В материале приведены примеры олимпиадных заданий, направленных на проверку знаний в области ботаники и зоологии. В заданиях рассматриваются различные аспекты, включая классификацию животных и растений, их анатомические особенности и среду обитания. Задания направлены на углубленное изучение жизнедеятельности различных форм жизни на Земле, их взаимосвязей и экологических ролей.
Елена ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 1 г. Климовичи»,
Могилевская область
1. Укажите, к каким классам относятся следующие животные:
2. Выберите из приведенного списка однолетние растения; двулетние растения; многолетние растения:
1) вереск, 2) гладиолус, 3) земляника, 4) капуста белокочанная, 5) картофель, 6) ландыш, 7) лебеда, 8) лён, 9) морковь, 10) одуванчик, 11) подорожник, 12) подсолнечник, 13) пырей, 14) редька, 15) тыква, 17) хрен, 17) чеснок.
Однолетние растения: ________________________________________
Двулетние растения: _________________________________________
Многолетние растения: _______________________________________
3а. Из приведенного ниже перечня выберите растения, имеющие стержневую корневую систему; мочковатую корневую систему:
1) банан, 2) белый лотос, 3) вороний глаз, 4) женьшень, 5) кокосовая пальма, 6) ковыль, 7) лещина, 8) ландыш, 9) омела, 10) опунция, 11) подорожник, 12) подсолнечник, 13) рогоз, 14) столетник, 15) хрен.
Растения, имеющие стержневую корневую систему: ________________________
Растения, имеющие мочковатую корневую систему: ________________________
3б. Какими преимуществами для жизнедеятельности растения обладает стержневая корневая система по сравнению с мочковатой? Какими преимуществами для жизнедеятельности растения обладает мочковатая корневая система по сравнению со стержневой?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Установите соответствие строения и типа питания с представителями живой природы:
1. Автотрофные прокариоты |
А. Вольвокс |
5. Найдите и запишите аналогию:
Печеночный сосальщик : малый прудовик = бычий цепень : ?
Сонная болезнь : муха цеце = малярия : ?
Кукуруза : початок = клевер : ?
Рис : метёлка = подсолнечник : ?
Мак : коробочка = горчица : ?
Слива : костянка = смородина : ?
Каракатица : жабры = каракурт : ?
Тридакна : жабры = тарантул : ?
Черви паразиты : гельминтология = насекомые : ?
Рыбы : ихтиология = пауки : ?
Ситовидные трубки : луб = сосуды : ?
Тюльпан : луковица = ландыш : ?
6. Заполните таблицу «Насекомые».
7. Определите способы опыления у следующих растений:
Картофель –
Каштан –
Василёк –
Горох –
Дуб –
Ива –
Клен –
Овес –
Огурец –
Подорожник –
Полынь –
Помидор –
Росянка –
Рис –
Тополь –
Фиалка –
8. Каких рыб из перечисленных ниже можно встретить в пресных водоемах, а каких – в соленых:
1) акула, 2) анчоус, 3) голавль, 4) дискус, 5) ерш, 6) камбала, 7) ерш, 8) камбала, 9) карп, 10) колюшка, 11) лосось, 12) макрель, 13) навага, 14) окунь, 15) плотва, 16) рыба-попугай, 17) рыба-сабля, 18) рыбец, 19) сазан, 20) салака, 21) сельдь, 22) семга, 23) стерлядь, 24) судак, 25) треска, 26) тунец, 27) угорь, 28) форель, 29) шпрот, 30) щука.
10. Выберите из перечисленных ниже животных тех, у кого самцы крупнее (в среднем) самок:
1) аскарида человеческая, 2) горилла, 3) геккон, 4) гуппи, 5) обыкновенная кукушка, 6) лев, 7) лось, 8) луна-рыба, 9) морж, 10) павлин, 11) тетерев, 12) черепаха, 13) непарный шелкопряд, 14) гадюка, 15) ящерица обыкновенная.
10а. Что такое регенерация?
Регенерация – это __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
10б. Определите, способны ли к регенерации следующие животные:
Аксолотль –
Бычий цепень –
Губка-бадяга –
Гусеница махаона –
Дождевой червь –
Ланцетник –
Личинка колорадского жука –
Медицинская пиявка –
Морская звезда –
Мшанка –
Нереис –
Осьминог –
Планария –
Полевой слизень –
Пресноводная гидра –
Удав –
Человеческая аскарида –