Профессия – овощевод. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников от 5 до 6 лет

- 15:10Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен конспект занятия для детей старшей группы по образовательной области “Ребёнок и общество”, направленного на ознакомление с профессией овощевода.

 

Елена КРАВЧЕНКО,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область

 

Тема: «Профессия – овощевод».

Программные задачи:

– расширять представления детей о профессии овощевод, структуре трудового процесса, орудиях и результатах труда;
– закреплять представления об овощах, их пользе для здоровья человека;
– развивать познавательные процессы, интерес к сельскохозяйственным профессиям;
– воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать взрослым в уходе за овощами.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ, объяснение, вопросы поискового характера); наглядный (демонстрация, наличие наглядного материала); практический (познавательно-практическая деятельность – опыты, эксперименты).

Материалы и оборудование: набор картинок о труде овощеводов; свежие овощи (огурец, морковь, капуста, лук, чеснок, помидор), соленый огурец, бумажные салфетки, зубочистки; картинки овощей, семена овощей, стаканчики с водой, тарелочка с кусочками овощей, чудесный мешочек.

Предварительная работа: загадки об овощах и фруктах; дидактические игры «Вершки и корешки», «Узнай растение по ботве»; беседа на тему «Что мы выращиваем на огороде?», настольно-печатная игра «Овощи».

Тип занятия: комбинированный.

 

Ход занятия

Вводная часть

Игровая мотивация

Цель: заинтересовать детей, привлечь внимание к предстоящей деятельности.

Воспитатель. Ребята, я сегодня для вас приготовила угощение, оно лежит вот здесь на тарелочке. Но я вам его не покажу. Вы должны не глядя, по запаху и вкусу, определить, чем я вас угостила.

Дидактическая игра «Узнай овощ на вкус и запах»

Цель: закрепление представлений об овощах, умение различать их по вкусу и запаху.

Ребенок пробует кусочек овоща, рассказывает о вкусовых ощущениях, называет его.

Что это? Как ты догадался? Опиши его.

Например: круглый, красный, бывает и желтый. На вкус – с кислинкой, мягкий.

Воспитатель (когда все овощи отгаданы). Как лук, огурец, помидор, картошку, чеснок, капусту морковь называть одним словом? (Овощи). 

Назовите, какие еще вы знаете овощи? (Тыква, перец, репа, свекла, картофель и т. д.)

Почему мы должны кушать овощи? вощи очень полезны, в них очень много витаминов). Верно, в овощах много витаминов, которые так нужны человеческому организму, чтобы не болеть. Поэтому мы должны кушать овощи каждый день. Это различные салаты из овощей, а так же овощные супы, запеканки. А какие блюда из овощей вы любите?

Ребята, скажите, откуда берутся овощи? (Их выращивают). Где выращивают овощи? (На огородах, на дачах)

Основная часть

Дискуссия «Овощевод»

Цель: формирование представлений о профессии овощевода.

А кто выращивает овощи? Человека, который занимается выращиванием овощей, называют овощевод. Это профессия взрослых.

А как вы считаете, где работает овощевод? (В огороде, на земле, на грядке, в теплице). А еще на плантации; так называют большие участки земли, засаженные овощами.

Для чего так много сажают овощей на плантациях?  (Потому что овощи нужны в детских садах, больницах, санаториях, для городских жителей)

Чтобы стать овощеводом, нужно любить природу, быть наблюдательным, физически выносливым, спокойным.

Рассуждение «Что должен знать и уметь овощевод»

Цель: формирование представлений о структуре трудового процесса овощевода.

Чтобы вырастить хороший урожай, овощевод должен хорошо разбираться в свойствах семян, знать, как выращивать рассаду, как приготовить землю к посадке, как ухаживать за всходами. Овощевод знает, какие удобрения нужны для выращивания овощей, условия и способы хранения овощей и семян овощных культур.

Дидактическая игра «Орудия труда овощевода»

Цель: закрепление представлений воспитанников об орудиях труда овощевода.

Ребята, как вы думаете, какие орудия труда необходимы овощеводу, чтобы посадить урожай? (Воспитанники называют орудия труда: мотыга, грабли, лейка, веревка, лопата.)

Интеллект-карта «Машины-помощники»

Цель: формирование представлений о сельскохозяйственной технике.

Как вы думаете, кто еще помогает овощеводу в выращивании овощей? (Овощеводам в их работе помогают машины)

Правильно, на помощь приходят различные машины и трактора.

Рассматривание картинок разнообразной сельскохозяйственной техники и беседа по их содержанию (о труде овощеводов). Дети рассматривают, как трактор пашет землю, как сеют сеялками семена, рыхлят землю, пропалывают ее культиваторами, поливают специальными агрегатами, копают, а затем выращенный урожай грузят на машины, везут на овощебазу.

Весною овощеводы готовят почву для растений. Землю вскапывают трактора с плугом. Подготовив землю, овощеводы сеют семена. Семена сеют с помощью техники-сеялки. Если посадить семена редко, урожая будет мало. Если посадить густо, растения будут мешать друг другу, расти.

И вот появляются первые всходы. За посевами нужно ухаживать. Летом растения каждый день поливают. Поле большое, помогаем овощеводам удивительная машина – дождик.

Но овощам нужна не только вода, но и полезные вещества. Овощеводы добавляют в почву удобрения вручную или с помощью техники.

Также чтобы вырос хороший урожай, нужно рыхлить, землю, вырывать сорняки. И здесь тоже помогают машины.

Чтобы урожай не погиб от вредных насекомых, гусениц овощеводы борются с вредителями, применяют химические средства. И здесь овощеводам помогают специальные машины.

Физминутка «Огород»

Цель: переключение на другой вид деятельности, снятие напряжения, активизация внимания, внесение эмоционального заряда.

Ребята, давайте представим, что мы овощеводы. Мы с вами пойдем на огород, за овощами.

В огород пойдем, (маршируют на месте)
Урожай соберем (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты, (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки).

Обследование семян

Цель: обобщение представлений детей о семенах, росте и развитии овощей, развитие самостоятельных обследовательских действий.

Мы с вами говорили, что овощеводы хорошо знают семена различных овощей. А вы, ребята, сможете, определить, семена каких овощей лежат у нас на столе.

Ребята, посмотрите, у вас на подносе разложены пакетики с семенами овощей. Чем семена отличаются друг от друга (по форме, размеру, цвету.)

Дидактическая игра «Подбери семена к овощам»

Цель: формирование представлений об овощах и семенах.

Ребята, подберите семена для каждого растения.

(Дети подбирают пакетики семян к картинкам овощей.)

Ребята, посмотрите, у вас в тарелочках лежат семена какого овоща? (Тыквы). Все ли они одинаковые по размеру? (Рассматривают мелкое и крупное семечко тыквы). Как вы думаете, из этих семян вырастут одинаковые растения? Из крупного семечка разовьется сильное молодое растение, а из мелкого – маленькое и слабенькое. Поэтому, готовясь к посеву, овощеводы отбирают самые крупные семена.

А чтобы определить, какие семена годятся для посадки, мы с вами проведем эксперимент.

Эксперимент «Тонет – не тонет»

Цель: развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Семена можно опустить в соленую воду. Тяжелые хорошие семена упадут на дно, а пустые и сухие останутся на поверхности. Их надо аккуратно слить вместе с жидкостью. Оставшиеся семена надо хорошо промыть и высушить перед посадкой.

Дидактическая игра «Корешок, корешок, где твой вершок?»

Цель: закрепление представлений об овощах.

Дети делятся на две команды. Одни получают карточки корешков овощей, другие вершков. Дети показывают карточки по очереди и говорят «Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого вершок, должен ответить «Вершок репки у меня» и прикрепить «на грядку». Если н правильно, говорят «Вершок, вершок, я не твой корешок».

Ребята, скажите, что съедобно у картошки, вершок или корешок? (Воспитатель задает такие вопросы по остальным овощам и т.д.)

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление представлений об овощах, умение на ощупь определять овощ по его форме.

Ребята, давайте посмотрим, что лежит в мешочке. Ребята на ощупь определяют овощ, а затем называют блюдо, которое можно приготовить из него.

Заключительная часть

Ребята, о какой профессии взрослых мы говорили на занятии?

Что является основным результатом труда овощеводов? (Полезные овощи, в которых очень много полезных веществ, необходимых человеку).

Мы можем сказать, что овощеводы помогают людям поддерживать и сохранять своё здоровье. Их труд очень необходим людям.

 

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий