Ландшафтный дизайн на территории детского сада простыми шагами

- 16:48ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале автор делится идеями и опытом оформления территории детского сада

 

Валентина МЕЛЬНИКОВА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева»

sad70mogilev@yandex.by

 

Вот уже много лет ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева» участвует в городском смотре-конкурсе озеленения, благоустройства и цветочно-декоративного оформления территории «Цвети, родной Могилев!» и получает призовые места. А все потому, что сотрудники детского сада, родители и дети вкладывают свою душу, знания и труд в оформление территории.

Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка детского сада, имеющего свои неповторимые прелести в каждое время года, суток, при любом состоянии погоды.

   

Наша территория очень большая – более 13000 кв.м, и нет на ней ни одного уголка, который бы не радовал глаз. Цветы здесь цветут с самой ранней весны и до поздней осени: только сошел снег – и расцветают разноцветные крокусы, подснежники; у самого входа в здание – гиацинты, как будто салютуют каждому приходящему; примулы, нарциссы, тюльпаны, лилии, розы, герани, бегонии, гейхера, петунии, астры, гвоздики, колокольчики, ромашки, тагетисы, хризантемы – более пятидесяти наименований цветов различных расцветок.

 

Для того чтобы территория детского сада радовала красотой цветников и ухоженных зеленых зон в течение длительного времени, привлекая к себе внимание детей и их родителей, есть несколько секретов, которыми я хочу поделиться.

Секреты оформления территории детского сада

  1. Поручать работу по оформлению можно только тем работникам, которые любят заниматься ландшафтным дизайном, имеют минимум знаний по выращиванию растений, любят и умеют работать на земле и, если чего-то не знают, то обязательно учатся. В нашем детском саду работает творческая группа, члены которой прошли обучение на курсах «Садово-парковый дизайн».
  2. Проектирование и разбивку клумб и зеленых зон, посадку кустарников и деревьев мы осуществляли исходя из общего планировочно-стилевого решения по оформлению территории, которое разработала и оформила в виде макета творческая группа детского сада.
  3. Для начала необходимо продумать подсадку различных видов деревьев и кустарников с учетом роста корневой системы и кроны, возможности кронирования в дальнейшем.
  4. Необходимо определить, какие основные виды клумб мы выполним и где лучше их разместить.

Однородная клумба – на всей ее площади высажены растения одного-единственного вида. При этом получается декоративная поверхность одной высоты, плотности, цвета.

Бордюрная (с каймой) – внутреннее поле из одних растений со всех сторон окаймляется декоративной рамой из других, менее высоких растений.

Мозаичная – общая форма расчленяется прямыми линиями на более мелкие геометрические формы (квадраты, ромбы, треугольники) и засаживается растениями разного цвета, но одного размера.

Комбинированная – между растениями одного вида высаживаются растения другого вида (например, луковичные многолетники).

Ковровая – высадка растений осуществляется на основе какого-либо изобразительного мотива, узора или орнамента.

Клумба-рабатка – для нее типична симметричная высадка внутри вытянутого прямоугольного участка, когда цветник с обеих длинных сторон ограничен дорожками.

Ассиметричная клумба – клумба с более свободной композицией растений и часто неправильной геометрической формой; одной границей такой клумбы является стена забора или здания, а другой – дорога.

Если цветник образует лишь случайный набор видов и сортов, которые вам понравились или просто удалось достать, привлекательным он будет едва ли.

Нужно знать те правила и законы, которые позволяют сочетать растения и живописные картины.

 

Главная цель компоновки растений в группы – выявить и наиболее выигрышно продемонстрировать все декоративные особенности или одну какую-то черту, порой неожиданную.

Посадку растений следует проводить в соответствии с рекомендациями, которые содержат конкретные данные о требуемых расстояниях между рядами и стеблями растений.

  1. Для удобства лучше выбрать желаемые для посадки растения и систематизировать их, использую нижеприведенную таблицу. Сведения об однолетних и многолетних декоративных растениях удобно группировать, учитывая цветовые оттенки растений, высоту, время цветения, потребности, условия посадки, размножение. Это позволит прогнозировать картину будущего ландшафта.

Название растений

Цвет

Родина

Время цветения

Высота

Потребности

Размножение

Посадка

ноготки (календула)

жёлтый, оранже-вый

регион Среди-земного моря

июнь-июль

30–40 см

любит солнечные места, нормальную садовую почву, хорошо переносит засуху

посев семян на постоянное место в конце марта – начале апреля

посев семян с расстоянием между рядами 20–25 см, взошедшие молодые растения прореживать на расстояние между стеблями в 10 см

  1. Фактор времени был положен нами в основу создания цветников. Поэтому наши цветники радовали окружающих, как только сошел снег – и до поздней осени (цветы от ранних сроков цветения до самых поздних).
  2. Мы продумали размещение и создание на территории тематических уголков для наших детей:

У входа в сад цветут цветы
Они, как дети, душу согревают
Заходите в гости к нам и вы
Смотрите, как они приветливо встречают.

 

Цветы способны послужить не только фоном и декорацией для прогулки на свежем воздухе, но и ценным наглядным материалом для занятий природоведческой и экологической направленности. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за цветущими растениями. Мы закрепляем представления детей дошкольного возраста о характерных особенностях различных растений и цветов, формируем четкие понятия о них, воспитываем желание любоваться цветущими растениями, бережно и ответственно относиться к любым зеленым насаждениям.

 

Родители с удовольствием приняли участие в оформлении тематической композиции «755 лет Могилеву», которая заняла почетное центральное место. Здесь представлены многолетние можжевельники, ива декоративная. А «сердце», которое мы отдаем своему любимому городу, оформлено декоративными цветами (красными бегониями, зеленой гейхерой). Лента из чистеца шерстистого подчеркивает торжественность композиции. 

В этом году мы планируем вместе с ребятами создать здесь клумбу, посвященную Году мира и созидания, проект которой уже разработан вместе с родителями, выращена рассада. Дети дошкольного возраста помогают ухаживать за цветами.

 

В сказочном «Уголке леса» на входе в наш сад детей встречают сказочные персонажи Баба-Яга, Гномик-Клубничка, Лягушка-Путешественница, Белка, умная Сова, трудолюбивый Ежик. Под елочками и сосенками можно найти «грибы» боровички, подосиновики и даже хвастливый мухомор. На скамеечке в тени сосенок можно немножко посидеть и отдохнуть. Ведь скамеечка сказочная. Она исполняет все желания. В этом удивительном уголке, на фоне природных красот, оживают герои любимых сказок. Мы проводим здесь увлекательные викторины, побуждая маленьких посетителей отвечать на вопросы о сказочных персонажах. В теплое время года здесь работает «летний театр», в котором проходят спектакли со сказочными героями.

 

Экологическое образование ребенка мы начинаем со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. На «Белорусском подворье» поселилось семейство «аистов». Домик и мельница украшены кашпо с цветущими розовыми и белыми бегониями. Вход на мельницу украшен кашпо с бордовыми и желтыми хризантемами. Здесь «протекает» ручей, в котором живут лягушки-квакушки и плавают утки. В домике проживают Василинка и Василек, покой которых оберегает волк. А подворье большое, много здесь нужно трудиться: здесь и семейство уточек, и куры с цыплятами и горделивым петухом, индюки и поросята. За всеми нужен глаз да глаз.

 

Дикий виноград отделяет «Белорусское подворье» от хоздвора. Такой проект позволяет расширить представления детей о домашних животных и правилах ухода за ними. Это такие беседы, как «Клички животных», «Как живут домашние животные», «От колодца до крана», «Во дворе у бабушки», «Птичий двор» и др.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то для закрепления представлений об объектах живой природы используются дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Кто как кричит?», «Узнай животных по описанию» и др. Таким образом, игры о домашних животных дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

 Самое любимое место наших детей – огород. Войти на огород можно через арку, украшенную кашпо с ярко цветущими разноцветными петуниями. Здесь дети выращивают разные овощи: помидоры, огурцы, морковь и свеклу, петрушку и укроп, ранний лучок и горький, но полезный чесночок, салат листовой и кочанный, а также тыквы и кабачки. Дети знают: «Поработаешь от души – и получишь хороший урожай». Сами выращивают рассаду, сами наблюдают за ростом и развитием растений, подкармливают, поливают, рыхлят и пропалывают, и, конечно, собирают урожай.

В прошлом году дети проводили эксперимент: выращивали картофель в мешках и получили замечательный урожай. Результаты эксперимента дети нарисовали, вместе с воспитателем описали и выступили с проектом на конкурсах и перед родителями. Всем очень понравилось, и в этом году некоторые родители собираются выращивать картофель в мешках у себя дома.

А если устал трудиться на огороде, можно отдохнуть в «Уголке уединения», посидев на уютной скамеечке среди зелени дикого винограда.

С ранней весны до поздней осени радует нас царица цветов роза. В розарии представлены кустовые и чайно-гибридные розы разных расцветок и разной формы.

Декоративно подстиженные кусты радуют глаз на входе.

Украшают территорию цветочные композиции «В царстве Снежной Королевы», «Первоцветы», «Палитра», «Розовые мечты», «Радуга», «Солнечный зайчик» и др.

 Каждый год мы вносим какие-нибудь изменения в оформление нашей территории. И этот год не исключение. Все наши планы отражены в Программе по благоустройству и озеленению территории на 2023 год.

     

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий