В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения М.А.Шолохова. Предлагаем 30 заданий по разным разделам языкознания для подготовки к ЦЭ по русскому языку, составленных с использованием текста романа-эпопеи «Тихий Дон».
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»
Гродненская область
1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Вспоила, вскормила, ночей (с)молоду не спала…
2) Этому нехитрому делу Григорий выучил его (в)течение одной недели.
3) Аксинья в минуту связала свой узелок, (на)спех попрощалась с теткой.
4) Имейте (в)виду, что вы теперь – лобовые.
5) Разъезд (в)брод переехал речушку.
2. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Две брички, (до)верху набитые кучами людей, скакали по дороге рядом.
2) Девичье-звонкий и в то(же) время неяркий голос его поплыл над забитым людьми залом.
3) Он ждал, что Штокман будет так(же), как и он, возмущен случившимся.
4) На съезде постарайтесь, что(бы) было без войны дело.
5) От этого леса вы и еще один казак поедете (по)тому проселку влево.
3. Через дефис пишутся выделенные в предложениях слова:
1) На (пол)лошади впереди выделялась осанистая, тепло одетая фигура.
2) Григорий торопливо – (по)старому образцу – развернул свои сотни.
3) Давайте же поговорим (по)товарищески, не кривя душой.
4) За пакгаузом – (серо)зеленый частокол казачьих гимнастерок и шинелей.
5) Поднявшийся гул бестолковых выкриков (по)немногу утих.
4. Пишется НЕ раздельно со словами в предложениях:
1) По Дону наискось – волнистый, никем (не)езженный лунный шлях.
2) Почему стакан с кофе (не)чисто вымыт?
3) Петро, неся на спине очень (не)приятный озноб, вошел в кухню.
4) (Не)чувствуя боли, Григорий вскочил на ноги.
5) Все у вас как-то (не)по-людски…
5. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Мое отсутствие может быть замечено комиссаром полка.
2) Однако приспела и ему пора поквитаться с хорошей жизнью.
3) Кажется никакое горе не было в силах не только сломить ее, но даже пригнуть к земле.
4) Она вдруг повернулась к нему лицом, заспешила навстречу.
5) А по-моему должон человек всегда отвечать за свои дела.
6. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Принаряженная в зеленую шерстяную юбку_ Аксинья подвела ему коня.
2) Пантелей Прокофьевич_ качая подгнивший столб у ворот_ глянул на Григория.
3) Сдержанную радость выказывали и_ постоянно жившие у Коршуновых_ работники.
4) Пантелей Прокофьевич разгладил на прилавке развернутую штуку материи и_ круто повернувшись_ захромал к выходу.
5) Над хутором_ задернутое кисейной полумглой_ шло солнце.
7. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Лицо ее, фигура, походка, жесты, мимика, размах бровей_ все это, воссоединяясь по частям, составляло ее цельную, живую.
2) Желать поражения своей родине _ это национальная измена.
3) Дверь_ не заперта.
4) Она_ ласковая, добрая баба.
5) Цель нашей борьбы_ великая Россия, верная своим союзникам.
8. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Пантелей Прокофьевич согласился и поехал, кляня в душе_ и Гришку_ и Ильиничну_ и весь белый свет.
2) Голубоватый иней, опушивший плетни_ и деревья, сверкал_ и отливал радугой под лучами закатного солнца.
3) От колючей песчаной пыли слезились глаза_ и было трудно что-либо рассмотреть даже на недалеком расстоянии.
4) Они или отбились от своих сотен_ или просто дезертировали.
5) Дела и поездки съедали весь досуг: то в Москву_ то в Нижний_ то в Урюпинскую_ то по станичным ярмаркам.
9. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Вода_ как липкое тесто_ вяжет каждое движение.
2) Коршуновы для своей дочери жениха не такого_ как Григорий_ могли подыскать.
3) В штабе высказывали предположения, что столь интенсивный обстрел есть не что иное_ как подготовка к наступлению, к переправе.
4) А отчего это у вас глаза_ как у кота?
5) Ваши части перестают существовать_ как самостоятельное целое.
10. Укажите предложения c правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) – Опять… – растерянно проговорил Мишатка и тотчас добавил: – Я больше не буду, бабунюшка, ты только не ругайся…
2) «Я попрошу вас не орать на меня» – глухо сказал Григорий и встал, отодвинув ногой табурет.
3) «Прошу на меня не орать! – громче повторил Григорий: – Вы вызвали нас для того, чтобы решать…»
4) Григорий насмешливо оглядел Копылова, спросил:
– Ты из-за чего наряжался-то? Думал, небось, что тебя чаем угощать будут?
5) «Зря пропали твои труды! – издевался Григорий. – Не токмо чего, но и к ручке тебя не подпустил».
Текст к заданиям 11–25
(1) Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и стояла, опьяненная бражной сладостью свежего весеннего воздуха. (2) Пр…одолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб.
(3) Иным, чудестно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. (4) Блестящими глазами она взволнова(н, нн)о смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. (5) Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.
(6) Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил ее холодной синевой. (7) Запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ. (8) Незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. (9) И она – услышанная на чужбине песенка – заставила учащенно забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две скупые слезинки…
11. Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте есть ответы:
1) В какое время суток Аксинья вышла на крыльцо?
2) На что Аксинья поставила ведро?
3) Что казалось Аксинье невиданно красивым?
4) Что не заметила Аксинья в небе?
5) Какая песня выжала две скупые слезы из Аксиньи?
12. Укажите, какие из характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) в предложениях 3–5 представлен тип речи рассуждение;
4) задача речи – показать душевное состояние Аксиньи после выздоровления;
5) задача речи – показать, как красива природа.
13. Определите, какие языковые средства связывают между собой 8-е и 9-е предложения текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения):
1) местоимение;
2) одинаковый порядок слов;
3) союз;
4) синонимическая замена;
5) лексический повтор.
14. Найдите в предложениях 8-9 антоним к слову ‘щедрый’. Запишите это слово (антоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
15. В слове, выделенном во 2-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
16. Определите, как пишется слово, выделенное в 4-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
17. Найдите в 6-м предложении текста слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
18. Найдите в 1-м предложении существительное второго склонения, употреблённое в форме винительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано в тексте.
19. Укажите часть речи выделенного в 3-м предложении слова. Ответ запишите в именительном падеже.
20. Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 7-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) начальная форма – приятный;
2) относительное;
3) в форме мужского рода;
4) употреблено в краткой форме;
5) выполняет функцию определения.
21. Найдите в предложениях 2–3 слово с орфографической ошибкой. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено).
22. Найдите в предложениях 8–9 переходный глагол первого спряжения. Образуйте от него страдательное причастие прошедшего времени. Запишите это причастие в начальной форме.
23. Найдите в 1-м предложении словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово.
24. Найдите в предложениях 6–7 текста предлог и запишите его.
25. Определите способ образования слова, выделенного в 6-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.
26. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
В сени он вышел1) уверенно и твердо шагая, привычно придерживая шашку, но2) когда начал сходить с высокого крыльца3) вдруг4)) перестал слышать звук собственных шагов и тотчас почувствовал5) острая боль штыком вошла в его сердце.
27. Слово, указанное в скобках, запишите в родительном падеже, во множественном числе.
Одет он был в длинную просторную рубаху, без (погон), подпоясанную кавказским ремешком, казачьи шаровары с лампасами, заправленные в белые шерстяные чулки.
28. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Полк, в который получил назначение сотник Листницкий, понес крупный урон в последних боях. |
1. Подлежащее. |
29. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. |
1. Изъяснительная. |
30. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Григорий не нашелся, что ответить, долго ехал молча, мучительно раздумывая, потом сказал, и в голосе его зазвучала нескрываемая досада. |
1. Сложносочинённое предложение. |
Ответы к заданиям:
1. 24 |
11. 135 |
21. Чудесно |