Занятие «Путешествие в сказку» направлено на формирование у детей 5–6 лет представлений о доброте, потребности человека в совершении добрых дел. Материал также способствует развитию кругозора детей, умения мыслить, рассуждать, делать выводы. Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия.
Мария СТЕЛЬМАЧЕНОК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Браслава»
Витебская область
Задачи:
– формировать представление детей о доброте, как о ценностном качестве человека;
– формировать потребность в совершении добрых дел;
– помочь детям усвоить нравственные категории «добро» и «зло»;
– закрепить и обобщить знания детей о добрых героях сказок;
– расширить словарь детей посредством пословиц и сложных слов;
– развивать кругозор детей, умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
– воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
Материал и оборудование: аудиозапись «Песенка о доброте» (сл. Н.Ивановой-Тулуповой, муз. И.Лученка), воздушный шарик, картинки с изображением сказочных персонажей, 2 коробочки с весёлым и грустным смайликом, мнемотаблицы, картинки-подсказки по пословицам о доброте, материал для рисования (кусочки свечи, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки).
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в зал. Звучит песня о доброте.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем им здоровья. (Дети здороваются)
Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть!
Настал новый день, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что вы добры, ласковы. Сделаем глубокий вдох через ротик, вдохнём красоту, доброту. А выдохнем все огорчения, обиды, злобу (Вдох – выдох, 3 раза).
Давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам в этом волшебный шарик в виде сердца.
(Доброе утро Настенька, доброе утро Дениска, доброе утро Анечка… доброе утро, Мария Чеславовна – и вам, ребятки, доброе утро!)
Давайте и нашим гостям пожелаем доброго утра, улыбнёмся нам и нашим гостям.
Ребята, кто был внимательным, о чём прозвучала сейчас песенка? (О доброте) А что такое доброта? (Добрые поступки, слова, улыбки).
Давайте скажем тихо: «Доброта». Какое красивое, волшебное слово! А если добрый человек, значит он еще какой? (Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный…)
А если человек недобрый, он какой? (Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый…)
Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»? (О человеке, поступке, дне, вечере, пути.)
А кто из вас самый внимательный и соединит два слова в одно: добро – душа (добродушный), добро – сердце (добросердечный), добро – желания (доброжелательный). Вот сколько красивых слов мы знаем!
Основная часть
Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать? (Да.) Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну добра. Я произнесу волшебные слова, которые перенесут нас в страну Доброты.
В сказочную страну попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг,
И повернись, и улыбнись!
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок
Мы здесь, открой глаза, дружок!
Ребята, почему-то нас никто не встречает…
Волшебное дерево. Здравствуйте, юные путешественники! В нашей сказочной стране случилась беда: злой волшебник заколдовал всех жителей. А расколдовать их могут только добрые люди. Для этого нужно выполнить сложные задания. Ребята, если вы добрые, отзывчивые, помогите нам!
Воспитатель. Ребята, что же нам делать?
Дети. Помочь!
Воспитатель. А вы добрые, отзывчивые дети? Ну, тогда вперёд! Отправляемся в поиски заданий! На чём поедем? (На велосипеде.)
Ну, вот и приехали, первое задание. (Картинки разложены на ковре). Здесь волшебник заколдовал всех сказочных героев. А чтобы расколдовать их, нужно рассказать о поступках этих героев и положить картинки в соответствующие коробочки. Если герой добрый, то картинку нужно положить в коробочку с весёлым смайликом, а если злой – в коробочку с грустным смайликом.
Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Давайте дальше поедем на мотоцикле. Вот и второе задание.
В руках шкатулка у меня.
Пословиц в ней полно.
Но мудрость спрятана одна:
Как делать нам добро.
Нам нужно вспомнить пословицы о доброте.
– Жизнь дана на добрые дела
– Добрый человек добру учит
– Добро всегда побеждает зло
– Добро век не забудется.
– Мир не без добрых людей.
– Доброе слово лечит, а худое калечит.
Вспоминаем пословицы о доброте с помощью картинок-подсказок.
– Не одежда красит человека, а его добрые поступки;
– Доброта, что солнышко.
Отправляемся на поиски следующего задания. На чём поедем? (На машине). Давайте накачаем колёса: одно, второе. Сколько всего колёс? (Четыре). Сколько колес ещё нужно накачать? (Два).
Работа по мнемотаблицам
Ребята, вам нужно угадать сказку, карточкой закрыть пропущенный сюжет. А также найти начало, середину и конец сказки.
Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
Физкультминутка
Мы по кругу прогулялись, и немножко запыхались.
Встанем, глубоко вдохнём, упражнение начнём.
Руки в стороны, вперёд, а потом наоборот.
Чудеса у нас на свете – стали карликами дети.
А потом мы дружно встали, великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли, и нисколько не устали.
Ну что же, ребята, нам осталось выполнить последнее задание. На чём отправимся? (На самолёте.)
Ребята, а вы любите подарки? Сейчас мы превратимся в волшебников и подарим жителям сказочной страны открытки с добрыми пожеланиями. Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Если пальчики грустят – доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони.)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит. (Трясем кистями.)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них.)
К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью.)
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат.)
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачок.)
У вас на столах есть кисти, гуашь, огарочек свечи, лист бумаги. Можно сделать открытку для жителей сказочной страны.
Каждый ребёнок говорит, что он нарисовал и высказывает своё пожелание.
Воспитатель. Ребята, слышите, нас кто-то зовёт? Что же нам хотят сказать?
Волшебное дерево. Спасибо вам за доброту. Вы выполнили сложные задания и освободили жителей нашей страны. Спасибо вам большое. До свидания.
Воспитатель. Ребята, какое доброе дело вы сегодня сделали: расколдовали жителей сказочной страны!
Становись скорей в кружок, скажем:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот мы в садике опять!
Заключительная часть
– Вам понравилось путешествие?
– Что вы для себя усвоили?
– Какое волшебное дело вы сделали?
А знаете, вы очень добрые, чуткие дети. И за это жители волшебной страны оставили вам подарки. (Раздать угощение).
– А я желаю вам, ребята, быть добрыми, весёлыми, отзывчивыми.
Занятие окончено.