Про нос и язык. Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи, культура речевого общения» в средней группе

- 9:38ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи, культура речевого общения» в средней группе.

Ольга ДВАРАНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Тема: «Про нос и язык».

Программные задачи:

– расширять активный словарь детей;
– развивать умение образовывать притяжательные прилагательные (чей? чьё? чьи?), согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
– называть слова – действия к предметам;
– развивать артикуляционный аппарат детей;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрация девочки, стоящей перед зеркалом; предметные картинки; магнитная доска, аудиозапись детской песенки «Если весело живётся»; указка.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся со своими частями тела, тем самым пожелаем себе здоровья.

Здравствуйте, ладошки, – хлопать;
Здравствуйте, ножки, – топать;
Здравствуйте, глазки, – моргать;
Здравствуйте, щёчки, – надувать щёки;
Здравствуйте, губки, – вытянуть губы трубочкой;
Здравствуйте, язычок и зубки, – щёлкнуть;
Здравствуй, носик, – нажать указательным пальцем на кончик носа.

Воспитатель: А теперь покажите и скажите правильно.

Чем мы топаем? – Ногами;

Чем мы хлопаем? – Руками;

Чем мы слушаем? – Ушами;

Чем мы смотрим? – Глазами;

Чем кусаем? – Зубами;

Чем нюхаем? – Носом;

Чем киваем? – Головой.

Предлагаю ребятам сесть на стульчики.

Воспитатель: Я хочу вас познакомить с девочкой. Её зовут Катя. (Уточняю у детей, как зовут девочку) Что Катя делает? (Смотрит в зеркало, стоит перед зеркалом) Кого Катя видит в зеркале? (Катя видит себя. – 2–3 ответа детей) Иначе можно сказать, что Катя видит своё отражение. (Повторяем это предложение со всеми детьми.)

Воспитатель: А мы, видим Катино отражение в зеркале? (Да.)

– Чьё лицо видит в зеркале …? (Катино лицо.)
– Чьи глаза в зеркале видит …? (Катины глаза.)
– Чьи уши в зеркале …? (Катины уши.)
– Чьи щёки … в зеркале видишь? (Катины щёки.)
– Чьи волосы видит … в зеркале? (Катины волосы.)
– Чей бант в зеркале отражается … ? (Катин бант.)
– Чьи руки отражаются в зеркале … ? (Катины руки.)
– Чьи ноги видит в зеркале … ? (Катины ноги.)
– А чьё платье … ? (Катино платье.)
– А язык … видит в зеркале? Чей? (Катин язык.)
– А что Катя делает со своим языком? (Высунула, показывает, играет.)

Предлагаю воспитанникам послушать рассказ Е.Пермяка «Про нос и язык».

Воспитатель:

«Видит Катя в зеркале, что у неё два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше видела и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному».

Вопросы воспитателя по тексту:

– О чём спросила Катя у бабушки? (Ответы детей близко к тексту.)
– Что бабушка ответила Кате? (Ответы детей по тексту.)

Игра-диалог
– Зачем Кате две ноги? (Больше ходить.)

– Зачем Кате две руки? (Больше делать.)
– Зачем Кате два глаза? (Чтобы больше видеть.)

– Зачем Кате два уха? (Больше слышать.)
– А почему у Кати один нос и один язык? (Чтобы меньше «болтать» и «нос куда не надо не совать».)
– А как, ребята, вы понимаете слово «болтать»? (Много говорить.)
– А что значит, «нос куда не надо не совать»? (Не мешать другим; не перебивать; не брать то, что не разрешают.)

Воспитатель: После разговора с бабушкой Катя не перестала смотреться в зеркало, но теперь она перед ним играла. Сначала играла с глазами в «моргалки» (дети подмигивают поочерёдно глазами). Затем в «жмурки» (закрывают глаза ладошками, открывают глаза, убирают ладони и говорят слова «Я тут»). Катя играла в прятки с языком (дети показывают и прячут язык), потом улыбалась (улыбка), грустила (опустить уголки губ), сердилась (надуть щёки), и удивлялась (втянуть щёки).

Воспитатель: А затем девочка делала мартышкину гимнастику. Физкультминутка. (Движения выполняются в соответствии с текстом.)

Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, оттопырим ушки.
Шире рот откроем, гримасы все состроим.
Как скажу я «раз, два, три» – Все с гримасами замри!
Раз, два, три.     

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: После игры, чтобы не скучать, Катя принималась за дела. А что она делала, я не скажу, а только предметы покажу, вы предмет назовёте и скажите, что Катя с ним делает.

Мяч – Катя бросала мяч, ловила, катала.
Метла и совок – Катя подметала пол.

Утюг – Катя гладила одежду.
Ножницы – Катя вырезала.
Карандаш – Катя рисовала.
Книга – Катя читала.
Кукла – Катя играла с куклой.
Велосипед – Катя каталась на велосипеде.
Коляска – Катя катала куклу в коляске.
Лейка – Катя поливала цветы.

Воспитатель: А после всех дел Катя любит танцевать перед зеркалом.     

Ребята, давайте потанцуем с вами под замечательную песню «Если весело живётся».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий