Эффективные приёмы формирования читательской грамотности учащихся посредством работы с текстом. Мастер-класс

- 13:34I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

В ходе мероприятия участники не только получают теоретические знания о формировании читательской компетентности, но и имеют возможность применить их на практике, работая с разными текстами.

Антонина МИШКИНЬ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 14 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Тема: «Эффективные приёмы формирования читательской грамотности учащихся посредством работы с текстом» (Слайд 1).

Цель: ознакомление участников мастер-класса со способами формирования читательской грамотности через различные приёмы работы с текстом, демонстрация эффективных методов развития у учащихся навыков понимания и анализа текста.

Задачи:

– раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приемами работы;

– показать практическую значимость использования разных типов заданий при формировании читательской грамотности на учебных занятиях;

– отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе;

– повысить мотивацию педагогов к овладению активными методами обучения. (Слайд 2)

Эпиграф: «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство» (А.С.Пушкин).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Ход мастер- класса

1 Вступление

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 году.

В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (Слайд 3).

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как:

– готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации);

– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью;

– ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Пример. «Чайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

– «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

– «Девушка входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.

– «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

– Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

– Я думаю, что все обратили внимание на методические приёмы, использованные в деятельности учителя: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

– самые прочные знания – это те, которые добыты самостоятельным трудом;

– обучение в сотрудничестве даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

– умение применять знания в жизни – это самое главное, чему мы должны учить детей.

 

2 Выяснение цели, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Приём «Снежинка»

Отметьте, пожалуйста, чего вы ожидаете от нашего занятия.

Я надеюсь, что эта встреча сегодня хотя бы частично оправдает ваши ожидания и у вас появится желание изучить тему глубоко.

 

3 Теоретическая часть

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Каждое задание учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения. (Слайд 4).

Например:

– умение найти и извлечь информацию из текста;

– умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

– умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач – от учебных до практических, жизненных;

– умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Всё чаще мы слышим о сплошных/несплошных текстах, текстах «новой природы» и т.д. (Слайд 5).

К сплошным относятся тексты без визуальных изображений разных типов, которые учащиеся читают в повседневной жизни, в том числе в школе: описание, повествование, рассуждение и т.д.

Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется вербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относят: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др. (Слайд 6).

В фокусе нашего внимания сегодня несплошные тексты. Ряд заданий в учебниках составлены на основе несплошных текстов, и, к сожалению, такие задания вызывают затруднения у учащихся.

Как выстраивать на уроке работу с несплошным текстом? Тематика несплошных текстов и структура учебных заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере познавательных интересов детей.

 

4 Практическая часть. Творческий калейдоскоп (практическое выполнение участниками мастер-класса творческих заданий).

4.1 Виды заданий при работе с несплошными текстами

Предлагаю рассмотреть некоторые варианты заданий для использования в урочной деятельности на разных учебных предметах работу с несплошным текстом.

Текст «Билет» (Слайд 7)

а) Предмет «Математика» (Слайд 8)

1-я группа разрабатывает виды заданий, связанные с темой урока «Единицы времени. Календарь», 4-й класс.

Задания:

1. Определить по календарю 2019 года, в какой день недели мы посетили цирк.

2. Посмотрим ли мы представление, если приедем в 11.05?

3. В какое время необходимо выйти из дома, чтобы быть в цирке за 15 минут до начала представления?

2-я группа разрабатывает виды заданий, связанные с темой урока «Многозначные числа. Цена, количество, стоимость», 3-й класс.

Задания:

1. Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.

2. Хватит ли денег нашему классу сходить в цирк, если у нас есть 1000 рублей?

б) Предмет «Русский язык» (Слайд 9)

1-я группа разрабатывает виды заданий, связанные с темой урока «Имя существительное. Склонение имён существительных», 3-й класс.

Задания:

1. Найдите все существительные в билете, определите склонение этих существительных.

2-я группа разрабатывает виды заданий, связанные с темой урока «Связь слов в предложении», 4-й класс.

Задания:

1. Составьте предложения со словом билет. (Покупайте билеты на сайте цирка).

2. Выпишите словосочетания из этого предложения.

в) Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (Слайд 10)

Тема: «Правила поведения в общественных местах».

Задания:

1. Составить памятку по правилам поведения в цирке.

2. Разработать безопасный маршрут от школы до цирка.

г) Предмет «Изобразительное искусство» (Слайд 11)

Задание: нарисовать афишу, опираясь на информацию из билета (Слайд 12).

Текст «Кассовый чек»

Кассовый чек – это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. На первый взгляд информации в кассовом чеке не так уж и много. На что обращает внимание покупатель после получения кассового чека на руки? На цену каждой позиции и на общую сумму. На самом деле информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много. Я беру чеки для работы на уроках математики, так как в кассовом чеке присутствует много чисел. На уроках русского языка также можно предложить интересные и полезные задания.

1-я группа

а) Предмет «Математика»

Тема: «Многозначные числа», 4-й класс 

Задания:

1. Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.

2. Напишите список только молочных продуктов в порядке увеличения (уменьшения) цены.

3. Напишите, в какое время произведена покупка, какого числа произведена покупка.

4. Составьте задачу и посчитайте, сколько дней прошло между покупками.

2-я группа

б) Предмет «Русский язык»

Тема: «Словарная работа»

Задание:

1. Выпишите словарные слова. (Сметана, молоко, творог, банан, кассир, магазин).

Тема: «Однородные члены предложения»

Задания:

1. Составьте предложение с однородными членами. (Мама купила в магазине творог, сметану, молоко и бананы).

2. Найдите в чеке многозначное слово. Напишите лексическое значение

данного слова. (Это слово «операция»).

 

                                                                

4.2 Виды заданий при работе со сплошными текстами

Вернемся к слайду о видах сплошных текстов (Слайд 13).

Как на практике осуществить работу со сплошными текстами?

Предмет «Человек и мир»

Тема: «Животные леса» (Слайд 14)

Бурый медведь обитает в Евразии и Северной Америке. Длина его тела меньше, чем у белого медведя. У бурого мишки она может достигать 280 см, а белый медведь в длину достигает 3 м. Бурый медведь – зверь всеядный. Но большую часть его меню составляет растительная пища. В рацион также входят насекомые, черви, ящерицы, лягушки, грызуны и рыба. Бурый медведь – прекрасный рыболов. Если недалеко от берега он видит рыбу, то становится на задние лапы и прыгает в воду. Потом прижимает добычу ко дну и прикусывает, чтобы не вырвалась. Затем косолапый вытягивает добычу на берег и лакомится. Шерсть у бурого медведя густая. Цвет меха может быть разным: от желто-коричневого до почти черного. Наиболее распространен бурый окрас, благодаря которому медведь и получил свое название.

Барибал – представитель семейства медвежьих. Распространен от Аляски и севера Канады до Центральной Мексики. Длина взрослого барибала до 2 м. Мех блестящий, черный, светлое пятно на морде и иногда – на груди. Отличается поразительной ловкостью, быстротой и силой. Без труда переворачивает тяжелые камни весом 150 кг. Бегает со скоростью до 50 км/ч.

 Гималайский медведь обладает густым, шелковистым, довольно пышным мехом, образующим воротник на загривке и шее. На груди – большое белое пятно в форме буквы V. В длину гималайский мишка достигает 150 см. У белогрудого медведя великолепный нюх. Обитает в южных областях Китая, в Таиланде и Индонезии.

Очковый медведь – в длину вырастает до 180 см. Морда короткая и не слишком широкая. Шерсть черного или черно-бурого оттенка. Вокруг глаз бело-желтые кольца, плавно переходящие в белесый “ошейник”. Обитает в Южной Америке.

1-я группа

Задание: Пользуясь полученной информацией, подпишите, какой медведь запечатлён на каждой фотографии.

 

 2-я группа

(Слайд 15)

Задание: Подумайте, что отображено на графике. Дайте графику название.

 

Задание для двух групп

Как можно информацию из несплошного текста перевести в сплошной? Рассмотрим на примере билета в цирк (Слайд 16).

Начните со слов: «Передо мной билет в цирк…»

(Передо мной билет в цирк. Представление состоится в Москве на Цветном бульваре 21 февраля в 19 часов. Владелец билета заплатил 2500 рублей. Смотреть представление он будет в правой стороне партера в 3 ряду на 31 месте. Необычные номера)

 

4.3 Задания для работы со смешанными текстами (Слайд 17)

Смешанные тексты – это тексты, которые соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Невербальные элементы – это не просто иллюстрации, это особые связи (оформление абзацев), это форма представления текста, это несущие смысловую нагрузку графические элементы (символы, диаграммы, блоки схем, карты и прочее). В смешанных источниках текста больше, чем в несплошных.

На слайдах представлены виды смешанных текстов (Слайды 18, 19).

Давайте выполним несколько заданий (Слайд 20).

Задание 1: Расставьте по порядку этапы вторичной переработки стекла на перерабатывающем заводе.

 

Запишите в ответе верную последовательность букв.

Задание 2: Какие знаки на упаковке и таре связаны со стеклом? Обведите две буквы выбранных ответов.

 

Знак креста в оранжевом квадрате на этикетке препарата – свидетельство того, что перед нами «активное, сильнодействующее, концентрированное вещество, применять которое нужно с осторожностью».

Маркировка стекла – это треугольник со стрелками, внутри которого находится цифра 70, и буквенное обозначение «GLASS» или «GL» под треугольником. Его берут в переработку как в целом виде, так и боем. 

Перевозка легко повреждаемой продукции подразумевает выполнение определенных правил. Например, перевозка стекла в любом его виде требует соблюдения определенных условий. Именно для этой цели на упаковку наносится специальное обозначение в виде рюмки. Оно указывает на наличие хрупкого груза. Это может быть точная техника, микроэлектроника, предметы искусства и другое.

На таре часто можно встретить знак в виде открытого зонтика. Расшифровка его проста – хранить тару можно в сухом месте.

Знак «Человечек с урной», он же Tidyman, указывает на то, что упаковка продукта может быть утилизирована наряду с бытовыми отходами.

«Петля Мёбиуса» означает, что изделие пригодно для переработки, а также частично или полностью сделано из переработанного сырья.

 

5 Подведение итогов. Рефлексия

Давайте вернёмся к приёму «Снежинка» и обсудим ваши ожидания от сегодняшнего мастер-класса и его результаты.

Обсуждение.

Мастер-класс мне хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Учить детей читать, мыслить остается актуальной задачей для нас, педагогов. Мысль должна быть всегда самым универсальным инструментом познания для человека. Её нужно развивать, её нужно совершенствовать, её нужно формировать, как человек тренирует тело, потому что «ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет». Я желаю, чтобы вы всегда оставались светом для окружающих, и чтобы ваши уроки стали очагом, согревшись у которого, ваши ученики стремились стать мыслителями.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий