Задания для подготовки к олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение», 9-й класс

- 11:05II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка, Подготовка к олимпиадам

Предлагаемые вопросы связаны с различными обществоведческими проблемами.

Лилия РАКУ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненской области

 

 

 

 

Предлагаемые вопросы связаны с различными обществоведческими проблемами. Отвечая на них, старайтесь излагать логично, использовать понятийный аппарат, аргументировать собственную точку зрения. Количество полученных баллов зависит от точности, полноты и качества вашего ответа.

 

Задание 1. Заполните таблицу отличий представителей разных поколений

Максимальное количество баллов за задание – 28.

Название поколения

Ценности (не менее трех)

События, сформировавшие ценности (не менее трех)

 Молчаливое
(1924-1943 гг.)

 

преданность, соблюдение законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение

Великая Отечественная война, репрессии, восстановление разрушенной страны, появление антибиотиков

Поколение
________________
(1944-1963 гг.)

 

 

Поколение
________________
(1964-1983 гг.)

 

 

Поколение
________________
(1984-2000 гг.)

 

 

Поколение
________________
(2001-2020 гг.)

 

 

 

Задание 2. Составьте логическую схему, используя все приведенные понятия. Отразите в ней взаимосвязь между понятиями.

Максимальное количество баллов за задание – 20. 

Восприятие (людьми) друг друга, директивный, дружба, знакомство, коллегиальный, либеральный, лидерство, любовь, межличностные отношения, приятельство, стереотип, стили лидерства, товарищество, уровни межличностных отношений, эффект новизны, эффект ореола, эффект первичности, эффект проекции.

 

Задание 3. Дополните выдержки из статей Конституции Республики Беларусь. В левой колонке запишите характеристики белорусского государства, которые раскрывают приведенные положения.

Максимальное количество баллов за задание –  20.

Характеристика
Белорусского государства

Статьи раздела І «Основы конституционного строя»

 

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, ______________ и судебную.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства ______.

__________, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах ______________ и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

 

Статья 9. ____________ Беларуси едина и неотчуждаема.
Административно-территориальное устройство государства определяется ___________.

 

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является _________.

Статья 4.  ________ в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.

 

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

  

Задание 4. Дайте определения данным понятиям.

Максимальное количество баллов за задание – 10 (по 2 балла за каждое полное и правильное определение).

А) Медиация –
Б) Проступок –
В) Медиатекст –
Г) Альтруизм – 
Д) Духовная культура –

 

Задание 5.

Максимальное количество баллов за тестовые задания – 55. 

I. Выберите правильный вариант ответа.

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Своеобразное, необычное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешно выполнять какую-либо сложную деятельность:

а) задатки; 
б) талант;
в) одарённость;
г) гениальность.

2. Писатель – автор сборника рассказов «Книга джунглей»:

а) У.Теккерей;
б) У.Смит;
в) Р.Киплинг;
г) Ч.Дарвин.

3. Сангвинистический, флегматический, холеристический или меланхолический – эти названия для обозначения типов темперамента более двух тысяч лет назад предложил известный античный врач:

а) Клавдий Гален;
б) Авиценна;
в) Гиппократ;
г) Ибн Сина.

4. Столкновение с чем-то сильно противоречащим нашим ценностям и привычкам вызывает:

А) страх;
б) удивление;
в) стыд;
г) отвращение;
д) гнев. 

5. Какой философ утверждал: «Вами управляет тот, кто вас злит»?

а) Конфуций;
б) Лао-Цзы;
в) Юань Шикай;
г) Мао Цзэдун.

6. Совокупность важнейших убеждений человека называется:

а) миропонимание;
б) мировоззрение;
в) направленность личности;
г) убеждение. 

7. Кто придерживался атеистических взглядов, которые он изложил в своём трактате «О несуществовании бога»?

а) К.Лыщинский;
б) П.Скарга;
в) К.Вырвич;
г) В.Коялович.

8. По мнению какого учёного борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека?

а) А.Смита;
б) К.Роджерса;
в) И.Павлова;
г) В.Франкла.

9. Согласно древнегреческой классификации спокойная, тёплая и надёжная любовь-дружба, любовь-нежность определяется понятием:

А) агапе;
б) сторге;
в) мания;
г) людус;
д) прагма.

10. Эмблема какого государственного органа представлена на изображении?

а) Министерство образования;
б) Министерство энергетики;
в) Министерство промышленности;
г) Министерство по чрезвычайным ситуациям;
д) Министерство внутренних дел.

II. Впишите недостающее слово.

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

11. «Малые культурные миры» это…

12. Склад ума, образ мыслей называется…

13. В Древней Греции появляется понятие «гражданин мира», которое в переводе с греческого означает…

14. Восточный (или китайский) календарь состоит из 12 животных: крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и …

15. Белорусский народный танец «Крыжачок», посвящён культу…

16. Естественным условием существования государства, его главным ресурсом является…

17. Вводная часть конституции называется…

 

III.

18. Определите вид внутриличностного конфликта по описанию реальной ситуации.

Пример (реальная ситуация)

Вид внутриличностного конфликта

1. Слишком требовательная к себе девушка зациклилась на переживании трудностей

1. ?

2. Женщина испытывает затруднения в поведении, являясь и мамой дочери и её учителем в школе

2. ?

3. Мужчина испытывает затруднения в выборе между встречей с одноклассниками и ужином с семьёй.

3. ?

4. Невозможность юноши  перенести физическую нагрузку при восхождении на вершину горы

4. ?

19. Соотнесите имя обезьяны из восточной философии и нравственный принцип.

А) Мидзару
Б) Кикадзару
В) Ивадзару

1) не говорю зла
2) не вижу зла
3) не делаю зла
4) не слышу зла

А _____; Б _____; В _____.

20. Дополните схему, используя приведенные в правом столбце данные (к одной букве может подходить несколько цифр).

А) ____________

Я знаю это о себе и окружающие знают

Б) _____________

Я знаю это о себе, а окружающие не знают

В) ____________

Я не знаю это о себе, а окружающие знают

?

1) открытая зона
2) слепая зона
3) скрытая зона
4) фасад
5) арена
6) неизвестная зона

А _____; Б _____; В _____.

21. Расставьте представленные документы в правильной последовательности их появления:

Конституция США

Первая Конституция БССР

Третий Статут ВКЛ

Конституция
Речи Посполитой

А.

Б.

В.

Г.

__________________________

22. Заполните таблицу, выбрав подходящие по смыслу понятия из предложенных (к одной букве может подходить несколько цифр):

1) права равенства;                               
2) права свободы;
3) права солидарности;                        
4) право на труд;
5) избирательное право;                       
6) право на мир.

Первое поколение прав

Второе поколение прав

Третье поколение прав

А) ___________________

Б) ___________________

В) __________________

А _____; Б _____; В _____.

23. Определите, какому белорусскому городу принадлежит герб.

1.

2.

3.

4.

5.

24. Назовите произведение искусства и его автора по изображениям, представленным на иллюстрациях.

1.

2.

3.

4.

25. Соотнесите функцию семьи и её характеристику:

1.    Воспитательная

А. Создание условий для укрепления здоровья

2.    Эмоциональная

Б. Социализация членов общества

3.    Рекреативная

В. Покупка новых вещей, одежды

 

Г. Удовлетворение потребностей в любви, тепле  и  взаимопонимании,  уважении  и признании

1 _____; 2 _____; 3 _____.

 

КЛЮЧИ

Задание 1. Заполните таблицу отличий представителей разных поколений.

Максимальное количество баллов за задание – 28 (по 1 баллу за каждую правильно заполненную ячейку в левом столбце и по 3 балла – за верное заполнение ячеек в центральном и правом столбцах).

Название поколения

Ценности (не менее трех)

События, сформировавшие ценности
(не менее трех)

Молчаливое
(1924-1943 гг.)

 

преданность, соблюдение законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение

Великая Отечественная война, репрессии, восстановление разрушенной страны, появление антибиотиков

Поколение Бэби-бумеры (1944-1963 гг.)

 

оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости

 

Советская «оттепель», первый полёт человека в космос, СССР мировая супердержава, строительство БАМа, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания

Поколение
X
(1964-1983 гг.)

 

готовность к изменениям, возможность выбора, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов

Продолжение «холодной войны», войны в Афганистане и Вьетнаме, «перестройка» в СССР, СПИД, наркотики

Поколение
Y
(1984-2000 гг.)

 

свобода, веселье, интересует результат как таковой с немедленным вознаграждением, наивность, подчиненность и командность в работе, не верят в отдалённую перспективу

Распад СССР, военные конфликты, массовые теракты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий (мобильных телефонов и интернета), эпоха брендов

Поколение
Z
(2001-2020 гг.)

 

Отрицание авторитета старших, виртуальная коммуникация, инфантилизм, агрессивность, гиперактивность, потребность в новизне, «клиповое мышление»

 

Век доступности информации, гаджетов, wi-fi, развитие соцсетей, угроза новых эпидемий

 

 

Задание 2. Составьте логическую схему, используя все приведенные понятия. Отразите в ней взаимосвязь между понятиями.

Максимальное количество баллов за задание20.  

Задание 3. Дополните выдержки из статей Конституции Республики Беларусь. В левой колонке запишите характеристики белорусского государства, которые раскрывают приведенные положения.

Максимальное количество баллов за задание –  20 (за каждое дополнение выдержки из статей Конституции Республики Беларусь и характеристику белорусского государства – 2 балла).

Характеристика Белорусского государства

Статьи раздела І «Основы конституционного строя»

Правовое

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Унитарное

Статья 9. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Административно-территориальное устройство государства определяется законом.

Демократическое

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.

Статья 4.  Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.

Социальное

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

 

Задание 4. Дайте определения данным понятиям.

Максимальное количество баллов за задание10 (по 2 балла за каждое полное и правильное определение).

А) Медиация –  это переговоры сторон с участием нейтрального лица в целях урегулирования спора путём выработки взаимоприемлемого для участников соглашения.
Б) Проступок – общественно вредное деяние.
В) Медиатекст – сообщение, тексты, созданные в разных видах и жанрах медиа.
Г) Альтруизм –  бескорыстная помощь, забота о благополучии других людей.
Д) Духовная культура – это процесс и результат создания, использования, хранения и распространения духовных ценностей.

 

Задание 5. Ответы на тестовые задания.

Максимальное количество баллов за тестовые задания55. 

I. Выберите правильный вариант ответа.

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

в

в

а

г

б

б

а

г

б

г

II. Впишите недостающее слово.

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

11. субкультура
12.
менталитет
13. космополит
14. свинья
15. солнца
16. население
17. преамбула

III.

18. (4 балла).

1. Неадекватной самооценки;

2. Ролевой;

3. Мотивационный;

4. Адаптационный.

 

19. А 2; Б 4; В 1. (3 балла)
20. А 1,5; Б 2; В 3, 4. (5 баллов)
21. ВАГБ. (4 балла)
22. А 2,5; Б 1,4; В 3,6. (6 баллов)
23. (5 баллов)

1. Брест

2. Новогрудок

3. Могилёв

4. Туров

5. Заславль

 

24. (8 баллов)

1. 

2.

3.

4.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Диптих Мэрилин

«Звёздная ночь»

«Цветы и плоды»

Леонардо да Винчи

Энди Уорхол

Винсент Ван Гог

Иван Хруцкий

 

25. 1Б 2Г 3А. (3 балла)

Максимальное количество баллов – 128.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий