Комплекс игровых упражнений по дифференциации [р]– [л] в предложениях у воспитанников 5-6 лет    

- 17:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Подборка игровых упражнений по дифференциации [р] [л] в предложениях. Значительное количество воспитанников 5-6 лет, которым оказывается коррекционно-педагогическая помощь, заменяют [л] на [р]. После этапов постановки и автоматизации [р], многие обучающиеся нуждаются в дифференциации звуков [р] [л].                   

 

Наталья КЛЕПИКОВА,                          
у
читель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

Когда [р] поставлен и автоматизирован, некоторые воспитанники этот новый звук начинают вставлять туда, где он совершенно не нужен, начинают взаимозаменять звуки [л] и [р]. Этот дефект необходимо искоренить, чтобы избежать в дальнейшем ошибок в письменной речи (чаще дети как произносят, так и пишут). Такие обучающиеся нуждаются в помощи по различению звуков в устной речи. В этом помогает продуманный игровой практический материал.

Если игровые упражнения кроме задачи по дифференциации содержат и задачу по развитию грамматического строя речи, то, уверена, от них двойная польза, они увеличивают эффективность коррекционного процесса.

Предлагаю познакомиться с небольшой подборкой игровых упражнений по дифференциации [р] [л] в предложении. Представленные игровые упражнения разработаны и изготовлены мною самостоятельно.

 

Игровое упражнение «Блокнотик»

Задачи:

– дифференцировать [л] — [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять умения образовывать грамматическую форму множественного числа винительного падежа существительного;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция. Перед тобой Клара, которая сочиняет шуточные рассказы и записывает их в блокнот. Бери блокнот и говори, про кого (что) Клара записала рассказ в блокнот? Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

Пример. Клара записала в блокнот рассказ про крокодилов.

Речевой материал: Клара, блокнот; крокодилы, мармелады, крылья, орлы, кораллы, рыболовы, берлоги, спортзалы, зеркала, рулоны, кларнеты, журналы, аэропланы, русалки, эскалаторы, скорлупки, коромысла, проволоки, радиолы, прыгалки, фломастеры, пломбиры.

Игровое упражнение «Белый пароход»

Задачи:

– дифференцировать [л] – [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция. В далёкую сказочную страну по голубым волнам плывут белые пароходы. Кто плывёт по голубым волнам в твоём белом пароходе? Перед тобой лежат карточки с изображением пароходов и фонарик. Бери карточку, клади её на включенный фонарик и рассказывай, кто плывёт в белом пароходе по голубым волнам? Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

          Пример. По голубым волнам в белом пароходе плывёт рыба.

Речевой материал: рыба, робот, пирог, корова, сыр, подарок, ромашка, ведро, роза, торт, топор, арбуз, радуга, кровать, мухомор, дракон, ракета, груша, рубашка, трактор, кролик.

Игровое упражнение «Грузовичок»

Задачи:

– дифференцировать [л] – [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
– закреплять умения согласовывать числительные два, две с существительными;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция. Влад в грузовичке доставляет на склад магазина разнообразные товары. Расскажи, что именно он доставил сегодня?

1 Бери грузовичок, размещай его рядом со складом и называй предметы, которые лежат в кузове грузовичка. Предмет меньшего размера называй ласково. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

          Пример. Влад доставил на склад в грузовичке яблоко и яблочко.

2 Бери грузовичок, размещай его рядом со складом и называй предметы, которые лежат в кузове грузовичка. Обрати внимание, что предмет не один. Сосчитай их. Обращай внимание и на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

Пример. Влад доставил на склад в грузовичке на два яблока.

Речевой материал. Грузовик, склад; яблоко-яблочко, кукла-куколка, свёкла-свеколка, слон-слоник, клубника-клубничка, глобус-глобусик, флокс-флоксик, флаг-флажок, шланг-шланжик, гладиолус-гладиолусик, блокнот-блокнотик, маркер-маркерок, облако-облачко, платье-платьеце, закладка-закладочка, клубок-клубочек, клавиатура-клавиатурка, лак-лачок, метла-метёлочка.

Два яблока, две куклы, две свёклы, два слона, две клубники, два глобуса, два флокса, два флага, два шланга, два гладиолуса, два блокнота, два маркера, два облака, два платья, две закладки, два клубка, две клавиатуры, два лака, две метлы.

Игровое упражнение «Логопедические шагалки»

Задачи:

– дифференцировать [л] – [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять умения образовывать конструкции единственного числа творительного падежа существительного с окончаниями -ом, -ем, -ой;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция 1. Лора на рынке купила яблоки и груши, сложила их в коробку. На каждом яблоке и на каждой груше были наклейки. С какими наклейками Лора сложила в коробку яблоки и груши? Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

Пример. Лора положила в коробку яблоко с расчёской. Лора положила в коробку грушу с лопатой.

Инструкция 2. Белка Рая собрала хороший ягодный урожай. Часть ягод она отдаст в звериный сад.  Каждую такую ягодку белка Рая пометила печатью с картинками, в названии которых присутствует либо [л], либо [р]. Все ягоды, предназначенные в звериный сад, она бережно клала в корзину. Расскажи, с какими именно картинками белка Рая положила в корзину арбузы и клубники. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

Белка Рая положила в корзину арбуз с лаком. Белка Рая положила в корзину клубнику с рыбой.

Инструкция 3. Поросёнку Луше сладко спалось под дубом. Чтобы добраться к дубу, необходимо пройти по тропинке из желудей и правильно произнести ту картинку, которая нарисована на каждом жёлуде. Помоги Поросёнку Луше добраться к дубу. Наступай указательным пальчиком на жёлудь и рассказывай, какая картинка нарисована на жёлуде. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

          Пример. Поросёнок Луша наступил на жёлудь с роботом.

Речевой материал

Белка, лукошко, арбуз, клубника; лак, бутылка, рыба, лук, коробка, кружка, салат, робот, ложка, рулет, лампочка, ракета, пирамида, астра, ракушка.

Лора, коробка, яблоко, груша; расчёска, лопата, пенал, сыр, колодец, ведро, забор, лотос, гитара, шкатулка, карандаш, лось, перо, астра.

Поросёнок, жёлудь, дуб; робот, пирог, рыба, забор, ракета, гитара, рак, помидор, шар, персик, рубашка, кукуруза, расчёска, горка, сыр, ручка.

Игровое упражнение «Муравей-силач»

Задачи:

– дифференцировать [л] – [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять умения образовывать грамматическую форму единственного числа винительного падежа существительного;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция. Муравей Володя обустраивает свой быт в новом муравейнике. Он таскает в муравейник разные предметы, которые тяжелее его самого. По этой причине все друзья и знакомые называют муравья Володю силачом. Что именно муравей Володя несёт в муравейник? Перед тобой лежат карточки, перевёрнутые изображением вниз. Переворачивай карточку и рассказывай, что тащит муравей-силач Володя в муравейник. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

          Пример. Муравей-силач Володя тащит в муравейник флаг.

Речевой материал: лупа, пила, ложка, заколка, вилка, лодка, лопата, лампа, флаг, фломастер, лукошко, глобус, колбаса, палка, бутылка, колос, галстук, иголка, булавка, сало.

Игровое упражнение «Голубой слоник»

Задачи:

– дифференцировать [л] – [р] в предложениях;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять умения образовывать грамматическую форму единственного числа винительного падежа существительного;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция. Сказочные разноцветные слоники помогали своим детёнышам играть в игру, где необходимо скрыть любые предметы от посторонних. Перед тобой лежат карточки, перевёрнутые изображением вниз. Переворачивай карточку и рассказывай, кого и куда скрыл голубой слоник? Скрытые предметы называй ласково. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.

          Голубой слоник скрыл в крохотную капельку рыбку.

Речевой материал: слон, капля; рыбка, рубашечка, ромашечка, рулетик, гитарочка, паровозик, мухоморчик, заборчик, зефирчик, бобёрчик, картошечка, арбузик, вертолётик, черничка, ведёрко, кроссовочки, грузовичок.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий