал законы, обязательные для всех жителей государства. Текст законов был выбит на глыбе базальта – прочном черном камне.

В. Заполните пропуски в схеме.

Часть IX. Выполните задания на карте.

1) Подпишите на контурной карте государства, которые были союзниками России в Северной войне и подчеркните их. (Всего 6 баллов: по 1 баллу за каждую страну и по 1 баллу в правильно обозначенном месте на контурной карте).
2) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением) места сражений, которые произошли на территории Беларуси в годы Северной войны и подпишите их. (Всего 4 балла: по 1 баллу за каждый населённый пункт, около которого произошло сражение и по 1 баллу в правильно обозначенном месте на контурной карте).
3) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением), город основанный Петром I в 1703 году, а в последующем столицу России. (Всего 2 балла: 1 бал за название новой столица и 1 балл за правильно обозначенное место на контурной карте).
4) Обозначьте на контурной карте (условным обозначением) территории, которые были присоединены к России в результате Ништадтского мира 1721 года. (Всего 2 балла за правильно и полностью указанные территории, отошедшие к России по условиям мира).

 

Часть X. Задания на логические исторические ряды.

А. По какому принципу образован логический ряд.

2 балла за каждый правильный ответ, при условии полностью выполненного задания. (Всего 10 баллов).

1. Первобытные орудия труда.
2. Категории зависимых крестьян.
3. Польские князья и короли.
4. Города, в которых были заключены унии Польши и ВКЛ.
5. Европейские войны (за испанское, польское, австрийское наследство соответственно).

Б. Подчеркните одно из понятий в историческом ряде, которое не согласуется с остальными по смыслу. «Объясните свой выбор».

1 балл за каждое правильно подчеркнутое понятие в ряду и 1 балл за правильное объяснение. (Всего 10 баллов).

1) Троян, Нерон, Перикл, Август 
__не является императором Рима _\

2) болгары, чехи, черногорцы, хорваты, сербы, словенцы, македонцы
___не являются южными славянами, а являются западными

3) кагал, готика, ренессанс, барокко
___кагал, не является архитектурным стилем

4) костел, ратуша, синагога, мечеть
не является религиозным зданием

5) «Гамлет», «Дон Кихот», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир»
__произведение, написанное не У. Шекспиром, а Ф. Рабле.

 

Часть XІ. Прочитайте текст, найдите в нем исторические ошибки, подчеркните их, в соседней рамке напротив напишите правильный вариант ответа.

1 балла за каждое правильно подчеркнутое слово, являющееся исторической ошибкой (10 баллов) и 1 балл за правильное его исправление объяснение (10 баллов).

Столетняя война обострила внутренние проблемы ВКЛ. Мещане, которые были основой войска, стремилась больше влиять на политическую жизнь в стране. В Княжестве власть по-прежнему находилась в руках Парламента. Шляхтичи ВКЛ надеялись получить такие же права, как польская шляхта, объединившись с восточной соседкой. Таким образом, основной причиной заключения новой унии стала сложная внешнеполитическая ситуация ВКЛ. Условия унии стали главным вопросом на общем Варшавском сейме. Переговоры начались в январе 1566 г.
и длились почти 6 месяцев. Делегаты от ВКЛ во главе с Николаем Радзивиллом Чёрным выступали за заключение военного союза и проведение общей внешней политики. Польская сторона настаивала на федерализации ВКЛ в состав Королевства Польского. Польские шляхтичи хотели получить новые земли и должности в ВКЛ. Под их давлением Стефан Баторий потребовал, чтобы послы от ВКЛ согласились на предложенные условия. В знак протеста часть послов Княжества покинула сейм. Польская делегация добилась от господаря ВКЛ передачи в состав Королевства Польского Полесья, Волыни, Киевщины и Подолья. ВКЛ утратило 1/3 своей территории и вынуждена была заключить унию.

Ливонская

Шляхта

Рады

западной

Люблинском

1569 г.

Рыжим

инкорпорации

Сигизмунд II

Подляшье

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий