Олимпиадные задания по теме “Фонетика”, 5-й класс

- 11:43Подготовка к олимпиадам

Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русский язык”.

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

1. Укажите согласные звуки в словах. Найдите слова, в которых:

– есть согласные звуки,
– нет парных глухих.
Подъезд, сказка, колобок, дом, собака, садик, море, семья.

2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов.

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

3. Определите количество букв и звуков в словах:

Солнце, ёж, ладья, поёт, счастье, съёмка, прогресс, гость.

4. Укажите звуки, которыми различаются данные пары слов:

воз – вёз, мать – мять, кров – кровь, почка – бочка.

5. В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков?

1) Подъезд, 2) бульон, 3) июнь, 4) ящик, 5) майор.

6. Составьте слова из следующих звуков:

а) [ы] [к] [ц] [о] [л] [п]
б) [и] [р’] [н] [а] [б’] [и]
в) [ы] [р] [ц] [к] [у] [л’]
г) [ч’] [а] [и] [к] [р’] [п]

7. Из звуков, входящих в слово «палитра», ученик составил слова. Какое слово он составил неправильно? Объясните ответ.

а) лира; б) трап; в) тара; г) лапа.

8. Определите количество согласных звуков в каждом слове:

Солнце ___, ёж ___, ладья ___, поёт ___, поэт ___, явный ___, мужчина ___, иероглиф ___.

9. Подчеркните слова, в которых Е, Ё, Ю, Я, И, Ь не обозначают мягкость предшествующих согласных.

Пёстрый, писатель, чёрный, жезл, дочь, цифра, тень, шёпот, парашют, жюри, жжёшь, пятак, осенний, широта.

10. Подчеркните все буквы, которые обозначают шипящие звуки. Сколько таких букв в отрывке? Ответ запишите числом.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца. Хорошо! (по А.Гайдару).________

11. Найдите «лишние» слова, обоснуйте свой выбор.

а) Коробка, дуб, пруд, молотьба.
б) Мороз, хоровод, варежка, просьба.

12. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука. Объясните, почему нельзя выписать остальные.

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, филиал, статуя, фиалка.

13. Вставьте необходимые буквы. Сколько букв «о» в предложении? Сколько звуков [о]?

В г…р…дах зв..нят в.. все к…л…к…ла.

14. Обозначьте количество звуков и букв в словах. Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Маяк, объём, грустный, поют, окрестные, якорь, рассказ.

15. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Весна, ясли, перемена, еда, вода, красная, яблоко, вьюга.

16. Укажите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Печёт, ель, коньки, дубрава, полька, яблонька.  

17. Определите, одинаковые ли звуки передают выделенные в словах буквы. Укажите эти звуки.

Разжечь – грач
Конечно – конечный
Часть – мята
Цистерна – шина
Просьба – честь
Маэстро – песня

18. Прочитайте стихотворение «День рожденья».

Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок –
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-желтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.

Выпишите из стихотворения слова, в которых:

1) все согласные глухие: __________________________________
2) все согласные звонкие: __________________________________
3) есть буквы, обозначающие два звука:__________________________________
4) все согласные мягкие и не имеют пары по твёрдости-мягкости: __________________________________
5) есть оглушение: __________________________________
6) есть озвончение:__________________________________

 

19. Решите мини-тест по фонетике, выбрав и подчеркнув номера верных утверждений.

1) В прилагательном агентский количество букв и звуков совпадает.
2) У существительного петиция все согласные звуки глухие.
3) В слове дезинформация нет мягких согласных звуков.
4) В словах свекла, сливовый ударение падает на первый слог.
5) В словах: брюнет, Одесса, термин, шинель, пресса перед «е» произносятся мягкие согласные звуки.
6) В глаголах откупорить, опошлить, заплесневеть ударение падает на второй слог.
7) В слове отцветший есть ударный гласный звук [о́].
8) В глаголе трусить ударение может падать на первый или на второй слог в зависимости от лексического значения.
9) В слове просьба происходит озвончение согласного звука.
10) В глаголе смеяться нет ни одного непарного глухого и непарного твёрдого согласного звука.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий