Задания для подготовки к ЦЭ по русскому языку

- 11:20Подготовка к ЦЭ/ЦТ

В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения М.А.Шолохова. Предлагаем 30 заданий по разным разделам языкознания для подготовки к ЦЭ по русскому языку, составленных с использованием текста романа-эпопеи «Тихий Дон».

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»
Гродненская область

 

 

 

 

1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Вспоила, вскормила, ночей (с)молоду не спала…
2) Этому нехитрому делу Григорий выучил его (в)течение одной недели.
3) Аксинья в минуту связала свой узелок, (на)спех попрощалась с теткой.
4) Имейте (в)виду, что вы теперь – лобовые.
5) Разъезд (в)брод переехал речушку.

2. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Две брички, (до)верху набитые кучами людей, скакали по дороге рядом.
2) Девичье-звонкий и в то(же) время неяркий голос его поплыл над забитым людьми залом.
3) Он ждал, что Штокман будет так(же), как и он, возмущен случившимся.
4) На съезде постарайтесь, что(бы) было без войны дело.
5) От этого леса вы и еще один казак поедете (по)тому проселку влево.

3. Через дефис пишутся выделенные в предложениях слова:

1) На (пол)лошади впереди выделялась осанистая, тепло одетая фигура.
2) Григорий торопливо – (по)старому образцу – развернул свои сотни.
3) Давайте же поговорим (по)товарищески, не кривя душой.
4) За пакгаузом – (серо)зеленый частокол казачьих гимнастерок и шинелей.
5) Поднявшийся гул бестолковых выкриков (по)немногу утих.

4. Пишется НЕ раздельно со словами в предложениях:

1) По Дону наискось – волнистый, никем (не)езженный лунный шлях.
2) Почему стакан с кофе (не)чисто вымыт?
3) Петро, неся на спине очень (не)приятный озноб, вошел в кухню.
4) (Не)чувствуя боли, Григорий вскочил на ноги.
5) Все у вас как-то (не)по-людски

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Мое отсутствие может быть замечено комиссаром полка.
2) Однако приспела и ему пора поквитаться с хорошей жизнью.
3) Кажется никакое горе не было в силах не только сломить ее, но даже пригнуть к земле.
4) Она вдруг повернулась к нему лицом, заспешила навстречу.
5) А по-моему должон человек всегда отвечать за свои дела.

6. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Принаряженная в зеленую шерстяную юбку_ Аксинья подвела ему коня.
2) Пантелей Прокофьевич_ качая подгнивший столб у ворот_ глянул на Григория.
3) Сдержанную радость выказывали и_ постоянно жившие у Коршуновых_ работники. 
4) Пантелей Прокофьевич разгладил на прилавке развернутую штуку материи и_ круто повернувшись_ захромал к выходу. 
5) Над хутором_ задернутое кисейной полумглой_ шло солнце. 

7. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

1) Лицо ее, фигура, походка, жесты, мимика, размах бровей_ все это, воссоединяясь по частям, составляло ее цельную, живую.
2) Желать поражения своей родине _ это национальная измена.
3) Дверь_ не заперта.
4) Она_ ласковая, добрая баба.
5) Цель нашей борьбы_ великая Россия, верная своим союзникам.

8. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Пантелей Прокофьевич согласился и поехал, кляня в душе_ и Гришку_ и Ильиничну_ и весь белый свет.
2) Голубоватый иней, опушивший плетни_ и деревья, сверкал_ и отливал радугой под лучами закатного солнца.
3) От колючей песчаной пыли слезились глаза_ и было трудно что-либо рассмотреть даже на недалеком расстоянии.
4) Они или отбились от своих сотен_ или просто дезертировали.
5) Дела и поездки съедали весь досуг: то в Москву_ то в Нижний_ то в Урюпинскую_ то по станичным ярмаркам.

9. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Вода_ как липкое тесто_ вяжет каждое движение.
2) Коршуновы для своей дочери жениха не такого_ как Григорий_ могли подыскать. 
3) В штабе высказывали предположения, что столь интенсивный обстрел есть не что иное_ как подготовка к наступлению, к переправе.
4) А отчего это у вас глаза_ как у кота?
5) Ваши части перестают существовать_ как самостоятельное целое.

10. Укажите предложения c правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

1) – Опять… – растерянно проговорил Мишатка и тотчас добавил: – Я больше не буду, бабунюшка, ты только не ругайся…
2) «Я попрошу вас не орать на меня» – глухо сказал Григорий и встал, отодвинув ногой табурет.
3) «Прошу на меня не орать! – громче повторил Григорий: – Вы вызвали нас для того, чтобы решать…»
4) Григорий насмешливо оглядел Копылова, спросил:
– Ты из-за чего наряжался-то? Думал, небось, что тебя чаем угощать будут?
5) «Зря пропали твои труды! – издевался Григорий. – Не токмо чего, но и к ручке тебя не подпустил».

Текст к заданиям 11–25

(1) Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и стояла, опьяненная бражной сладостью свежего весеннего воздуха. (2) Пр…одолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб.

(3) Иным, чудестно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. (4) Блестящими глазами она взволнова(н, нн)о смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. (5) Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

(6) Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил ее холодной синевой. (7) Запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ. (8) Незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. (9) И она – услышанная на чужбине песенка – заставила учащенно забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две скупые слезинки…

11. Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте есть ответы:

1) В какое время суток Аксинья вышла на крыльцо?
2) На что Аксинья поставила ведро?
3) Что казалось Аксинье невиданно красивым?
4) Что не заметила Аксинья в небе?
5) Какая песня выжала две скупые слезы из Аксиньи?

12. Укажите, какие из характеристик соответствуют данному тексту:

1) публицистический стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) в предложениях 3–5 представлен тип речи рассуждение;
4) задача речи – показать душевное состояние Аксиньи после выздоровления;
5) задача речи – показать, как красива природа.

13. Определите, какие языковые средства связывают между собой 8-е и 9-е предложения текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения):

1) местоимение;
2) одинаковый порядок слов;
3) союз;
4) синонимическая замена;
5) лексический повтор.

14. Найдите в предложениях 8-9 антоним к слову ‘щедрый’. Запишите это слово (антоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

15. В слове, выделенном во 2-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).

16. Определите, как пишется слово, выделенное в 4-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).

17. Найдите в 6-м предложении текста слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

18. Найдите в 1-м предложении существительное второго склонения, употреблённое в форме винительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано в тексте.

19. Укажите часть речи выделенного в 3-м предложении слова. Ответ запишите в именительном падеже.

20. Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 7-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).

1) начальная форма – приятный;
2) относительное;
3) в форме мужского рода;
4) употреблено в краткой форме;
5) выполняет функцию определения.

21. Найдите в предложениях 2–3 слово с орфографической ошибкой. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено).

22. Найдите в предложениях 8–9 переходный глагол первого спряжения. Образуйте от него страдательное причастие прошедшего времени. Запишите это причастие в начальной форме.

23. Найдите в 1-м предложении словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово.

24. Найдите в предложениях 6–7 текста предлог и запишите его.

25. Определите способ образования слова, выделенного в 6-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.

26. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).

В сени он вышел1) уверенно и твердо шагая, привычно придерживая шашку, но2) когда начал сходить с высокого крыльца3) вдруг4)) перестал слышать звук собственных шагов и тотчас почувствовал5) острая боль штыком вошла в его сердце.

27. Слово, указанное в скобках, запишите в родительном падеже, во множественном числе.

Одет он был в длинную просторную рубаху, без (погон), подпоясанную кавказским ремешком, казачьи шаровары с лампасами, заправленные в белые шерстяные чулки.

28. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Полк, в который получил назначение сотник Листницкий, понес крупный урон в последних боях.
Б. А пока давай договоримся насчет вашего маршрута.
В. После поездки домой он осторожно стал разведывать, каково настроение бойцов его эскадрона.
Г. Комментарии к этому заявлению не требовались…

1. Подлежащее.
2. Сказуемое (или часть сказуемого).
3. Дополнение.
4. Определение.
5. Обстоятельство.

29. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье.
Б. Знаешь, где имение Листницкого Николая Алексеевича?
В. Постоялый двор, где останавливались кормить лошадей по дороге на станцию, был на той стороне.
Г. Мне надо быть с гороховый стручок ростом, чтобы не так заметно было.

1. Изъяснительная.
2. Определительная.
3. Цели.
4. Времени.
5. Степени.
6. Места.

30. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Григорий не нашелся, что ответить, долго ехал молча, мучительно раздумывая, потом сказал, и в голосе его зазвучала нескрываемая досада.
Б. Копылов обиженно умолк, и больше до самой квартиры они не разговаривали.
В. Ему видно было, как, несмотря на потери, перебежками упорно шли в наступление офицерские роты.
Г. Один из них разворотил въездную дамбу на левом берегу, второй взметнул возле самого моста зеленый столб воды, и возобновившееся движение по мосту снова приостановилось.

1. Сложносочинённое предложение.
2. Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью.
3. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными частями.
4. Бессоюзное сложное предложение.
5. Сложное предложение с разными видами связи.

 

Ответы к заданиям:

1. 24
2. 235
3. 134
4. 145
5. 35
6. 245
7. 125
8. 345
9. 123
10. 145

11. 135
12. 24
13. 135
14. Скупые
15. Преодолевая
16. Взволнованно
17. Сквозь
18. (На) крыльцо
19. Прилагательное
20. 134

21. Чудесно
22. Выжатый
23. Впервые
24. Сквозь
25. Суффиксальный
26. 123
27. Погонов
28. А5Б4В2Г4
29. А6Б1В2Г3
30. А5Б1В2Г5

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий