Интернет-зависимость. Урок по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-м классе  

- 14:38II И III СТУПЕНИ, Методичка, Основы безопасности жизнедеятельности

 

Марина ТРОФИМЧИК,
учитель искусства (ОиМХК)
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель урока: формирование понимания опасности интернет-зависимости.

Задачи урока:

– раскрыть учащимся вред чрезмерного нахождения в интернете для физического здоровья подростка;
– способствовать формированию осознания опасности социальных сетей, возникновения интернет-зависимости;
– воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Презентация к уроку (слайды 10 и 14 содержат видео)
https://docs.google.com/presentation/d/1-Snhsi34ATFJFy8c2UUTrR4pdtRA_a4j/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход урока

1 Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

 

2 Актуализация знаний и умений учащихся

Угадайте, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Сетевая паутина
Оплела весь белый свет,
Не пройти детишкам мимо.
Что же это? (Интернет)

 

3 Мотивация деятельности учащихся

Где найти подругу Олю,
Прочитать, что было в школе,
И узнать про все на свете?
Ну конечно, в интернете!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!

Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники.

Возможности интернета безграничны. Назовите их.

Ребёнок растет технически грамотным.
Чувствует себя увереннее с любой техникой.
Развивается логическое мышление.
Увеличивается скорость реакции, принятие решения.
Ребёнок учится концентрировать внимание.
Ребёнок учится визуально воспринимать объекты.
Возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
Возможность получить любую нужную ему информацию.

Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения. Назовите проблемы, которые может вызвать компьютер и интернет.

Ухудшение зрения.
Появление дерматитов различной сложности.
Развитие сколиоза. 
Возникновение психологических проблем.
Повышается состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.
Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
Программа обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой.
Развитие гиподинамии.
Интернет-преследования, мошенничество, психологическое давление.
Встречи с онлайн-незнакомцами.
Необоснованная трата денег.

Как называют людей, которые много времени проводят в интернете и не представляют свою жизнь без него? Это интернет-зависимые люди. Сегодняшнее занятие мы посвятим интернет-зависимости.

 

4 Целеполагание деятельности учащихся

Предлагаю вам самостоятельно определить цель и задачи урока, используя слова «узнать», «понимать», «действовать».

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое интернет-зависимость, постараемся понять опасности интернет-зависимости для человека и выясним, что делать, как действовать, чтобы не стать интернет-зависимым человеком.

 

5 Изучение новой темы

1) Зависимость

Все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от окружения, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».

Но это все зависимости естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологией. Это зависимости, которые ограничивают нашу свободу и негативно влияют на здоровье. И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается привязанность к чему-то, увлечение чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.

О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт.

– Как вы думаете, в чём основное отличие увлечения от зависимости? (Зависимость мешает нормально жить и самому человеку, и его окружению.)

Интернет-зависимость – расстройство в психике, которое сопровождается большим количеством проблем в поведении и заключается в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Зависимость от интернета – «новая болезнь нашего времени» или выдуманная угроза? Сегодня интернет-зависимостью страдает около 10 % от общего числа пользователей интернета. Официальная медицина не признаёт такой диагноз. Однако по симптомам эта зависимость схожа с любой другой зависимостью. Люди действительно психически расстроены. Они впадают в истерику, депрессию, если не побывали на просторах интернета. Многие люди уже зависимы от интернета и просто не понимают этого. 

 

2) Причины интернет-зависимости

– Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир?

– Как вы считаете, по каким причинам возникает интернет-зависимость?

Найдите ответы в предложенном тексте.

1. Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете. (Причина – недостаток общения).

2. Если у человека есть увлечение, любимое занятие (рисование, рукоделие, музыка, танцы, конструирование…) или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету. (Причина – отсутствие хобби).

3. Когда человека повсюду встречают неудачи: проблемы с учёбой, ссоры с друзьями, разногласия с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх. (Причина – неудачливость).

 

3) Виды интернет-зависимости

Необходимость в беспрерывном общении.
Информационная интернет-зависимость (онлайн-серфинг).
Игровая зависимость.
Азартные онлайн-игры.
Хакерство, интернет-аукционы и онлайн-магазины.

 

4) Симптомы интернет-зависимости

– Как нам распознать признаки (симптомы) интернет-зависимости у себя или своих друзей?

 

Видеофильм «Интернет-зависимость»

 

– Играете ли вы в онлайн-игры, общаетесь ли подолгу в социальных интернет-сетях?

– Разговариваете ли вы с друзьями об играх, уровнях, никах, подписчиках и т. д.?

– Случалось ли вам забывать о времени во время нахождения в интернете?

Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек интернет-зависимостью. Я задала эти вопросы неслучайно, и хочу, чтобы вы посмотрели на себя со стороны, оценили свое отношение к компьютеру или другому гаджету и интернету. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.

В 1996 году доктор Кимберли Янг разработала тест, позволяющий определить степень зависимости человека от интернета. Предлагаю вам пройти этот тест и ответить на вопросы «да» или «нет».

Тест

1. Чувствуете ли вы себя некомфортно без интернета (думаете ли вы о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие)?
2. Чувствуете ли вы потребность больше времени проводить в сети?
3. Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?
4. Чувствуете ли вы себя усталым, недовольным или раздраженным при попытках кем-то ограничить или прекратить пользование интернетом?
5. Находитесь ли вы онлайн больше, чем планировали?
6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или с друзьями из-за интернета?
7. Случалось ли вам лгать членам семьи или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в сети?
8. Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности, плохого настроения или депрессии)?

 

Подсчитайте количество положительных ответов.

Есть ли среди вас те, у кого нет ни одного положительного ответа?

У кого 1–2 положительных ответа? Задумайтесь, вы можете попасть в зависимость!

А кто ответил «да» на 3–4 вопроса? Здесь можно говорить о серьезном влиянии интернета на вашу жизнь.

Есть ли те, у кого 5 и более положительных ответов? В случае 5 или более положительных ответов на эти вопросы с высокой долей вероятности человека можно считать интернет-зависимым, и ему необходима помощь.

 

Учёные определяют психологические и физиологические симптомы интернет-зависимости. У меня в конверте на листочках характеристики некоторых симптомов. Систематизируйте их по группам. (Работа у доски).   

 

5) Чем опасна интернет-зависимость?

– Ухудшается память.
– Человек утрачивает навыки реального общения и замыкается в себе.
– Появляются проблемы со сном и приёмом пищи.
– Привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.
– Приводит к различным заболеваниям (сколиозу, остеохондрозу, артрозу, тахикардии, аритмии, гипертонии, варикозу, ухудшается зрение).

 

Уже были случаи, когда это приводило к смертельному исходу.

Так, на Тайване скончался фанат сети, который не вставал из-за монитора в течение 40 часов.

В Екатеринбурге погиб от инсульта 12-летний ребенок после 12-часовой игры на компьютере.

Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из интернет-кафе «скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней, он был просто одержим компьютерной игрой, он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу, перестал мыться и похудел на 10 кг.

 

6 Физкультминутка. Танец «Помогатор»

 

7 Закрепление изученного материала.

Что же делать, чтобы не стать интернет-зависимым? Как же справиться с уже имеющейся интернет-зависимостью?

 

Игра-практикум «Способы борьбы с интернет-зависимостью»

Дети делятся на группы и обсуждают способы борьбы и интернет-зависимостью. Результаты размещают на отдельных цветных листочках.

 

– Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью – вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход!

– Чаще выезжайте на природу.
– Встречайтесь с друзьями.
– Посещайте различные мероприятия.
– Вспомните о давно забытом хобби.
– Начните заниматься спортом.
– Прочтите интересную книгу.

 

Социальный ролик «Интернет-зависимость»

 

8 Подведение итогов урока

Это что за чепуха? Это же бессмысленно!
Вдруг внезапно стала я интернет-зависима…

Так и манит интернет хоть бы на минутку.
Силы воли тоже нет, это уж не шутки.

В нем порою мы «живем», жизнь там тратим дружно.
Но использовать с умом интернет нам нужно.

Интернет в себе таит всякие коварства.
Притянул он как магнит. Где же взять лекарство?

В современном мире нам от него не деться.
Дом, семья, мои друзья – вот простое средство!

 

Интернет даёт нам много возможностей. Станет интернет другом вам или врагом – зависит только от вас. Главное – правильно им воспользоваться.

 

9 Рефлексия

Из интернета к нам прилетела Мудрая сова и принесла в своих лапах «Ларец знаний». Оцените наш урок, нашу совместную работу и свои знания, полученные на уроке, выбрав карточку определенного цвета.

Красный – работа кипела, было интересно, узнал много нового и полезного. 
Жёлтый – у меня ещё остались вопросы по теме урока.
Зелёный – «тоска зелёная», было не интересно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий