В материале предложено примерное планирование детской деятельности (общение, труд, познавательно-практическая и игровая деятельность) на огороде весной. Педагог может выбирать те формы, которые соответствуют имеющимся ресурсам и возможностям группы (учреждения дошкольного образования).
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
Одним из направлений развития современной дошкольной педагогической практики является экологическое образование дошкольников. При этом развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как стимулятор и движущая сила в процессе становления личности ребенка, которая мотивирует ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу.
Одним из элементов развития предметно-пространственной среды детского сада является детский огород, расположенный на участке учреждения дошкольного учреждения. Он помогает развивать у воспитанников интерес к природе, учит их заботиться о растениях, наблюдать за их ростом; понимать, как важен труд в жизни. Огород является важной частью образовательного процесса, потому что способствует развитию у детей экологической культуры, а также даёт возможность практического освоения знаний о сельском хозяйстве
Учебной программой дошкольного возраста при реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи по формированию старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы. В рамках трудовой деятельности у воспитанников старшей группы формируются умения, позволяющие совместно со взрослым ухаживать за растениями участка: перекапывать почву в огороде, сеять семена разными способами, выращивать и высаживать рассаду, пропалывать растения огорода, используя специальные инструменты, принимать участие в сборе урожая овощей, семян овощных и цветочных растений, выращивать зеленый корм для животных (обитателей уголка природы); летом – рыхлить почву, поливать растения в зависимости от условий и потребностей, зимой – сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам).
Работа на огороде в старшей группе детского сада – это не только практическая деятельность, но и образовательный процесс, который способствует развитию детей в разных сферах: от моторики до социальных навыков и экологического сознания. Для того чтобы эта деятельность была интересной и полезной, важно правильно организовать труд детей и выбрать оптимальные формы работы.
В материале предложено примерное планирование детской деятельности (общение, труд, познавательно-практическая и игровая деятельность). Педагог может выбирать те формы, которые соответствуют имеющимся ресурсам и возможностям группы (учреждения дошкольного образования).
Картотека игровой, познавательно-практической, трудовой деятельности, общения на огороде весной
Игровая деятельность
Март |
||
Форма организации |
Цель |
Описание |
1 |
2 |
3 |
Игра-пантомима «Отгадай, что я делаю?» |
Развитие умений передавать выразительность образа |
Воспитанники по очереди демонстрируют различные действия, которые связанны с работой на огороде, а остальные дети угадывают. |
Игра-пантомима «Посадка овощей» |
Формирование представлений об основных действиях в процессе посадки овощей |
Воспитанники изображают, как они будут «сажать» семена: притоптывают землю, копают лопатой, поливают растения, подправляют грядки. |
Дидактическая игра |
Формирование представлений о труде взрослых в природе |
Педагог называет орудие труда, а воспитанники по очереди называют действие, которое осуществляется им. Например: «Лейка – поливать, лопата – копать». |
Апрель |
||
Дидактическая игра «Узнай по запаху» |
Развитие представлений о растениях |
Воспитанники определяют растения по запаху (например, базилик, мяту или укроп), закрыв глаза. |
Дидактическая игра |
Развитие представлений о деятельности взрослых на огороде |
Воспитанники определяют алгоритм деятельности на огороде по предложенному действию педагогическим работником. Например: «Сначала перебирают семена, а потом… сажают. Рассаду вначале высаживают, а потом… поливают и т.д.». |
Дидактическая игра |
Развитие внимания |
Педагог предлагает воспитанникам картинки с изображением огорода, на которых есть ошибки, которые дети должны найти. |
Дидактическая игра «Запахи огорода» |
Развитие представлений о растениях |
Воспитанники определяют и называют овощи (травы) по запаху. |
Дидактическая игра |
Формирование умения классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания) |
Воспитанники отвечают на вопросы педагогического работника только словами «да» или «нет». |
Май |
||
Игра-импровизация «Овощные роли» |
Развитие гибкости ролевого поведения: умения придумать и реализовать роль в новой игровой ситуации |
Воспитанники разыгрывают сценки о том, как растут растения и овощи в огороде. |
Дидактическая игра |
Развитие представлений о способах ухода за растениями в соответствии с их потребностями |
Педагог предлагает воспитанникам карточки с изображением нужд растения (солнце, вода, подвязка, подрезка и т.д.), которые нужно расположить у проросших растений и овощей. |
Дидактическая игра «Секретные семена» |
Развитие мелкой моторики |
Воспитанники определяют, какие семена находятся в маленьких пакетиках, полагаясь на их форму и размер. |
Дидактическая игра «Овощная корзина» |
Развитие умения группировать овощи |
Воспитанники называю овощи того цвета, что определяет педагог. Например, зеленый – огурец, цуккини, брокколи, капуста; красный – перец, помидор, редис, свекла ). |
Дидактическая игра «Найти, где проросло семечко» |
Развитие умения узнавать и называть |
Педагог предлагает воспитанникам карточки с изображениями различных семян, по которым они находят растение (овощ) на грядке. |
Познавательно-практическая деятельность
Март |
||
1 |
2 |
3 |
Мини-исследование «Готова ли земля к посадке?» |
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи |
Воспитанники совместно с педагогическим работником измеряют температуры почвы на огороде в разных местах, определяя зависимость участка и его температуры (теневая и солнечная сторона, под кустами и в открытом грунте). |
Опыт |
Симулирование познавательной активности, пробуждение любознательности и интереса ребенка к окружающему миру |
Педагог вместе с воспитанниками наполняет снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему огороду, через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени). |
Фотофиксация «Весна на огороде» |
Развитие любознательности, умения подбирать слова, обозначающие качества явлений неживой природы |
Воспитанники совместно с педагогическим работником еженедельно делают фото огорода для дальнейшего определения сезонных изменений, происходящих в мире растений. |
Наблюдение-сравнение «Как изменился наш огород весной?» |
Развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны |
Воспитанники внимательно рассматривают огород и определяют характерные изменения, связанные с приходом весны. |
Опыт |
Развитие умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы |
Воспитанники измеряют температуру воздуха термометром, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного в тени огорода. |
Дидактическое упражнение «Путешествие по огороду» |
Развитие пространственного мышления |
Воспитанники создают карты своего огорода и отмечают на ней интересные места. |
Наблюдение за культурами огорода |
Развитие наблюдательности и умения определять причинно-следственные связи в ходе наблюдения |
Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть огород и определить, почему огород находится на солнечной стороне участка, зачем в работе на огороде необходимы лейка, лопата и т.д. |
Апрель |
||
Наблюдение «Тайны семян» |
Развитие познавательного интереса |
Воспитанники сажают семена в землю и следят за их ростом, записывая изменения в специальном блокноте наблюдений. |
Игра-эксперимент «Дождик на грядке» |
Формирование представлений о способах функционального преобразования и видоизменения (модификации) отдельных частей предмета |
Педагог предлагает воспитанникам «изобрести» поливочное оборудование |
Мини-исследование «Где огород готов встретить зернышко?» |
Развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы |
Воспитанники совместно с педагогом измеряют температуру почвы на огороде в разных местах, определяя зависимость участка и его температуры (теневая и солнечная сторона, под кустами и в открытом грунте). |
Эксперимент «Живой кусочек» |
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы |
Воспитанники совместно с педагогом помещают корнеплод в почву и наблюдают за появлением зелени. |
Мини-исследование «Рассмотрим ближе» |
Развитие умения сравнивать и анализировать |
Воспитанники с помощью лупы рассматривают и сравнивают семена. |
Эксперимент «Соревнования в росте» |
Развитие познавательного интереса |
Воспитанники наблюдают за проращиванием семян различных овощей для дальнейшего определения тех семян, которые прорастают быстрее. |
Опыт |
Развитие любознательности и познавательного интереса |
Систематически пропалывая огород, воспитанники оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем овощные культуры, которые страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. |
Эксперимент «Пестрая картошка» |
Формирование познавательных интересов и «интеллектуализация» эмоций |
Воспитанники совместно с педагогом выращивают пеструю картошку. Понадобятся клубни разного цвета, например красной и жёлтой картошки, у каждого из них аккуратно вырезают по одному глазку с частью мякоти (вырезанные кусочки должны иметь форму пирамиды с треугольным основанием, в центре которого находится глазок, размеры и форма вырезанных глазков должны быть одинаковыми у обеих картофелин), кусочки с глазками меняются местами; после того как глазок красной картошки вставлен в жёлтую, и наоборот, их плотно прижимают и в таком виде сажают в подготовленные грядки. Из таких картофелин получаются пёстрые красно-жёлтые и жёлто-красные клубни. |
Наблюдение «Нужен ли полив?» |
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы |
Воспитанники совместно с педагогом рассматривают состояние почвы и растения, чтобы определить признаки необходимости полива. |
Май |
||
Сравнительный анализ «Сорняки – это не всходы овощей» |
Развитие умения сравнивать и делать выводы |
Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть всходы и имеющие сорняки на грядках для определения их отличия от всходов овощных культур: форма, цвет листьев, высота стеблей; особенности расположения на грядке (растет не в грядках). |
Мини-исследование «Семена» |
Развитие наблюдательности, умения группировать предметы по разным признакам |
Воспитанники изучают форму и размер семян, определяют характерные особенности и отличия их друг от друга, затем сортируют по заданным критериям (по длине, по цвету, по форме, семена овощей, семена растений и т.д.). |
Наблюдение за культурами огорода |
Развитие наблюдательности и умения определять причинно-следственные связи в ходе наблюдения |
Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть огород и определить, почему огород находится на солнечной стороне участка, зачем в работе на огороде необходима лейка, лопата и т.д. |
Опыт |
Развитие познавательного интереса |
2–3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками педагог прикрепляет к деревянному брусочку и предлагает воспитанникам через несколько часов рассмотреть стебель – стебелек изогнулся вверх. |
Эксперимент «Как растет стебель?» |
Развитие представлений о строении растений |
Педагог кистью наносит на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга и предлагает воспитанникам проследить, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки. |
Эксперимент «Быстрые всходы» |
Развитие познавательного интереса |
Воспитанники совместно с педагогическим работником высаживают в грунт проросшие семена гороха и сухие семена и наблюдают, какие зерна прорастут быстрее. |
Мини-исследование «На солнце |
Совершенствование представлений о значение света в жизни растений |
Воспитанники совместно с педагогическим работником наблюдают за всходами овощей и определяют зависимость роста овощей от света. |
Мини-исследование «Ростки» |
Развитие умения делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы, умозаключения |
Воспитанники рассматривают и сравнивают проросшие ростки разных овощных культур. |
Игра-эксперимент «Изобретатели культиваторов для рыхления» |
Формирование представлений о способах функционального преобразования и видоизменения (модификации) отдельных частей предмета |
Педагог предлагает воспитанникам «изобрести» собственный культиватор для рыхления почвы на грядках из предметов ближнего окружения. Например, детские лопатки, деревянные палочки, расчески и т.д. |
Таймлайн |
Развитие познавательного интереса |
Воспитанники совместно с педагогом на временной линии в хронологической последовательности наносят этапы роста растения. |
Эксперимент «Росток» |
Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов |
Педагог предлагает воспитанникам росток растения посадить в почву из песка, глины и перегнивших листьев и определить в какой почве росток быстрее даст новый листик. |
Опыт |
Развитие умений определять причины явлений |
Воспитанники помещают семена овощей в два горшка и во влажную ткань и кладут их в разные места огорода по температуре (солнечная и теневая стороны), а через несколько дней выясняют, что семена в тепле и проросли, остальные – лишь набухли –семенам для роста нужно тепло. |
Опыт |
Стимулирование познавательной активности, пробуждение любознательности и интереса ребенка к окружающему миру |
Воспитанники совместно с педагогом высаживают в грунт проросшие семена гороха и сухие семена и наблюдают, какие зерна прорастут быстрее. |
Трудовая деятельность
Март |
||
1 |
2 |
3 |
Коллективный труд «Готовим огород в посадке» |
Формирование умения совместно со взрослым ухаживать за растениями уголка участка (перекапывать почву в огороде) |
Воспитанники перебороновывают граблями грядки, перекопанные осенью, или вскапывают заново, убирают сорняки и т.д. |
Коллективный труд «Луково-чесночный посев» |
Формирование умения совместно со взрослым сеять семена разными способами |
Педагог организует посев чеснока, лука в открытый грунт. |
Коллективный труд «Посев свеклы, редиса» |
Формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы |
Педагог организует посев свеклы, редиса в открытый грунт. |
Трудовое поручение «Убористая уборка» |
Развитие ответственности, умение заботиться о рабочих инструментах |
Воспитанники помогают мыть лопатки, грабли, поливочные устройства и укладывать их на нужное место. |
Коллективный труд «Уход за растениями после высадки» |
Формирование умения выполнять различные поручения |
После того как растения высажены, воспитанники осуществляют совместно с педагогом уход за ними, выполняя несколько задач: рыхление, прополка, полив. |
Апрель |
||
Коллективный труд «Пойдем сажать картошку» |
Формирование умения совместно со взрослым сеять семена разными способами |
Педагог организует посадку картофеля. |
Трудовое поручение «Помыть и положить инструменты на место» |
Развитие ответственности, умение заботиться о рабочих инструментах |
Воспитанники помогают мыть лопатки, грабли, поливочные устройства и укладывать их на нужное место. |
Трудовое поручение «Внимание – сорняки» |
Развитие представлений о способах ухода за растениями в соответствии с их потребностями |
Воспитанники убирают с грядок огорода сорняки. |
Коллективный труд «Зернышко от зернышка – будет урожай» |
Формирование умения совместно со взрослым сеять семена разными способами |
Педагог организует посев гороха, кукурузы и бобов. |
Трудовое поручение «Полив растений на огороде» |
Развития умения совместно со взрослым осуществлять уход за растениями |
Воспитанники совместно с педагогическим работником осуществляют полив всходов на огороде. |
Ручной труд «Вертушка-шумелка для отпугивания животных-вредителей» |
Развитие умения самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки |
Педагог предлагает воспитанникам изготовить вертушки для огорода. |
Май |
||
Коллективный труд «Украсим огород» |
Формирование умения выполнять различные поручения |
Воспитанники совместно с педагогом сажают декоративные растения, чтобы сделать грядки красивыми, |
Ручной труд «Украшения |
Развитие умения с помощью взрослого изготавливать украшения для оформления помещений огорода |
Воспитанники совместно с педагогом изготавливают и расставляют украшения для огорода. |
Коллективный труд |
Формирование умения совместно со взрослым ухаживать за растениями участка (выращивать и высаживать рассаду) |
Воспитанники совместно с педагогом аккуратно пересаживают рассаду из контейнеров в почву. |
Коллективный труд «Сеем-сеем-засеваем» |
Формирование умения совместно со взрослым сеять семена разными способами |
Педагог организует посев в открытый грунт семян кабачков, тыквы и патиссонов и других овощных культур. |
Трудовое поручение «Работаем на урожай» |
Развитие умения совместно со взрослым осуществлять уход за растениями |
Воспитанники совместно с педагогом осуществляют уход за овощами на огороде. |
Трудовое поручение «Полив растений на огороде» |
Формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы |
Воспитанники совместно с педагогом осуществляют полив всходов на огороде. |
Трудовое поручение «Огород» |
Развитие умения совместно со взрослым выращивать растения на огороде |
Воспитанники совместно с педагогом высаживают семена овощей (бобы, фасоль, тыкву, горох, редис, свеклу), самостоятельно поливают, рыхлят почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем. |
Коллективный труд «Пропалываем, рыхлим, поливаем» |
Формирование умения совместно со взрослым ухаживать за растениями участка (пропалывать, поливать растения огорода), используя специальные инструменты |
Педагог организует уход за овощами и растениями на грядках. |
Трудовое поручение «Заготовка воды для поливки» |
Формирование умения совместно со взрослым ухаживать за растениями |
Педагог предлагает расположить емкости для сбора дождевой воды для полива растений огорода. |
Трудовое поручение «Убираем кормушки –меняем на поилки» |
Формирование умения совместно со взрослым ухаживать за птицами участка |
Воспитанники совместно с педагогом убирают кормушки и меняют их на поилки. |
Общение
Март |
||
1 |
2 |
3 |
Беседа-рассуждение «Март – протальник, грачевник, капельник?» |
Развитие умения использовать в речи элементы объяснительной речи и речи-доказательства |
Педагог знакомит воспитанников с народными названиями месяца, предлагает высказать свои предположения относительно народных названий месяца, уточняет. |
Беседа |
Развитие умения при ответах на вопросы, использовать элементы объяснительной речи |
Педагог предлагает рассказать о том, как появляются различные растения на огороде. |
Интервьюирование «Что значит для огорода весна?» |
Развитие умения самостоятельно использовать освоенные речевые формы в процессе общения |
Педагог – «корреспондент» задает вопросы воспитанникам по теме беседы. |
Дидактическая игра «Скажи по-другому» |
Развитие умения подбирать слова, близкие по смыслу |
Педагог предлагает воспитанникам подобрать близкие по смыслу слова к его высказываниям. Например: «Лопатой копаю – перекапываю, откапываю, закапываю, переношу и т.д.». |
Этюд |
Формирование представления о том, как важно ухаживать за растениями |
Каждый ребенок представляет себя овощем (помидор, огурец, морковь) и должен «расти» на грядке. |
Словесный пленэр «Я рисую погоду» |
Формирование умения в описаниях явлений природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности объектов |
Педагог предлагает воспитанникам описать погоду, употребляя в описании сезонные изменения, наблюдаемые на огороде. |
Беседа-рассуждение «Почему март – «протальник», «солнечник», «солногрей?» |
Формирование представлений о значении слова |
Педагог знакомит воспитанников с народными названиями месяца и предлагает объяснить их значение. |
Беседа-инструктаж «Правила работы на огороде» |
Развитие умения внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы |
Педагог организует беседу о правилах коллективного труда, пользовании орудиями труда. |
Беседа-инструктаж «Правила правильного полива» |
Развитие умения внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы |
Педагог организует беседу о правилах безопасности при поливе, чтобы воспитанники |
Беседа |
Развитие умения внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы |
После организованного труда в огороде по посадке овощей, педагог организует беседу, в ходе которой воспитанники обсуждают результаты своего труда (как растения будут расти, что потребуется для их хорошего роста, как они могут заботиться о растениях, каков будет результат их труда и т.д.). |
Апрель |
||
Беседа-рассуждение «Апрель – снегогон, ручейник, водолей, первоцвет?» |
Развитие умения использовать в речи элементы объяснительной речи и речи-доказательства |
Педагог знакомит воспитанников с народными названиями месяца, предлагает высказать свои предположения относительно народных названий месяца, уточняет. |
Коммуникативная игра «Огородные волшебники» |
Развитие умения создавать разнообразные виды творческих рассказов |
Воспитанники представляют, что они – волшебники, которые могут помочь растениям расти и высказывают свои варианты «волшебной» помощи. |
Беседа-рассуждение «Зачем растениям семена?» |
Развитие умения участвовать в диалоге |
Педагог предлагает воспитанникам порассуждать на заданную тему, используя доказательства своих высказываний. |
Этюд |
Развитие коммуникативной функции речи |
Дети в парах или группах изображают разные овощи, ребенок-огородник приходит в огород с лейкой и садовым инструментом. Овощи «оживают» и начинают разговаривать, кто-то жалуется на недостаток воды, кто-то на слишком много солнца. Огородник разговаривает с овощами, поливает их, помогает им расти и даёт советы, как быть здоровыми. |
Дидактическое упражнение «Весна на огороде – это…» |
Развитие умения подбирать слова, наиболее точно обозначающие качества и признаки явлений в окружающей природе |
Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть огород и назвать слова, определяющие характерные проявления неживой природы весной на огороде. Например: «Весна на огороде – это рассада овощей, всходы на грядках и т.д.». |
Беседа-рассуждение «Почему у апреля народное название «цветень?» |
Формирование умения в процессе общения использовать формы речи-рассуждения (объяснительную речь) |
Педагог знакомит воспитанников с народным названием месяца и предлагает объяснить его значение, аргументируя свои высказывания в процессе наблюдения на огороде. |
Май |
||
Беседа-рассуждение |
Развитие умения использовать в речи элементы объяснительной речи и речи-доказательства |
Педагог знакомит воспитанников с народными названиями месяца, предлагает высказать свои предположения относительно народных названий месяца, уточняет. |
Дидактическая игра «Закончи пословицу» |
Формирование и расширение представлений о фольклорных произведениях разных жанров (пословицы) |
Педагог предлагает воспитанникам закончить начатую им пословицу о весне. Например: «Апрельский цветок ломает (снежок). Весна красна цветами, а осень (плодами). Где цветок, там (медок). на хороший цветок летит (мотылек). Кто весною потрудится, тот осенью (повеселится). Увидел грача – весну (встречай) и др.». |
Интервьюирование «Полезные советы» |
Развитие способности участвовать в диалоге |
Педагог от имени корреспондента уточняет у воспитанников советы по уходу за комнатными растениями. |
Коммуникативное упражнение «Письмо от…» |
Развитие воображения, умения сочинять рассказы и строить его в соответствии с логикой повествования |
Педагог предлагает воспитанникам рассказать, какое письмо могла бы написать детям весенняя погода, высаженные овощи. |
Этюд |
Формирование коммуникативных умений |
Воспитанники изображают овощи, а также вредителей. Ведущий объясняет, как важно защищать растения от вредителей, поливать их, использовать средства защиты (например, сетки). |
Этюд |
Развитие невербальных форм общения |
Воспитанники изображают овощи, которые недовольны тем, что их посадили слишком рядом. |
Беседа-рассуждение |
Развитие умения использовать в процессе общения объяснительную речь |
В ходе беседы педагог уточняет у воспитанников различиями между семенами и саженцами, между понятием «сажать» и «пересаживать» растения. |
Интервьюирование «Трудности и успехи» |
Развитие умения участвовать в диалоге |
В ходе «интервью» педагог уточняет у воспитанников, что было сложным или интересным в процессе работы на огороде. |
Словесный пленэр «Будет у меня вот такой урожай….» |
Развитие умения моделировать рассказ, используя элементы объяснительной речи |
Воспитанники сочиняют рассказ о предстоящем урожае на огороде, используя в рассказе логику повествования, названия овощей, различные трудовые действия. |