Формирование у детей патриотизма, национального самосознания и любви к родному городу.
Наталья ТРАПКАЧЁВА,
учитель-дефектолог
ГУО “Детский сад № 3 г.п. Корма”,
Гомельская область
Тема: «Путешествие по городскому поселку Корма».
Форма проведения: занятие-путешествие.
Цель: формирование у детей патриотизма, национального самосознания и любви к родному городу.
Задачи:
– формировать представления и знания детей о своём посёлке;
– познакомить с происхождением названия посёлка;
– развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом;
– формировать умение пользоваться картой-схемой микрорайона;
– воспитывать любовь к родному городу.
Участники мероприятия: воспитанники 5–6 лет с общим недоразвитие речи (ОНР 3 ур.р.р.)
Место проведения: кабинет учителя-дефектолога.
Оборудование: мяч, мультиборд, интерактивный плакат «Люби и знай свой Кормянский край», видеоролик о г.п. Корма, игра-лото «Путешествие по г.п. Корма», интерактивная игра «Названия улиц», шкала оценивания (по количеству детей).
Подготовительный этап: экскурсия по г.п. Корма, рассматривание иллюстраций зданий, памятников и других объектов, находящихся на территории г.п. Корма, беседа «Моя малая родина».
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие
Педагог. Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что когда мы здороваемся, мы желаем здоровья друг другу? Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожелай здоровья». Нужно передавать мяч по кругу и поздороваться с тем, кому передаёте мяч. Начинаем: «Здравствуй, Маша», «Здравствуй, Паша» и т.д.
Сюрпризный момент
Педагог (обращает внимание детей на мультиборд). Ой, ребята посмотрите, что это за чудо-техника у нас стоит? (Экран, телевизор.)
Правильно – это наш волшебный экран, он сегодня будет нам помогать при выполнении заданий.
Введение в тему занятия
А сейчас предлагаю вам просмотреть видеоролик, а потом вы мне скажите, о чём он. Присаживайтесь на стульчики.
Просмотр видеоролика из интерактивного плаката «Люби и знай свой Кормянский край» (Приложение 1).
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на занятии? (О нашем городском посёлке Корма.)
А вы знаете, почему наш посёлок так назвали? Существует четыре версии происхождения названия Корма, а познакомит вас с ними волшебный экран. (На мультиборде поочерёдно включаются четыре версии происхождения названия Корма. (Приложение 1)
А как вы думаете, как называют людей, которые живут в Корме? (Кормянцы). Правильно. Молодцы!
Игра «Сложи герб и флаг г.п. Корма»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; закрепить знание основных цветов и элементов на символике нашего города.
А сейчас давайте присядем с вами на ковёр. Ребята, у нас в Корме, как и в любом городе, есть свой герб и флаг. Но кто-то их испортил, давайте попробуем их собрать (Дети собирают пазлы герба и флага на ковре).
Физкультминутка “Мы в посёлке отдыхали”
Цель: формировать умение координировать речь с движением.
Молодцы, предлагаю немножко отдохнуть, выполним с вами уже знакомую физкультминутку «Мы в посёлке отдыхали». Не забываем чётко проговаривать слова и выполнять все движения по тексту.
Мы в посёлке отдыхали (шагают на месте).
В речке плавали, ныряли, (имитируют движения пловца).
Бабушке охотно помогали, (разводят руки в стороны).
Сорняки на грядке вырывали (приседают).
Бабочек ловили мы сачком (прыгают).
Здоровье укрепили свежим молоком (руки к плечам).
Игра-лото «Путешествие по г.п. Корма» (2 варианта проведения игры) (Приложение 2)
Молодцы, ребята. А сейчас предлагаю поиграть в игру-лото. Она поможет нам вспомнить здания, памятники и другие объекты, которые находятся в нашем посёлке.
Вариант 1.
Присаживайтесь за столы. У каждого из вас лежит игровое поле и карточки. Вам нужно найти парные карточки и закрыть всё игровое поле. Когда всё поле будет заполнено, нужно назвать, какие здания, памятники и другие объекты на вашей карточке.
Вариант 2.
Посмотрите, на экране находится игровое поле и карточки. Вам нужно каждой карточке найти свой домик на игровом поле, назвать, какие здания, памятники и другие объекты изображены на карточке. (Дети поочередно передвигают по одной карточке.)
Интерактивная игра “Придумай названия улиц” (Приложение 3)
Цель: совершенствовать умения образовывать прилагательные от существительных.
Ребята, а сейчас представьте себе, что у улиц, которые находятся рядом с нашим детским садом, нет названий и нам нужно их придумать. Но прежде чем начать, давайте подойдём к нашему волшебному экрану и найдём наш детский сад на схеме. Как вы думаете, как он раньше назывался? («Звоночек», «Колокольчик»). А почему вы так решили? (Потому что на здании нарисован звоночек). Правильно!
А сейчас вам нужно нажать на кубик, на котором будет изображён предмет, и от его названия нужно придумать название для любой улицы (Сердце – Сердечная, цветок – Цветочная, звезда – Звёздная, солнце – Солнечная, скрипичный ключ – Музыкальная, яблоко – Яблочная или Садовая), затем найти значок с таким же изображением и перетянуть на ту улицу, которая будет так называться. (Дети поочерёдно подходят к мультиборду и выполняют задания; при затруднении помогают другие дети).
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:
– как называется наш городской посёлок?
– как называют людей, которые живут в Корме?
– какие здания, памятники вы запомнили?
Молодцы. Я подготовила для каждого цветные круги оценивания, вам нужно поднять:
– красный круг, если занятие для вас было очень сложным;
– синий круг – если занятие было интересным, но у вас что-то не получилось;
– зелёный круг – если справились со всеми заданиями.
Приложения: Путешествие по городскому поселку Корма