В материале представлен конспект коррекционного индивидуального занятия с ребёнком младшего школьного возраста со стертой дизартрией (1-й класс).
Ольга ФРОЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Звуки [ч] – [щ]. Дифференциация звуков [ч] – [щ] в словах, словосочетаниях и предложениях».
Задачи:
– формировать умение различать звуки [ч] – [щ], правильно и чётко произносить их в словах, словосочетаниях и предложениях;
– развивать мелкую моторику рук, умение координировать речь с движениями;
– воспитывать навык самостоятельности при выполнении заданий, самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, кубик для выполнения артикуляционной гимнастики, схемы-характеристики звука [ч] и [щ], мяч, речевые игры и задания.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Прием «Обменяемся улыбками»
2 Артикуляционная гимнастика с кубиком
– Разомнём наш язычок, чтобы он был ловкий и умелый.
Ещё один раз «улыбнись», а теперь вытяни губы в «трубочку» (упражнение «Трубочка-улыбка»).
– Бросай кубик и выполняй следующее артикуляционное упражнение («Чашечка», «Футбол», «Чистим зубки (верхние)», «Лошадка», «Грибочек»).
– Теперь я вижу, что ты готова заниматься.
3 Сообщение темы занятия
– Отгадай загадку и ответь, как называется сказка:
Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля)
Как называется сказка про Емелю? («По щучьему веленью»)
– Мы уже умеем правильно произносить звуки [ч] и [щ] изолированно и даже в слогах. Сегодня, по щучьему веленью, по моему хотенью, к концу занятия мы должны научиться правильно и чётко произносить [ч] – [щ] в словах, словосочетаниях и предложениях.
II Основная часть
2.1 Подготовительный этап
Повторение и уточнение артикуляции и характеристики звуков [ч] и [щ]
– Вспомни и расскажи, какой звук [ч]. (Согласный, глухой, мягкий.)
– Охарактеризуй звук [щ]. (Тоже согласный, глухой, мягкий.)
– Как произносятся эти звуки? (Губы округлены. Язычок «чашечкой» поднят вверх. Воздушная струя тёплая.)
– Чем отличается произношение этих звуков? (Отличаются они тем, что звук [ч] более коротко произносится, а [щ] – более длительно).
Упражнение в автоматизации звуков [ч] – [щ] при произношении слогов
Игра «Повтори наоборот»
– По щучьему веленью, по моему хотенью – помоги, Юля, превратиться слогам со звуком [ч], в слоги со звуком [щ]. Лови мяч и чётко отвечай!
Ча –…(ща), що –…(чо), чу–…(щу), щи –…(чи), че –…(ще), ач –…(ащ), ощ –…(оч), ущ –…(уч), ыщ –…(ыч).
2.2 Формирующий этап
Упражнения в автоматизации звуков [ч] – [щ] при произношении слов
– По щучьему веленью, по моему хотенью – подчеркни картинки, в названии которых слышится звук [ч], и зачеркни картинки, в названии которых слышится звук [щ], сопровождая правильным проговариванием слов.
– Соедини слова, в которых есть звук [ч] жёлтым карандашом со схемами, а со звуком [щ] – синим карандашом.
Упражнения в автоматизации звуков [ч] – [щ] при произношении словосочетаний и предложений
Игра «Дорожка для пальчиков»
– По щучьему веленью, по моему хотенью – пусть пальчики обеих рук одновременно попрыгают (на овалы наступают указательный и средний пальчики вместе, а на кружочки – врозь), а ты повторишь словосочетания вслед за мной чётко и быстро.
Речевой материал: Горячие щёки. Летающая бабочка. Почтовый ящик. Копчёные лещи. Молочная пища. Сочные овощи. Чудесное угощение. Птичий щебет. Чёрный щенок. Коричневый плащ. Дощатый ящичек.
Игра «Кулачки-ладошки»
– По образцу образуй и проговори слова так, чтобы появился звук [щ], и одновременно выполняй движения руками, чередуя кулачки и ладошки.
Игра «Ловкий и умелый говорунчик»
– Послушай пары слов и составь с ними предложения. Если предложение получилось правильно произнести – прыгни вперёд.
Речевой материал: Плащ – химчистка. Пещера – бочки. Чинить – ящик. Встреча – площадь.
Работа над правильным произношением звуков [ч] – [щ] при составлении предложений по картинно-графической схеме
III Итоговая часть
– Как ты считаешь, получилось ли у нас закрепить четкое произношение звуков [ч] и [щ] в словах, словосочетаниях и предложениях?
– Какие испытывала трудности?
– Всегда ли удавалось контролировать свою речь?
– Справилась ли ты со всеми заданиями без посторонней помощи?
– Бывает ли так, как в сказке, чтобы «по щучьему веленью, по нашему хотенью» всё получалось само собой, без особых на то усилий?
– Конечно, нет. Нужно всего добиваться в жизни только упорством и трудом! Даже в правильном произношении звуков! Давай будем вместе очень стараться, чтобы достичь хороших результатов!