Групповое коррекционное занятие «Слоговой состав слова» для детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении было проведено с целью развития навыка слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия, умения анализировать.
Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Слоговой состав слова».
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Задачи:
– актуализировать знания о слогообразующей роли гласных;
– продолжать формировать умение определять количество слогов в слове;
– развивать фонематическое восприятие;
– формировать умение определять правильную последовательность слогов в слове;
– формировать знания о важности правильной последовательности слогов в слове;
– способствовать развитию умений анализировать;
– развивать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: тетради, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки для рефлексии.
Ход занятия
I Организационный момент
Учитель-дефектолог. Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей. (Слоги.)
Правильно, сегодня мы будем определять правильную последовательность слогов в слове. Но перед этим вспомним, что мы делали на предыдущем занятии.
II Актуализация знаний, закрепление материала предыдущих занятий
Я вам буду читать слова, а вы в тетради изобразите эти слова графически: вместо согласных используем знак «_», а гласные звуки обозначаем буквой. Устно определяем количество слогов в слове.
Слова: нож, шар, гусь, ракета, лапа, радуга, вата, музыка, дом, шапка.
Какая взаимосвязь между количеством слогов в слове и количеством гласных? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
III Основная часть
Игра «Найди ошибку»
Я называю слова, а вам нужно понять, что в этих словах неправильно? (Слоги в словах в неправильной последовательности). На доске – подсказки в виде картинок со словами, вам нужно назвать их правильно.
Физкультминутка
Слушаем слова и выполняем движения.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Упражнение «Составь слова»
В этом упражнении вы будете составлять из слогов, которые даны не по порядку, слова и записывать в тетрадь полученные слова (раздаю карточки с заданием).
ко, ва, ро – …корова
за, сы, па – …запасы
ба, ка, со – …собака
ка, со, ро – …сорока
ты, ха, ла – …халаты
ка, кор, муш – …кормушка
ду, по, май – …подумай
то, фрук, вый – …фруктовый
Молодцы!
IV Заключительная часть
Итог занятия
Молодцы, сегодня вы учились определять правильный порядок слогов в слове, составлять из слогов слова.
Рефлексия
Что вы сегодня повторили? Что узнали нового? В чем были трудности? Если вы считаете, что вам сегодня на занятии всё удалось и у вас всё получилось, то поднимите зеленую карточку, если возникали сложности – красную.