Мне эта боль покоя не дает. Геноцид моих земляков в годы Великой Отечественной войны. Исследовательская работа

- 9:25Исследовательская деятельность, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Проекты, Методичка

Работа была представлена на республиканском конкурсе научно-исследовательских краеведческих работ в номинации «История родного края».

 

Автор:

Татьяна НАЗАРУК, учащаяся 9 «Б» класса, 

Руководитель:

Ирина НАЗАРУК, учитель истории
ГУО «Хидринская средняя школа им. А.В.Лисковича»
Кобринского района,
Брестская область

 

 

Введение

 

Память, память,
Ты порой тревожно
Бьёшь по нервам, бешено скользя,
Позабыть такое невозможно,
Потому что забывать нельзя.
                                    Нонна Гросс

 

Сегодня тема исторического прошлого не теряет своей актуальности, потому что является тем нравственным стержнем, который укрепляет связь между поколениями. Не секрет, что историческая память подвергается всевозможным фальсификациям, появились тенденции переписывания истории, рождаются фейки, которые искажают давно известные факты и обесценивают наши ценности.

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, знанию ее истории и сохранению памяти о ней. Народная мудрость гласит: «Не зная прошлого, не поймешь современность».

Значимость темы исторического прошлого белорусского народа нашла отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь. В нее были внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне (статьи 15, 54). «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь» [1, с.7].

Политика фашистского геноцида – это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто, показательные казни и виселицы на площадях. Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года, и мы не имеем права предать это забвению. В Конвенции ООН говорится: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы… Геноцид не имеет срока давности» [2]. В нашей стране в апреле 2021 года было начато уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками геноцида белорусского народа. Впервые на законодательном уровне был признан этот факт, а в январе 2022 года принят Закон «О геноциде белорусского народа».

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко постоянно обращает внимание на то, что утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Мы должны знать цену мира и свободы и не забывать своего прошлого.

Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но, и чтобы видеть смысл своей жизни. «Народ без памяти слеп…» – гласит пословица.
Познание истории родного края позволяет лучше оценить прошлое, понять настоящее и даже заглянуть в будущее.

Целью исследования стало изучение трагических событий в деревнях Корчицы и Ляхчицы в годы Великой Отечественной войны как подтверждение факта геноцида на территории Кобринского района.

Задачи:

– восстановление и сохранение исторической памяти о геноциде на наших землях в годы Великой Отечественной войны;
– создание условий для формирования активной жизненной позиции, патриотического сознания;
– повышение интереса к прошлому страны через изучение истории своей малой родины.

Объектом исследования является геноцид моих земляков в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования стали трагические судьбы расстрелянных семей Загребы, Ивана и Антона Рогачуков, участь малолетних узников Платона Приступчика и Алексея Приступчика и история спасения еврейской девочки Хинки.

Основные этапы:

1) выбор и утверждение темы проекта, формулировка цели и задачи, выдвижение рабочей гипотезы, определение этапов работы;
2) сбор информации, опрос людей, которые знают об этих событиях;
3) описание и предоставление результатов работы, сопоставление выводов с целями и задачами;
4) знакомство учащихся школы, молодежи и жителей села с трагическими событиями Великой Отечественной войны на территории Кобринщины.

В ходе изучения темы, было проведено анкетирование учащихся 8–11-х классов Хидринской средней школы. Результаты опроса свидетельствуют о том, что не все учащиеся нашей школы знают о событиях, происходивших на наших землях в годы войны. Самыми распространёнными источниками знаний о Великой Отечественной войне являются уроки истории, кинофильмы и система Интернет. 82 % опрошенных убеждены в том, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером и в будущем (Приложение 1.1).

Была проделана огромная работа по сбору материала еще в предыдущие годы. Удалось побеседовать с очевидцами тех трагических событий и их родственниками. Налажено сотрудничество с Кобринским военно-историческим музеем им. А.В.Суворова.

Подтверждением слов местных жителей стали документы, найденные в архиве, а также материалы уголовных дел, предоставленные нам для изучения прокурором Кобринского района Сергеем Мешечко, который отметил, что полученные факты будут систематизированы и также использованы для восстановления исторической справедливости и недопущения реабилитации фашизма.

Гипотеза: если у человека живёт любовь к Родине, то знания прошлого необходимы независимо от времени и места, так как они вооружают человека нравственно и духовно. Изучение истории малой родины приводит к пониманию того, что она является страничкой истории великой страны.

Методы исследования (теоретические и практические):

– изучение информационных источников, фотодокументов, анкетирование, работа с научной литературой, сетью Интернет, современными средствами связи, мессенджерами;
– поиск информации, изучение материалов, предоставленных родственниками;
– систематизация и обобщение собранного материала.

Практическая значимость:

– участие в поисково-собирательной работе, проведении экскурсий, вечеров, конференций;
– способствует сплочению сверстников, педагогов, родителей;
– постигаются азы исследовательской деятельности, которые позволяют развивать качества, необходимые в жизни;
– формируется ответственность и инициативность, способность к живому общению и организации свободного времени, а главное – это духовное, патриотическое воспитание.

Поисковая деятельность учит любить свою Родину, гордиться подвигами наших прадедов и брать с них пример.

Приступая к разработке темы, я изучила литературу по истории Кобринского района. Самыми ценными для исследования оказались газетные статьи, информация интернет-ресурсов, беседы с местными жителями, родственниками. Подтверждением данной информации стали документы, найденные в архиве и уголовные дела за прошедшие годы, предоставленные нам для изучения прокурором Кобринского района С.А.Мешечко (Приложение 1.2).

 

Глава 1. Анна и Иосиф Назарук – Праведники народов мира

Праведник народов мира – такое звание, начиная с 1960-х годов, получают люди нееврейской национальности, которые в годы Второй мировой войны, рискуя своей жизнью, спасали евреев. Во время войны германские нацисты убили около шести миллионов евреев. Эту организованную на государственном уровне операцию по истреблению еврейского населения называют Холокостом, а политику, проводимую нацистской Германией – геноцидом. Сами евреи говорят «Шоа», что в переводе означает «Катастрофа».

Реализуя гитлеровскую программу геноцида на Кобринщине, одновременно с истреблением еврейского населения было создано 4 гетто: в Городце, в Дивине и два в Кобрине. Нацисты прилагали любые усилия для выискивания, поимки и убийства евреев.

Евреи, обречённые на полное истребление в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, которые решались бежать, нуждались в надёжном укрытии и в документах. Многое зависело от местного населения. На оккупированных территориях были люди и семьи, по собственной инициативе посвятившие себя спасению других. Они прятали у себя евреев, скрывавшихся от уничтожения и депортации. Прятали и бежавших из гетто, снабжали их документами, оказывали финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

Праведник народов мира – именно такое звание получили жители деревни Ляхчицы Назарук Анна и Иосиф за спасение в 1941 году шестнадцатилетней еврейской девочки Гольдфарб Хинки (Приложение 2.1).

Данная история была записана со слов непосредственных участников тех событий, рассказов их родственников.

Когда началась война, семья Назаруков жила на собственном хуторе в конце деревни Ляхчицы. У них был деревенский домик, состоящий из отапливаемой печью большой комнаты, кухни и холодных помещений – каморы (кладовки) и сеней. Вместе с родителями здесь проживали еще семеро детей – Матвей, Иван, Василий, Мария, Надежда, Татьяна и Володя. Трудолюбивая семья имела надел земли, пасеку, держала свое хозяйство. Иосиф был пастором, а Анна вела домашнее хозяйство (Приложение 2.2).

В начале войны, спасаясь от немцев, многие еврейские семьи бежали из Кобрина в деревню Ходыничи. Так было и с семьёй еврейки Хинки. В деревне Ходыничи надолго укрыться не удалось, кто-то их выдал фашистам. В результате этого была расстреляна мать Хинки, а 16-летней девочке чудом удалось спастись. Она долго блуждала по лесу, пытаясь укрыться от преследователей, и добралась до деревни Ляхчицы. Но люди из-за страха за собственную жизнь не могли принять её. Она в отчаянии не знала, куда бежать, что делать, как укрыться от фашистов. И, совсем уже потеряв надежду на спасение, добрела до хутора, где проживала семья Назаруков.

Здесь старший брат из семьи Назаруков – Матфей – заметил плачущую девочку и привёл домой, тем самым обрекая всю свою семью на смерть.

Хинка в страхе, со слезами на глазах, еле смогла выговорить, что если они спрячут её у себя, то всю семью могут расстрелять. Будучи глубоко верующими людьми, Назаруки приютили обречённую на смерть еврейскую девочку у себя. А её преследователям, которые шли следом за Хинкой, Иосиф Иванович сказал, что видел девочку, которая пробежала мимо хутора, и указал в сторону деревни Хабовичи. Так Хинка стала членом этой семьи.

Семье Назаруков приходилось жить в постоянной осторожности, ведь они никому не могли сказать о том, что сделали. Даже близкие им люди не догадывались, какой подвиг любви совершают Иосиф и Анна. Едва кто-либо приближался к хутору, как Хинку прятали в погреб или за печь. Тогда детей усаживали либо на крышку погреба, либо возле печи. Дети нарочно начинали вести себя несколько шумно: то покашливали, то громко разговаривали, то плакали. Находясь всё время в доме, прячась, девочка помогала по хозяйству Анне Антоновне, которая очень сильно болела. Жизнь в оккупации спокойной не была, часто устраивались облавы. Но семья Назаруков по-прежнему продолжала помогать этой девочке, так как она уже успела стать членом их семьи.

Из воспоминаний Марии Андреевны Кулик:

«Накануне облавы девочку одевали как старушку, чтобы ни у кого не вызывать подозрений, и на некоторое время подводой отвозили в деревню Руховичи к Григорию Антоновичу Субботко, который был подпольщиком и оказывал помощь людям, обречённым на смерть».

Детям Назаруков хорошо запомнились пирожки с черникой, которые пекла Хинка. А ещё она шила и вышивала.

Из воспоминаний Татьяны Иосифовны Рогачук (Назарук), которая росла вместе с Хинкой:

«Еврейская девочка была очень заботливой, терпеливой, внимательной. Мы в лесу насобираем черники, а она испечёт вкусных пирожков! Этот вкус до сих пор помню. Среди местных жителей наш папа славился как хороший мастер по пошиву овечьих тулупов. Никто не догадывался, что он только снимал мерки, а шила их юная еврейка. Она через замочную скважину, сделанную специально для наблюдения, смотрела за тем, как отец принимает заказ. Кожухи были очень красивые, расшитые цветными нитками. Чтобы помочь семье пережить тяжёлое время, Хинка шила кожухи для продажи и обмена на продукты питания. Отец, переодетую в старушку девочку, возил по соседним деревням. За кожухи нам давали масло, сметану, яйца, сало и др.». Так и продержалась эта семья весь период оккупации.

Однако так же, как мир не без добрых людей, он и не без злых. Нашёлся клеветник, который сказал партизанам, что Иосиф якобы сотрудничает с немцами. Пришли люди из леса, чтобы забрать на расправу отца семейства, но в это время вышла Хинка и сказала: «Если его забираете, то и меня можете расстрелять, потому что он, рискуя собственной жизнью, спас меня, еврейскую девочку, от смерти». Тогда парень в красноармейской форме сказал: «Наверное, ты заплатила им золотом за спасение. Неси его сюда, на нужды партизан». Хинка бросилась в чулан и вынесла пару рваных лаптей. «Вот мое золото. Забирайте на нужды партизан».

Среди незваных гостей был еврей, который с пониманием отнёсся к этой истории. Позже Хинка ушла в партизаны, где и познакомилась со своим будущим мужем – Яковом Вейцманом из Дивина. У них родился сын Миша (Приложение 2.5).

После освобождения Кобринщины Хинка вернулась в свой дом по улице Советской. Тот самый, где теперь «срочное фото». Надежда Иосифовна не раз бывала в нём, по просьбе Хинки смотрела за её маленьким сынишкой Мишей.

Анна Антоновна Назарук умерла вскоре после войны. Иосиф Иванович женился второй раз. И уже вместе с новой женой – Марией – они поддерживали связь с семьёй Вейцман: Яковом, Хинкой, их сыном Мишей.

А потом Хинка исчезла, никому ничего не сказав. Отозвалась через несколько лет, посредством письма, на котором стоял обратный адрес: Тель-Авив, Улица Аминадава, дом 16/1. Письмо было на иврите. Содержание его узнали позднее, после перевода знатоками языка. В нём сообщалось, что живет она хорошо. Вышла замуж за Якова Вейцмана, который когда-то имел в Дивине паровую мельницу. Потом были письма на русском языке. Всем персонально со словами благодарности за спасение, человеколюбие и доброту (Приложение 2.5). Выслала она и фотографии своих детей (в Израиле Хинка родила дочь Риву, которая впоследствии стала учительницей, а Михаил – моряком). Еще были посылки с одеждой, которую в ту небогатую пору с удовольствием носили молодые представительницы семьи. В одном из писем была просьба, чтобы прислали справку из сельсовета о том, что её спрятали от врагов, спасли от гибели. Зачем-то она была ей нужна…

Как выяснилось позднее, благодаря справке из сельсовета о том, что Иосиф и Анна прятали у себя во время войны еврейскую девочку, Хинка Вейцман в 1964 году обратилась в институт Яд Ва-шем с историей своего спасения.

В 1986 году умер Иосиф Иванович. А в 2005 году Иосифу и Анне Назарук посмертно присвоено звание «Праведники народов мира», о чём свидетельствуют соответствующее удостоверение и медаль. В списке праведников института Яд Ва-шем они находятся под № 10552. Их имена навсегда вписаны в историю. Они высечены на камне на Стене почёта на Аллее праведников в Израиле.

Через десять лет в аргентинском Буэнос-Айресе был создан парк Палермо. Это мемориал жертвам холокоста. На камнях аллеи праведников высечены двадцать шесть имен из разных стран мира. Среди них и имена двух белорусов Иосифа и Анны Назарук.

Не дожила до этого времени сама Хинка: она умерла, когда ей было около 60 лет (Приложение 2.4).

В 2017 году был снят документальный фильм о спасенных жертвах холокоста «Хроника минского гетто». В фильме «Хроника Минского гетто 3. Рожденные дважды» на сорок четвертой минуте начинается рассказ об истории спасения еврейской девочки Хинки» (Фильм в открытом доступе [10]).

Об истории спасения семьей Назарук еврейской девушки Хинки не раз писали в газетах. В третьем выпуске альманаха «Берасцейская скарбнiца» Брестского областного отделения Союза писателей Беларуси опубликована поэма-быль кобринской поэтессы Зинаиды Новосад «На смерць узятых ратаваў…» (Приложение 3).

Глава 2. Трагедия в деревне Корчицы. Семья Дмитрия Загребы

С первых дней войны всю силу и мощь немецкой армии жители Кобринщины почувствовали на себе. На оккупированной территории устанавливался так называемый «новый порядок». Тяжело пришлось жителям сел. В основном это были старики, женщины и дети, оставшиеся под оккупацией. Для поддержания порядка использовались суровые меры. Любое преступление против немцев каралось расстрелом. Широкое распространение получила политика геноцида, которая реализовывалась через погромы, облавы, карательные операции. Так по Дивинскому району актом от 1945 года было установлено, что убито, сожжено, замучено в годы Великой Отечественной войны 2819 человек. Из них 1059 детей, 892 женщин и 888 стариков. Насильно угнано в Германию на каторжные работы 472 человека (Приложение 4.1).

Почему на окраине деревни, возле футбольного поля, находится одинокий памятник, – знают все жители деревни. Он является молчаливым свидетелем тех страшных событий, подтверждение которым мы сегодня находим в документах: поименном списке расстрелянных, повешенных, замученных граждан СССР и в протоколах допроса свидетелей 1945 и1973 годов (Приложение 5.1).

В деревнях Кочицы и Ляхчицы немцы не проживали. За порядком в деревне следил староста, как правило, выбранный фашистами местный житель. В наших деревнях его называли «солтус». Отряд карателей располагался в соседней деревне Хабовичи и приезжал в основном для карательных операций.

15 февраля 1943 года всех жителей деревни Корчицы немцы собрали в центре деревни около «крыжа» (местный говор). Потом приказали людям пройти в здание школы. Фашисты сказали, что там состоится собрание. В школе уже находилось трое немцев. Приехали они из Кобрина совсем не на собрание, а на допрос, после которого всех односельчан вывели на улицу. Только семья Загребы : Дмитрий Павлович, Анна Ивановна, их дети – Миша (15 лет), Екатерина (13 лет), Акулина (домашние ее называли Филя) 4 года, а также мама Дмитрия Аксинья – остались в школе. Их там закрыли. Вместе с семьей Загребы была закрыта еще одна жительница деревни Корчицы – Надежда Ивановна Никитюк (Приложение 5.3).

Люди после говорили, что отыскать всех членов семьи карателям помог деревенский староста – «солтус» (местный говор). Людям на улице объявили, что семья Загребы будет расстреляна за связь с партизанами. На этом собрание закончилось.

Выводя семью из школы, один немец толкнул Мишу в толпу, чем спас ему жизнь. Тот же немец хотел вытолкать и девочку Филю. Мать не отпустила ее, сказав: «Дочь пойдет туда, куда поведут меня».

Дальше была дана команда всем разойтись по домам. Люди были напуганы случившимся и быстро разошлись. Несмотря на боязнь выходить из домов, односельчане смотрели в окна на то, как вели через всю деревню на расстрел семью.

Жена Дмитрия Павловича Анна ждала ребенка. Она была на последнем месяце беременности. Ей было тяжело идти, от волнения и страха пересыхало во рту. Анна спотыкалась, брала снег руками и ела его.

Семью вывели за деревню, в поле, и всех положили ниц. Только Аксинья, мама Дмитрия, стала на колени и начала креститься. А немец со злой ухмылкой подошел сзади, поднял косынку и выстрелил в затылок. Затем были расстреляны остальные. Беременную женщину тоже застрелили. Люди видели, как она лежала уже мертвая, а ребенок еще долго давал о себе знать, толкая маму.

После расстрела, возвращаясь в деревню, фашисты увидели около дома Загребы мальчика. Он ходил вокруг дома и плакал, не понимая, что произошло. «Солтус» сказал карателям, что это Парфён Загреба, брат Дмитрия. Немцы забрали и отвели мальчика к месту расстрела. Там расстреляли и его.

Услышав выстрелы, Михаил, бродивший за деревней, пришел к этому месту и стал громко рыдать и кричать. Это заставило немцев вернуться. Мальчик бросился бежать. Его увидел вышедший на улицу Александр Веремейчук (в деревне его называли Санька Захарков) и спрятал в своем туалете. Там он просидел до поздней ночи. Ночью партизаны отвезли его на Чижевщину, в деревню Бусни и оставили у местного жителя Павла. Очень скоро он ушел связным в партизанский отряд имени Фрунзе, в бригаду имени Сталина (Приложение 5.2).

После освобождения Беларуси вернулся в родную деревню. Жил с бабушкой. В 18 лет женился на односельчанке. Работал сначала в милиции в Дивине, а после вернулся в колхоз – конюхом. Отслужил в армии, выучился на тракториста и до пенсии работал на тракторе. В семье родилось трое детей: Екатерина, Геннадий и Людмила.

В живых остался и брат Павел. Он пошел в гости к бабушке в соседнюю деревню, там и находился. После случившегося мальчика приютили родственники. Жители деревни помогали чем могли: кто едой, кто одеждой. После войны Павел уехал в Казахстан, женился. В семье родилось трое детей, которые и сейчас проживают в Казахстане.

Тот ужасный день 15 февраля 1943 года на долгие годы врезался в память жителей деревни Корчицы. Именно в этот день отмечается церковный праздник Сретение Господне («Громницы» на местном диалекте). Старожилы вспоминали, что даже природа протестовала против страшного насилия: до расстрела день был морозным и солнечным, а после расстрела семьи Загребы небо затянуло тучами, и хлынул дождь.

Каждый год Михаил Загреба и Николай Кирисюк (родственник убитой Надежды Микитюк) день 15 февраля проводили на месте расстрела и захоронения своих близких. И сегодня мы не имеем права забыть те ужасы войны, тех невинно убиенных людей. Ежегодно на этом месте проходят Дни памяти и скорби, на которых мы вспоминаем давно ушедшие дни, и наши глаза наполняются слезами (Приложение 6.1; 6.2).

В могиле захоронены:
Загреба Дмитрий Павлович, 1908 г.р.;
Загреба Анна Ивановна, 1910 г.р.;
Загреба Акулина Дмитриевна, 1930 г.р.;
Загреба Екатерина Дмитриевна, 1940 г.р.;
Загреба Аксинья Тимофеевна, 1884 г.р.;
Загреба Парфен Павлович, 1925 г.р.;
Микитюк Надежда Ивановна, 1927 г.р.

 

Глава 3. Трагедия в деревне Ляхчицы

3.1. Трагедия семьи Ивана Рогачука

Политика фашистского геноцида, которая реализовывалась на наших землях через облавы, погромы, карательные операции началась с первых дней войны. Так, по Дивинскому району актом от 1945 года было установлено, что убито, сожжено, замученно 2819 человек. В списках значатся и семьи деревни Ляхчицы (Приложение 4.1).

За деревней Ляхчицы, посреди болота, находилась небольшая возвышенность, которая называлась Верхники. Там рос небольшой лесок. В этом месте находился хутор Ивана Рогачука. Местные жители называли хозяина Иванька (Йванька).

О событиях, произошедших в этих местах осенью 1943 года, рассказал очевидец, житель д. Ляхчицы, Алексей Приступчик:

«Ранним утром немецкие захватчики появились возле хутора Ивана Рогачука. У нас очень много хуторов, и немцы приказали перевезти все дома в деревню, чтобы изолировать местное население от связи с партизанами. Мы тоже жили на хуторе, но уже почти весь дом перевезли в деревню, а наш сосед Иван Рогачук еще не перебрался. Неподалёку жила семья его брата Антона.

В лесу за деревней прятались в землянке два красноармейца, попавших в окружение. Братья их снабжали продовольствием, махоркой. И кто-то донес об этом немцам.

В то утро мы везли со своего хутора остатки стройматериалов и встретили группу немцев с овчарками, которые вели под конвоем Ивана Рогачука. Его схватили, когда он нес в деревню молоко. Еще не успели мы доехать до своего нового дома, как услышали выстрелы в стороне хуторов».

Как потом выяснилось, фашисты зверски убили Ивана, его жену Ольгу и троих сыновей – Василия, Петра и Ивана. Самому младшему было всего шесть лет. Старший, Василий, попытался бежать, но на него натравили овчарок. Двенадцатилетнего мальчика, конечно же, собаки догнали и стали тянуть его за полы одежды. Немцы, подойдя, посадили его сразу на штыки и таким образом принесли домой. Та же участь постигла и всю семью. Их закололи штыками.

Данная информация находит подтверждение и в протоколах опроса свидетелей по Дивинскому району 1945 года, и в протоколах опроса свидетелей 1973 года. Из протокола свидетеля Никиты Васильевича Рогачука узнали точную дату расстрела – 21 октября 1942 года и то, что в карательной операции принимало участие 25 гестаповцев. Из протокола допроса Романюка Георгия Евсеевича следует, что причиной расстрела Ивана могла стать должность председателя Верхолесского сельсовета, которую он занимал в довоенное время (Приложение 7.1).

Григорий Павлович Сахарчук рассказал, что видел, как убегал старший сын Ивана Василий, а «… уцепившись в его одежду, волочилась большая собака, которая сдерживала движение. За Василием и собакой следовали гитлеровцы и короткими очередями из автоматов стреляли перед собой в землю. В него они не стреляли в виду того, что могли убить свою собаку» (Приложение 7.1).

В это время семья Ивана утепляла дом, обкапывая его и накидывая на стены дома землю, поэтому вокруг дома был вырыт ров. Немцы всю семью закололи штыками и бросили в этот ров. Закапывали их еще живыми. О том, какие стояли крики, местные старожилы помнят до сих пор.

После расстрела все вещи, скот и продукты питания, принадлежащие этим семьям, были забраны карателями. Постройки разобраны и увезены (Приложение 7.2; 10).

Сегодня на месте расстрела вырос лес. Там и находится могила.

В могиле захоронены
Иван Васильевич Рогачук, 1909 г.р.;
Ольга Петровна Рогачук, 1911 г.р.;
Василий Иванович Рогачук, 1930 г.р.;
Петр Иванович Рогачук, 1933 г.р.;
Иван Иванович Рогачук, 1935 г.р.

  

  1. 2. Трагедия семьи Антона Рогачука 

Ранним летним утром в Ляхчицах появился немецкий карательный отряд, который разделился на две группы. Одна группа вместе с «солтусом» отправилась на хутор Иваньки. Хутор Антона Рогачука находился по дороге. Именно туда направилась вторая группа карателей. Когда они пришли, Антона Рогачука не было дома, он находился у своей односельчанки Советы. Не найдя хозяина, немцы начали издеваться над его женой и тринадцатилетней дочерью Надеждой. Поняв, какая участь ждала жену и дочь, Антон вернулся к себе на хутор.

У него была возможность скрыться, однако Антон этого сделать не захотел. По воспоминаниям Советы, он сказал ей: «Как я буду жить, зная, что немцы сделали с моей семьей? Я и дня не проживу без жены и дочери. Я должен быть вместе с ними». И ушел на верную смерть. Немцы расстреляли их возле дома. Данный факт находит подтверждение в протоколе допроса 1973 года свидетеля Степана Карповича Борисюка. Жители деревни похоронили их на месте расстрела. Как вспоминает Вера Жарин, на могиле был поставлен крест, покрашенный синей краской. Хутора снесли, и там стало колхозное поле. Могилу, которая находилась посреди поля, запахали. Однако после обращения в райисполком могилу восстановили, но уже не на месте захоронения, а на краю поля (Приложение 7.2; 8; 9; 10).

И сейчас на поле находится могила, в которой захоронены
Рогачук Антон Васильевич, 1907 г.р.;
Рогачук Екатерина Григорьевна, 1910 г.р.;
Рогачук Надежда Антоновна, 1935 г.р.

Уроженка д. Ляхчицы Вера Жарин, проживающая сейчас в д. Хабовичи, посвятила этим событиям стихотворение (Приложение 11).

 

Глава 4. Узники войны

4.1. Узники Прузина Ивановна и Платон Павлович Приступчик

 

Память о войне не стирается и не тускнеет с годами. Люди, пережившие войну, помнят и бомбежки, и пожары, и голод, и издевательства. И все же самые страшные воспоминания о военных преступлениях всю жизнь хранят люди, чье детство прошло в фашистских лагерях.

Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной

Европе. Ни в чем не повинные терпели непосильный труд и болезни, холод и голод. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти.

В поименном списке советских граждан, угнанных в немецкое рабство, по Верхолесскому сельсовету на листе 57 под номерами 7 и 8 значатся Прузина Ивановна Приступчик, 1899 г.р., и Платон Иванович Приступчик, 1940 г. р. (Приложение 12.1).

Первоначально с этой историей я столкнулась в интернете. Прочитав ее своей бабушке, Анне Герасимовне Назарук, узнала, что она не только знала этих людей, но и дружила с ними. Семья бабушки помогала в довоенное и послевоенное время, чем могла: едой, одеждой, даже иногда ночлегом (Приложение 12.2).

До войны семья проживала на хуторе Романа Данилевского (Приложение 12.1). Из рассказа бабушки мне стало известно, что до войны у нее была семья и двое детей: Каленник и Платон. Когда в деревню пришли немцы, ее муж, бросив семью, подался в «солтысы» (немецкий староста), женился второй раз и старшего сына забрал к себе. Прузину с грудничком на руках выгнал из дома и вскоре отправил в Германию. А, чтобы никто не догадался, что это его сын, в списках он был записан как Платон Иванович. Так в шали у матери за спиной полуторогодовалый мальчик попал в лагерь. В «Arbaitskarte» есть отметки – Польша, Белград, Карлсбад – это пересыльные пункты. Возможно сам лагерь был где-то недалеко от Дрездена (Приложение 12.2). В послевоенном разговоре с односельчанином Герасимом Поплавским (мой прадед) она вспоминала, как во время бомбежки пряталась в трубе в г. Дрезден.

Платон, став взрослым, помнит ощущение постоянного голода, привкус воды с брюквой или картофельными очистками, страх утомительных двухчасовых и более поверок после возвращения с работы и жуткую боль от обуви, выдаваемой пленникам. «Я и мама носили ботинки на деревянной подошве. Для носки они были непригодны, но другой обуви не было. Многие рабочие из пленных предпочитали даже в холода ходить босиком, чем терпеть боль. А мама все выносила». Платон вспоминал: «Мать говорила, что приходилось таскать тяжелые камни. Скорей всего, это был карьер. Если камень падал, надзиратель бил плеткой».

Мать была набожным человеком. Даже в лагере она молилась, и, наверное, была услышана. Они выжили и дожили до Победы. Платон вспоминал, что, когда в Германии объявили Победу советских войск, пленные стали суетиться, кричать «Ура! Победа!», обниматься и плакать. Все сбрасывали с себя одежду и стали видны номера на груди. Номер 3364 был и у Ефросиньи Ивановны, и не только на одежде, нестираемый – на руке.

Мать с сыном засобирались домой. Гражданской одеждой помогли разжиться простые немцы. Нелегкой была дорога. Вышли пешком в конце мая 1945 года, а пришли на родину в конце августа – уже гречиху жали. Добирались чаще пешком, реже на попутках. Попали однажды на какой-то немецкий опорный пункт. Здесь всех обыскивали, раздевая догола. Однако их отпустили, еще и указали дорогу до Бреста.

И вот родное село. Дом, к счастью сохранился, но требовал ремонта, вместо постели был мешок с сеном. Стали помогать соседи и жизнь налаживалась. Ефросинья Ивановна первой вступила в колхоз, за что ее наградили телогрейкой. Появилась в хозяйстве корова, стали выращивать картошку. Портрет матери Платона висел на Доске почета. «Мама готовила меня к школе: где-то взяла ситец с зелеными кубиками и сшила мне рубашку. Брюки были из грубой ткани, которую она сама выткала на станке. Потом директор школы Свидунович дал мне новую одежду, обувь, хотя я до этого бегал босиком даже зимой. Учиться очень хотелось и нравилось».

Вновь концлагерь Платон увидел уже взрослым, когда служил в армии в Прибалтике. Это был «Девятый форт», где немцы истребляли русскую интеллигенцию, и в том числе служителей Православной Церкви. Тогда это уже был мемориал, но увидев его, нахлынули тяжелые воспоминания.

Потом судьба забросила Платона Павловича на Дальний Восток, в поселок Горин Солнечного района, где много лет он проработал вальщиком леса. Закончил свой трудовой путь ветеран в Комсомольске-на-Амуре на посту заведующего общежитием СМП-291.

От тех страшных лет у Платона Приступчика сохранился лишь один документ – «Arbaitskarte» – материнская трудовая карта с отпечатками ее пальцев. Немецкий документ. По-русски лишь одна надпись: «Владельцу сего разрешается выход из помещения единственно ради работы».

А в 2018 году он посетил д. Ляхчицы и встретился с односельчанами.

 

4.2 Узник войны Алексей Васильевич Приступчик

 

В деревне Ляхчицы до 2022 года проживал еще один свидетель войны. Он и рассказал о своей судьбе, о своей участи узника.

Алексей Васильевич Приступчик родился 10 августа 1924 года в д.Ляхчицы. С шести лет начал работать пастухом. С приходом советской власти в 1939 году пошел учиться в ФЗО (фабрично-заводское обучение) города Ивацевичи лесному делу.

Великая Отечественная война его и застала во время учебы.

«Началась война в воскресенье 22 июня, она не ощущалась, но взрывы уже были слышны. В понедельник нам нужно было идти в лес на учебу. Зайдя утром в столовую, мы увидели двоих человек: у одного из них была винтовка. Они сообщили, что началась война. Мастер объявил, что это наш новый политрук, и будет он обучать нас военному делу. Мы после завтрака вышли и пошли к железной дороге. На военных занятиях нам много рассказывали и показывали, как обращаться с автоматом. На следующий день, во время обеда, налетели самолёты и начали бомбить здания. Директор объявил, что те, кто хочет домой, могут уходить, а те, кто хочет воевать, остаются с ним и пойдут пробиваться к частям Красной армии. Двое остались, остальные решили идти по домам.»

Дорога была не легкой, однако, спустя три дня, он оказался дома. В деревне уже хозяйничали немцы. Жителей забирали копать окопы и чистить лесополосы. Люди поддерживали друг друга чем могли: продуктами питания, одеждой, тайно помогали партизанам.

28 апреля 1942 года семье Приступчиков пришла бумага, которую принес немецкий староста Павел Приступчик. Из документа следовало, что одного человека от семьи необходимо отправить на работу в Германию. Выбор пал на Алексея.

«Как пришёл домой с работы, увидел, что мачеха плачет, просит поехать, ведь сказали, что, если не поеду, дом сожгут и всех расстреляют. Себя не жалко, деток жалко.»

За узниками приехали «власовцы» (так называли русских бойцов генерала Власова, который перешел вместе со своей армией на сторону немцев). За домом находился небольшой луг, на котором немцы поставили пулеметы и собрали людей для отправки в Германию. Это были жители деревни Ляхчицы (7 человек): Анна Петровна Карпук 1926 г.р., Василий Федорович Приступчик 1922 г.р., Николай Артемович Воробей 1924г.р., Николай Садовый, Роман Поникартович Дмитрук 1924 г.р., Мария Даниловна Кулик, Алексей Васильевич Приступчик 1924 г.р. Подтверждение этому можно найти на листах 56-57 в поименном списке советских граждан, угнанных в немецкое рабство. После войны из Германии домой вернулись все (Приложение 12.1).

Всех узников везли в Германию в крытом вагоне поезда. На въезде в Германию проводили дезинфекцию, «чтобы никакой заразы туда не завезли». Конечным пунктом был город Франкфурт-на-Майне, где их поселили в бараках. Кормили похлебкой из брюквы. Была назначена медкомиссия для определения группы здоровья: первая – годен для любых работ, вторая – есть ограничения к работе, третья – легкая работа.

Алексей попал на работу к лесничему в город Кемберг. Жил на втором этаже над коровником, еду выдавали по карточкам. После освобождения города американцами, питаться ходили в американскую часть, где ему предложили работу на кухне. Там он познакомился с поваром, который предложил работу булочника в Нью-Йорке. Однако он решил ехать домой. Вскоре после приезда встретил девушку, с которой в школе дружил. Решили пожениться. Прожили в мире и согласии 47 лет. Родилось 3 детей: Мария, Коля и Вера.

В связи с тем, что он вернулся из Германии, его часто вызывали в сельсовет, находящийся в деревне Верхолесье. Жена, боясь за Алексея, сожгла все документы и фотографии, привезенные из Германии (Приложение № 14).

 

Заключение

Тема геноцида в годы Великой Отечественной войны не только актуальна, но и достаточно интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что память о событиях Великой Отечественной войны жива и сегодня. Молодое поколение должно помнить те страшные годы, чтобы сегодня не допустить повторения истории.

Поставленная цель – изучение трагических событий деревень Корчицы и Ляхчицы в годы войны для подтверждения факта геноцида на территории Кобринского района и сохранения исторической памяти – достигнута. События, происходившие на наших землях в годы Великой Отечественной войны, являются неоспоримым доказательством факта геноцида. Этому есть не только живые свидетели, но и письменные источники.

В процессе изучения материалов уголовных дел 1973 года, в показаниях свидетелей, жителей деревни Хабовичи Григория Степановича Костача и Ивана Николаевича Виловчика, был установлен еще один факт геноцида на наших землях.

Осенью 1942 года немецкий отряд, расположившийся в помещении Хабовичской школы, расстрелял там семью Петра Сидорука из д.Корчицы «в составе 3-х человек, а именно его самого, жену и дочку». Расстрел производился поздним вечером, когда уже было темно, при работающем двигателе автомобиля и включенных фарах. Труппы расстрелянных были закопаны там же, на школьном дворе. После войны одна из жительниц нашей деревни Кирилюк интересовалась у Григория Костача местом захоронения данной семьи. Однако вскоре она вышла замуж и покинула деревню.

Все эти семьи внесены в составленный в 1945 году поименный список расстрелянных, повешенных, замученных граждан СССР (Приложение 4.2).

Наше поколение должно помнить те страшные годы, чтобы сегодня не допустить повторения истории. Необходимо знать всех участников Великой Отечественной войны, уважать их. Из деревень Корчицы, Ляхчицы на войну ушло 68 человек, на фронте погибло 39, вернулись домой 29. Однако и мирному населению, жившему в то время, было тяжело. Они смогли преодолеть все: голод, холод, разруху. Они помогали и поддерживали друг друга, иногда ценой своей жизни. И не думали ни о какой награде, а жили по велению сердца.

И наша задача сохранить то мирное небо, за которое сражались наши прадеды. Передавая информацию младшему поколению, мы пробуждаем в них такие человеческие качества, как сопереживание, любовь к Родине, желание сделать что-то важное и нужное. С осознанием этого появляется и смысл жизни. Особенно важно каждому человеку видеть себя достойным гражданином своего государства.

Я думаю, что Великая Отечественная война останется навечно в памяти как ныне живущих, так и будущих поколений. В военное время на долю белорусского народа выпало множество испытаний, включавших в себя горечь утрат, ужасы фашистской оккупации и массовое истребление мирного населения, но вместе с тем это время беспримерной стойкости и отваги.

 Список жителей д. Ляхчицы предоставивших информацию:

Борисюк Юрий Антонович, 1978 г.р.;
Приступчик Алексей Васильевич, 1926 г.р.;
Романюк Петр Федорович, 1924 г.р.;
Рогачук ( Назарук ) Татьяны Иосифовны, 1934 г.р.;
Назарук Ольга Васильевна;
Лянго Вера Ивановна;
Кулик Мария Андреевна, 1935 г.р.;

 

Список жителей д. Корчицы предоставивших информацию:

Сидорук Галина Ивановна, 1967 г.р.;
Марчук Александр Михайлович, 1957 г.р.;
Михайлик Иван Иванович, 1951 г.р.;
Петросюк Василий Алексеевич, 1954 г.р.;
Дордюк Екатерина Михайловна, 1948 г.р.
Назарук Николай Владимирович, 1959 г.р. – житель г. Кобрина
(уроженец д. Ляхчицы)
Жарин Вера Васильевна, 1951 г.р. – житель д. Хабовичи
(уроженка д. Ляхчицы)
Загреба Геннадий Михайлович, 1953 г.р. – житель д. Руховичи

(уроженец д. Корчицы)
Свидунович Людмила Михайловна, 1950, г.р. – житель д. Лепесы
(уроженка д. Корчицы)

 

Список использованных источников 

    1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на референдумах 24 нояб. 19996г., 17окт. 2004г. и 27 февр. 2022г. – Минск: Национальный центр правовой Информации Республики Беларусь, 2022. – 80с.
    2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.un.org › conventions › genocide. Дата доступа: 22.01.2023.
    3. Государственный архив РФ – Ф. Р-7021, Оп. 83, Д. 13
    4. Архив 1973г. – Протоколы допроса свидетелей Сахарчука Г.П., Борисюка С.К., Костача Г.П., Виловчика И.Н.
    5. Памяць: Кобрынскі раён / Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі; редкол. Г.К. Кісялёў [и др.]; Мінск: БЕЛТА, П15 2002. – 624с.
    6. Первые дни Великой Отечественной войны / сост. Е.В. Бабенко // Семь столетий Кобрина: краткий путеводитель по военно-историческому музею имени А.В. Суворова. – Брест: ОАО «Брестская типография, 2004. – с. 18-19.
    7. Праведники народов мира Беларуси. / И. П. Герасимова [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mishpoha.org › library. Дата доступа: 11.01.2023.
    8. Холокост в Кобринском районе. / Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. Дата доступа: 12.01.2023.
    9. Иосиф и Анна Назарук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.yadvashem.org/ru/righteous/stories/nazaruk.html. – Дата доступа: 12.01.2023.
    10. Хроника Минского гетто 3. Рождённые дважды 2017 [Видеофильм] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JkUhBpLTNh8 Дата доступа: 14.01.2023.
    11. Хильчук М. В один из дней войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://kobrintour.by › kraevedenie › kobrin-46. Дата доступа: 14.01.2023.

 

Приложения: https://docs.google.com/document/d/1naQjnr8tMUEbE2XNnL7YfboljO4a0SPz/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий