Проект предполагает поиск спортивных направлений, секций, кружков с учетом способностей и интересов подростков.
Дмитрий СТОГНАЧЕВ,
заведующий отделом детских проектов и инициатив
ГУО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»,
Гомельская область
otdel-dmoo@uoggodtdim.by
Сегодня интенсивность образовательного процесса очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных заболеваний у детей и подростков.
Низкий уровень спортивной жизни, пропаганды и привлечения подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом представляет угрозу выбора молодым поколением иных направлений поиска досуга, употребление алкоголя, наркотиков, повышение агрессивности среди подростков, которые, как правило, имеет негативные последствия.
Выбор спортивного направления, как и выбор профессии, становится определяющим в становлении личности подростка. Проект предполагает поиск спортивных направлений, секций, кружков с учетом способностей и интересов подростков.
Целевая группа – учащиеся учреждений общего среднего образования Гомельской области в возрасте от 12 до 17 лет.
В проекте приняло участие около 20 000 школьников из всех районов Гомельской области.
Наряду с традиционными для Республики Беларусь видами спорта, такими как хоккей, футбол, баскетбол, учащиеся попробовали свои силы и в брумболе (зимняя спортивная командная игра на ледяном поле с участием двух команд, симбиоз хоккея с шайбой и флорбола,), корфболе (спортивная игра, схожая с нетболом и баскетболом, наиболее распространённая в Нидерландах и Бельгии), юкигассене (командная игра в снежки, появившаяся в конце 1980-х в Японии), сквоше (игровой вид спорта с мячом и ракеткой в закрытом помещении).
Проект разработан Гомельским областным подростковым парламентом, проводится в целях создания условий для развития у учащихся положительной мотивации к занятиям спортом как основы их физического и социально-коммуникативного становления.
Проект предусматривал проведение в каникулярное время «недели спорта», в рамках которой каждый день был посвящен одному из видов спорта в зависимости от времени года. В рамках этой недели учащиеся в соответствии с разработанным графиком тренировок ознакомились и пробовали свои силы в том или ином виде спорта.
Место реализации: учреждения общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Гомельской области.
Задачи проекта:
– формирование у учащихся навыков физического самовоспитания, самодисциплины, спортивной культуры;
– развитие мотивации учащихся к систематическим занятиям спортом по выбранному направлению;
– изучение различных видов спорта через работу спортивных секций;
– формирование у учащихся умения делать самостоятельный выбор секций;
– выявление лучших спортсменов по различным видам спорта;
– привлечение к спортивно-массовой работе известных спортсменов, родителей учащихся, педагогов, выпускников школы и других категорий общественности.
Участники и координаторы проекта: участниками проекта были учащиеся учреждений общего среднего образования Гомельской области в возрасте от 12 до 17 лет.
Участники проекта имели право на:
– методическую поддержку при подготовке к проекту;
– техническое обеспечение участия в проекте;
Участники проекта были обязаны:
– выполнять требования положения о проекте;
– соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
– уважать честь и достоинство других участников проекта;
– транслировать свой опыт работы.
Координаторами проекта стали районные учреждения дополнительного образования детей и молодежи, которые осуществляли поддержку районных советов старшеклассников в реализации проекта.
Сроки и место проведения
Учреждения общего среднего образования совместно с органами ученического самоуправления разрабатывали графики реализации проекта и направляли его в адрес регионального координатора проекта.
Региональные координаторы проекта направляли отчет о реализации проекта с приложением фото-, видеоматериалов, ссылки на новость в социальных сетях в соответствии с графиком:
– зимние каникулы – в срок до 15.01.2024;
– весенние каникулы – в срок до 08.04.2024;
– летние каникулы – в срок до 28.06.2024.
Результаты
Реализация проекта позволила:
– вовлечь максимальное количество учащихся в регулярные физкультурно-спортивные занятия и приобщить их к активному отдыху;
– создать условия для массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы путем популяризации физической культуры и спорта среди учащихся, организовать его систематический досуг;
– повысить эффективность физкультурно-спортивной работы с учащимися.
Инструментарий проведения контроля результатов:
– степень участия учащихся в проекте;
– анализ статистических показателей;
– опросы учащихся, педагогов;
– анкетирование участников проекта.
Полезность проекта
Спорт – это не только красивое тело, хорошее самочувствие и победы, но и социальные эффекты:
– замещение вредных привычек,
– снижение преступности;
– снижение межгрупповой напряженности;
– адаптация и инклюзия людей с ограниченными возможностями; снятие барьеров между различными группами,
– развитие социальных навыков;
– создание позитивно ориентированных сообществ;
– развитие территорий, в том числе экономическое.
Социальное партнерство
В роли социального партнера проекта выступили детские и юношеские спортивные школы, которые предоставили базу для проведения того или иного дня проекта. Польза для социального партнера заключается в отборе учащихся, проявляющих наилучшие способности в том или ином виде спорта для приглашения их в свое учреждение образования.
В роли социального партнера также могут выступать тренажерные залы, которые смогут предоставлять часы для бесплатного (или со скидкой в 50%) посещения для участников проекта. Данное партнерство взаимовыгодно для обеих сторон: дополнительная реклама тренажерному залу, освоение нового вида спорта (тяжелая атлетика, фитнес, йога и т.д.)
Подведение итогов
В августе 2024 года подведены итоги реализации проекта. Лучшие участники проекта отмечены дипломами главного управления образования Гомельского облисполкома.
Перспективы развития проекта
Расширение «географии» проекта. Распространение опыта Гомельской области в других областях Республики Беларусь. Включение проекта в работу в каникулярный период во всех учреждениях образования Республики Беларусь.
Примерный календарный план реализации проекта
№ |
Задача |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Проведение недели зимних видов спорта в учреждениях образования |
День 1. Биатлон День 2. Хоккей День 3. Керлинг День 4. Лыжные гонки День 5. Фигурное катание День 6. Конькобежный спорт День 7. Хоккей |
24.12.2023 – 07.01.2024 |
2 |
Подведение промежуточных итогов |
Предоставление отчетов о реализации проекта в учреждениях образования. Анкетирование участников |
Январь 2024 |
3 |
Проведение недели спорта в учреждениях образования |
День 1. Волейбол День 2. Мини-футбол День 3. Гандбол День 4. Легкая атлетика День 5. Баскетбол День 6. Настольный теннис День 7. Велоспорт |
24.03.2024 – 31.03.2024 |
4 |
Подведение промежуточных итогов |
Предоставление отчетов о реализации проекта в учреждениях образования. Анкетирование участников |
Апрель 2024 |
5 |
Проведение недели спорта в учреждениях образования |
День 1. Футбол День 2. Волейбол День 3. Баскетбол День 4. Теннис День 5. Гандбол День 6. Тяжелая атлетика День 7. Спортивное ориентирование |
01.06.2024 – 31.08.2024 |
6 |
Подведение итогов проекта |
Анализ участия учащихся в проекте, анкетирование участников проекта, награждение учреждений образования, наиболее активно участвовавших в проекте |
Сентябрь 2024 |
Примечание. Календарный план является образцом. Виды спорта могут отличаться. При большом количестве участников виды спорта могут повторяться, но не чаще чем два раза за семь дней.