Главный критерий ценности различных методов и приемов, используемых учителем на уроке географии – это положительные сдвиги в знаниях и умениях учащихся, их познавательных процессов и эмоционально-ценностной сфере.
Татьяна КОЛБАНОВА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Сочетание различных методов и приемов активизирует работу учащихся, повышает устойчивость их внимания на уроке, требует участия различных видов памяти. В своей работе, я обратила внимание, что наиболее эффективным способом формирования у учащихся познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, устанавливать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное визуализировать ее, являются современные приемы, которые эффективно используются на уроках географии.
Интерактивные задания, созданные на платформе LearningApps
Упражнения создаются онлайн и могут использоваться в образовательном процессе в любое нужное время для педагога. На платформе есть огромное количество шаблонов. Задания можно создавать открытыми (их могут видеть и пользоваться им абсолютно все) или закрытыми (в таком случае задание видно только вам и тем людям, которым вы отправите на него ссылку). В виде QR-кода можно отправлять ссылку на задания, который создается автоматически к каждому упражнению. Плюс платформы заключается в том, что выполнять задания удобно как на компьютере, так и на смартфоне, по желанию учащихся. Форму выполнения задания учитель выбирает ту, которая вызовет познавательный интерес у учащихся.
![]() |
![]() |
![]() |
А ты знаешь животный мир Беларуси? |
![]() |
|
Викторина “Области Республики Беларусь” |
![]() |
Предметная ассоциация
Это прием, который развивает у учащихся критическое и творческое мышление. Он способен заинтересовать любой темой урока и на любом этапе урока. Примером могут послужить картографические ассоциации, связанные со зрительным запоминанием географических объектов на карте. Если присмотреться, то любой географический объект напоминает форму чего-либо: похож на очертания животных, различных предметов. Такая форма запоминания вызывает интерес у учащихся.
Например, можно дать такое задание: определите по рисункам, о каких странах идет речь.
|
![]() Великобритания |
![]() Италия |
Интеллект-карта
Интеллект-карта позволяет показать учащимся связи между предметами, помогает разложить информацию, что называется, по полочкам. Информация в учебном пособии это в основе своей текст. При работе с ним детям непросто сразу же выделить главное, выявить причину развития изучаемого явления, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию. Вот тогда на помощь и приходит прием составления интеллект-карт, при котором у учащихся развивается умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность связывать новую информацию с уже накопленной.
Пример. Тема «Северная Америка»
Гексы
Гексы позволяют формировать у учащихся не только предметные, но и надпредметные компетенции (учебно-познавательную, информационную, коммуникативную). Каждый шестиугольник – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям. Сочетание метода шестигранного обучения с картой и атласом позволяет более глубоко рассмотреть материал по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства, способствует развитию навыков устанавливать причинно-следственные связи, развивает логическое мышление, которое так необходимо при выполнении олимпиадных заданий по географии.
Медиаазбука
Это викторина, выполненная в форме компьютерной презентации с использованием рисунков и фотографий, которые служат подсказкой ответа на вопрос. Метод «Медиаазбука» способствует формированию образного мышления, развитию интеллектуальных способностей учащихся по анализу, обобщению, расширяет общий кругозор.
Применение медиаазбуки в учебно-познавательной деятельности учащихся является эффективным средством для формирования метапредметнных связей. Основная задача созданного медиапродукта – правильное восприятие различной информации, её понимание. С помощью этого метода реализуется принцип наглядности в обучении географии. Медиакартинки делают рассказ, викторину живыми и яркими, а выводы более убедительными.
Медиаазбука |
![]() |
Главный критерий ценности различных методов и приемов, используемых учителем на уроке географии – это положительные сдвиги в знаниях и умениях учащихся, их познавательных процессов и эмоционально-ценностной сфере.
Изучение географии как предмета начинается в школе, поэтому учителя должны приложить все усилия для того, чтобы учащиеся могли с легкостью найти на карте свою страну, свой город, свою деревню. Чтобы они были не просто безграмотными потребителями природно-ресурсного потенциала Земли, а стали патриотами своей страны, любили свою Родину, ориентировались в событиях страны и мира.