Экскурсия в «Музей огня». Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» для детей с тяжелыми нарушениями речи (5–6 лет)

- 11:41ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Ирина КЛИМОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 34 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

Программные задачи:

– формировать представления об основных правилах безопасного поведения в опасных ситуациях разного характера;
– ознакомить с историей «приручения» огня, его свойствами;
– расширять представления об экипировке пожарного, предметах, представляющих собой источник пожарной опасности, средствах пожаротушения;
– развивать слуховое внимание, мыслительные операции, умение анализировать и делать выводы, память, речь;
– воспитывать интерес к труду пожарных, осторожное обращение с огнем.

 

Словарная работа: обогащать речь детей существительными: экскурсия, музей, экспонат, кремень, светцы, лучина.

Материал и оборудование: карта Лиды с QR-кодом, билеты, экспонаты музея (трут, кремень, деревянная палочка, дощечка, лучина, иллюстрация светцов, свеча, керосиновая лампа, электрический фонарь, электрическая лампа; костюм пожарного), гелиевый шар, пирамида с телефонами экстренных служб, телефоны; лэпбук «Пожарная безопасность»; разрезные картинки пожарной техники; эмблемы «Отважный спасатель» (по количеству детей); 3 подноса, 3 свечи, лейка с водой, ведерко с землей, стеклянная банка; аудиозаписи звука волшебства и ритмичной музыки, телевизор, компьютер.

Предварительная работа: знакомство с легендой о появлении огня на земле; рассказ о предметах, для изготовления которых нужен огонь (кованые гвозди, подковы, молоток, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики); беседы о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта (печи, плиты, камина, утюга и др.).

 

Ход занятия

 

Прослушивание гимна. Утренняя встреча начинается с традиции нашей группы – прослушивания гимна. 

Воспитатель: Поприветствуем наших гостей, а теперь друг друга:

Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая, вот ладошка левая!
Скажем всем, не тая: это все мои друзья!

Ребята, вы любите путешествовать? С какими достопримечательностями города Лиды мы познакомились? (С Лидским историко-художественным музеем, домом В.Тавлая, музеем военных моряков, Лидским замком и др.). А куда мы сегодня отправимся, узнаете, воспользовавшись QR-кодом.

Дети подходят к карте г. Лиды, совместно с воспитателем наводят сканер смартфона на QR-код.

Что изображено на картинке? (Огонь.) Итак, ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в «Музей огня» детского сада № 34 г. Лиды. Послушайте волшебные слова и выполните необходимые действия:

«Раз, два, три. Вокруг себя мы покружились и у «Музея огня» очутились».

(Дети кружатся и подходят к «Музею огня».)

Воспитатель: Скажите, что нужно приобрести, чтобы попасть в музей? (Билеты.) Вы получите их, правильно ответив на вопросы. Готовы? (Да.)

1) Верно ли утверждение «Огонь – друг, огонь – враг»? (Да.)
2) Какую пользу приносит огонь? (С помощью огня мы варим пищу, обогреваем жилище.)
3) Какой вред от огня? (В пожарах сгорают дома, мебель, погибают люди.)
4) Что нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар? (Правила пожарной безопасности.)

Дети берут билет и опускают в коробочку-контролёр.

Воспитатель: Мы находимся в первом зале нашего музея – «История огня». Вашим экскурсоводом сегодня буду я. Вам уже знакомо слово «экспонат». Что оно означает? (Все выставленные предметы в музее называются экспонатами.)

Я познакомлю вас с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. (Демонстрирует трут). Это трут. (Просит несколько детей повторить). Человек с его помощью разводил огонь. Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро-быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась, и трут загорался. (Дети рассматривают трут, передают его из рук в руки).

Воспитатель демонстрирует кремень.

Дети, этот камень называется кремень. Повторите. Как древние люди использовали кремни, как вы думаете? (Они делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копий.)

Вы правы. Ещё кремень использовался для разведения огня. От удара двух таких камней один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава и мох. Ребята, а с помощью чего сегодня люди разводят огонь? (С помощью спичек, зажигалки.) Да, сегодня всё гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды.

Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ, улиц. Сначала это были лучины – тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления – светцы. (Демонстрирует иллюстрацию светцов.)

Светцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет, о котором я загадаю загадку:

Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче,
От горючих слёз. (Свеча.)

Правильно. Свечи стоили дорого. Немногие могли себе позволить их купить. Сегодня же в каждом доме есть свечи. (Демонстрирует свечу). Затем появились керосиновые лампы (демонстрирует). Улицы стали освещать фонари, заправленные керосином. Ребята, а как сейчас люди освещают своё жильё? (При помощи электрической лампочки. Если отключили свет или перегорела лампочка, взрослые зажигают свечу.)

Если туристы идут в поход, с помощью чего они могут осветить путь в темноте? (Они берут с собой электрический фонарик.) Правильно. Вот такой (демонстрирует).

Вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.

 

Об огне в народе придумали много пословиц и поговорок. Каких?

(Присаживаются на скамейку.)

1-й ребенок: Не шути с огнём – обожжёшься.

Воспитатель: Как вы это понимаете, объясните. Какие пословицы еще знаете?

2-й ребенок: Пожар слезой не зальёшь.

3-й ребенок: Спички – не игрушка, огонь – не забава.

4-й ребенок: Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.

 

Игра «Добавь слово»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня в руках воздушный шар. Я взяла его неслучайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар. Давайте встанем в круг и поиграем немного.

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в …? (Квартире)
(Дети передают гелиевый шар)

Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил …? (Утюг)

Красный столбик побежал.
Кто со спичками …? (Играл)

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …? (Газом)

Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (Зажигал)

Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг …? (Костёр)

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг …? (Траву)

Кто бросал в костёр при этом
незнакомые …? (Предметы)

Дым увидел – не зевай
и пожарных …? (Вызывай)

 

Игра «Вызов пожарных»

Воспитатель: В нашем музее в «Игровом зале» есть пирамида телефонов вызова экстренных служб. Найдите номер для вызова пожарных и объясните свой выбор. Что нужно сообщить в случае пожара? (Назвать адрес, чётко рассказать, что случилось, свою фамилию, имя.)

Ребёнок:

Сам не справишься с пожаром –
это труд не для детей.
Не теряй секунды даром,
«101» звони скорей.

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что в сложной ситуации пожарные быстро приедут на помощь.

О профессии пожарного мы с вами узнаем, если пройдём в следующий зал нашего музея – «Снаряжение пожарного». Проходите.

Как называется современная одежда пожарного? (Спецодежда.)

Из чего она состоит? (Куртка, комбинезон, перчатки, сапоги, каска, пояс.)

О куртке и комбинезоне пожарного вам расскажет мой помощник Никита. (Костюм пожарного сшит из специальной ткани с добавлением металла. Он не промокает и не горит в огне. Защищает пожарного от ожогов, вредных веществ.)

Перчатки пожарного тоже имеют своё название. Как их правильно называют? (Краги.)

Скажите, а зачем пожарному каска? (Защищает голову пожарного от ударов).

Директор нашего музея разрешил мне взять экспонат-каску в руки, чтобы вы лучше смогли его рассмотреть. (Есть гребешок, внутренние подушечки, защитная маска для лица.)

Каска сделана из пластика, значит, она какая? (Пластиковая.)

Рядом с каской расположены экспонаты пожаротушения. Как они называются? (Огнетушитель, пожарный рукав.)

Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (Смелым, отважным, сильным, храбрым, добрым, уметь быстро принимать решения). Каких людей не возьмут в пожарные? Что необходимо, чтобы стать пожарным? (Заниматься спортом, уметь слушать, знать много правил по спасению людей).

 

Физкультминутка

Воспитатель: Для слаженной работы в случае экстренной ситуации пожарные проводят учения. Мы тоже проведем учебную подготовку, преодолеем препятствия.

(Под ритмичную музыку дети проходят по дорожке здоровья, преодолевают туннель.) 

Воспитатель: О пожароопасных предметах расскажем в «Кинозале».

 

Интерактивная игра «Пожароопасные предметы»

Воспитатель: Ребята, выберите огнеопасные предметы. Если ответ будет неверный – раздастся тревожный звук, если правильный – услышите аплодисменты.

(Дети выбирают изображения пожароопасных предметов.)

 

Зрительная гимнастика

(Движения глаз дети сопровождают словами.)

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Сейчас мы в жмурки поиграем:
Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем…
И спокойно расслабляем.
Открою глаза – сосед мой на месте.
Зарядку для глаз выполняем все вместе.

 

Зал «Картинная галерея»

Игра с лэпбуком «Пожарная безопасность», «Действия при пожаре»

Воспитатель: Предлагаю пройти в следующий зал. В этом зале беспорядок – всего одна картина висит, остальные спутанно лежат на столе. Видимо художник не успел закончить оформление зала. Давайте ему поможем. Возьмите себе по картинке, внимательно рассмотрите их. Картинки с изображением правильных действий детей при пожаре поместите на доску, картинки с неправильными действиями детей оставьте на столе.

(Дети обсуждают правильность его выполнения.)

Воспитатель: Мы помогли художнику в оформлении зала, рассмотрели картины с изображением пожара. А вот чего боится огонь, узнаем в «Лаборатории» музея.

 

Зал «Лаборатория»

Опыты «Чего боится огонь»

Воспитатель: Часто люди неосторожно обращаются с огнём, получают ожоги и отравления. Сейчас мы с вами проведём опыты с огнём, узнаем о свойствах огня. Но помните, что надо соблюдать технику безопасности и никогда опыты с огнем детям самостоятельно проводить нельзя! Сейчас мы наденем маски, чтобы не вдыхать пары горения.

(Дети надевают маски, воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.)

Воспитатель: Дети, что вы увидели? (Огонёк). Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание. Можно ли к нему прикоснуться? (Нет.) Объясните почему? (Можно обжечься.)

Опыт 1. Если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться? (Потушить). Чего боится огонь? (Воды, песка, земли). Давайте проверим ваши утверждения. Проведём опыт: на горящую свечу прольём немного воды. (Воспитатель выполняет необходимые действия). Что происходит и почему? (Огонь погас, он боится воды).

Опыт 2. Проводятся аналогично с другими материалами: песком (землей).

Опыт 3. А теперь горящую свечу накрываем стеклянной колбой. Что происходит с огнём (Огонь гаснет.). Почему огонь погас? (Без воздуха огонь существовать не может. Когда доступ воздуха прекратился, он погас.)

На этом наша работа в лаборатории закончена, продолжим экскурсию.

 

Зал «Мастерская»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую при музее. Проходите, рассаживайтесь. У вас на столах лежат заготовки с незаконченным изображением пожарной техники. Малыши нашего детского сада очень хотят попасть в наш музей. Предлагаю вам закончить изображения, они и будут пригласительным билетом в музей для малышей. Но вначале подготовим пальчики.

 

Физкультминутка с массажерами Су-джок

 

Воспитатель дошкольного образования: Наша экскурсия подошла к концу. Пора возвращаться в нашу группу. Произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три. Вокруг себя покружись и в группе «Звездочка» окажись!»

Где мы сегодня побывали? (В «Музее огня» детского сада). Какой зал музея вам больше всего запомнился? Какими новыми знаниями вы поделитесь с родителями? Какие игры показались сложными?

Вы сегодня были дружны, внимательны и поэтому у вас все получилось. А в награду за вашу смелость и знания, вы получаете эмблемы «Отважные спасатели».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий