Светлана РЕЗНИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 77 г. Гродно»
Задачи:
– проанализировать с родителями и детьми мультипликационные фильмы по выбранным критериям;
– стимулировать ответственное поведение родителей к подбору мультфильмов для своих детей;
– организовать совместный просмотр мультфильмов родителей совместно с детьми;
– организовать общение по разрешению проблемных ситуаций.
Используемый материал: макет капусты со съёмными листьями до кочерыжки, распечатка критериев анализа мультипликационных фильмов (на каждую семью), мультипликационные фильмы «Фиксики», «Щенячий патруль», «Колобанга», «Гравити фолз», «Летучий корабль», свеча в безопасном подсвечнике, доска, маркеры, видеопроектор.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы очень рады видеть вас на заседании нашего семейного клуба. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну мультипликации. Давайте для начала познакомимся. Я передам по кругу свечу и каждый, у кого она окажется, назовёт своё имя и ответит на вопрос: для чего нужны мультфильмы? (Передаём по кругу свечу, отвечаем на вопрос).
Ведущий: Детки, а давайте нашим родителям загадаем загадку: знают ли они мультфильмы, которые смотрите вы? Вы – молчите, родители – отвечают на вопрос, я – записываю ответы родителей (название мультфильмов).
Играем «Назови мультфильм своего ребёнка»
Ведущий: А сейчас давайте сравним с тем списком мультфильмов, которые назвали ваши дети до нашего путешествия.
(Вывешиваю рядом список мультфильмов, который заранее был составлен воспитателями сада по результатам опроса детей).
Ведущий: Какие мы можем сделать выводы? Знают ли наши родители любимые ваши мультфильмы?
Ведущий: Очень важно понимать, как эти мультики отражаются на психическом развитии наших детей. Для того чтобы это понять, мы предлагаем вам проанализировать их по таким критериям:
- Цвет.
- Музыка.
- Динамичность кадров.
- Речь.
- Приемлемость зла.
- Сцены агрессии.
- Иерархия в семье.
- Образ мужчины, отца.
- Образ женщины, матери.
- Смешение гендерных ролей.
- Поведение не по возрасту.
- Технократизм.
- Красота героев.
- Мораль мультика.
Ведущий: Сейчас я буду снимать по капустному листику на каждый критерий и пояснять его значение, а вы будете называть мультфильмы, в которых эта особенность проявляется наиболее ярко.
Итак, цвет. (Снимаю первый капустный лист.) Очень часто для привлечения большего внимания в мультфильмах используется большое количество ярких, сочных, иногда даже ядовитых цветов. Назовите такие мультфильмы, в которых используются такие цвета, которые сразу бросаются в глаза.
Следующий критерий – музыка. (Снимаю второй капустный лист.) В мультфильмах может использоваться любая музыка: классическая, популярная, народная, рок или даже рэп. Важно, чтобы она была высокого качества, соответствовала сюжету, замыслу и морали мультфильма. Музыка может создавать эмоциональную окраску мультфильма, непосредственно влиять на чувства, переживания и вызывать соответствующие мысли и даже поступки. Музыка – очень сильный психологический триггер. В каких мультиках вам особенно нравится музыкальное сопровождение?
Следующий критерий – динамичность кадров. (Снимаю третий капустный лист.) Кадры могут меняться или очень быстро или медленно. Создатели мультфильмов хорошо понимают психологическое воздействие быстрой смены кадров на психику ребёнка и используют этот критерий в свою пользу. Ребята, в каких мультиках кадры меняются очень быстро? А в каких медленнее?
Следующий критерий – речь героев. (Снимаю четвёртый капустный лист.) Словарный запас: использование научных, жаргонных, старинных, правильных (неправильных) слов. Иногда бывает использование нецензурной лексики. Красивая речь героев расширяет диапазон развития детей. В современных мультфильмах часто используются междометия (визги, крики, эмоциональные реакции на события). В каких мультфильмах вам нравится, как говорят герои, а в каких не нравится?
Следующий критерий – приемлемость зла. (Снимаю пятый капустный лист.) Иногда герои достигают успеха, используя преступные, злые и беззаконные стратегии. Часто добро может быть представлено в упаковке зла. Например, злая/добрая фея. Злой огр, который достигает успеха в личной жизни, используя хорошие (на кажущийся взгляд) поступки и действия. Это очень опасный критерий, потому что так размываются границы между добром и злом. Так можно найти оправдание любому, даже самому неприемлемому поведению. В каких мультиках вы видели злых добрых героев?
Следующий критерий – сцены агрессии. (Снимаю шестой капустный лист.) Драки, удары, нанесение ран, шлепки, убийства и т.п. Бывают мультфильмы, в которых эти моменты как бы смакуются, художники прорисовывают их с мельчайшими подробностями, показывают море крови и жестокости. Это тоже очень небезопасно для детского развития. В каких мультиках вы замечали агрессивные моменты?
Следующий критерий – иерархия в семье. (Снимаю седьмой капустный лист.) В каждом мультфильме есть кто-то главный, кому подчиняются все остальные герои. Это могут быть: папа, мама, друг, сам герой, мифический персонаж, и т.д. Иногда этот главный бывает не способен нести ответственность власти, а для детей навязывается модель поведения, когда они начинают требовать власти. Такие сюжеты разрушают традиционные нормы иерархии в семье: отец, мать, дети. Назовите мультики, где взрослые не главные? И наоборот?
Следующий критерий – образ мужчины, отца. (Снимаю восьмой капустный лист.) Как показываются мужские примеры для подражания детям? Какие они говорят слова, какие имеют полномочия и возможности, добрые они или злые, можно ли ими гордиться и брать с них пример. В мультиках закладываются фундаментальные традиции и сценарии будущей взрослой жизни детей. Поэтому надо аккуратно выбирать эти примеры для подражания.
То же самое с образом женщины, девочки, девушки, матери. (Снимаю девятый капустный лист.) В мультиках навязываются определённые модели поведения для наших детей. Как им себя вести, во что одеваться, как говорить, каким содержанием наполнять свою жизнь?
Следующий критерий – смешение гендерных ролей. (Снимаю десятый капустный лист.) Это когда девочки ведут себя как мальчики, а мальчики – как девочки, когда навязывается противоположный традиционному способ взаимодействия между полами (мужским и женским), когда не понятно, кто есть кто. В каких мультиках герои ведут себя не в соответствии со своим полом?
Следующий критерий – поведение не по возрасту. (Снимаю одиннадцатый капустный лист.) Многие герои мультфильмов используют слова и выполняют действия либо более младших детей, либо постарше. В каких мультиках вы это замечали?
Следующий критерий – технократизм. (Снимаю двенадцатый капустный лист.) Философия превосходства технического над человеческим, технические модификации человека, слияние человека и машины. В каких мультфильмах вы это наблюдали?
Следующий критерий – красота или безобразие героев. (Снимаю тринадцатый капустный лист.) В каких мультиках герои красивые, а в каких – уродливые?
Последний критерий анализа мультфильмов – мораль. (Показываю кочерыжку.) Чему учит мультфильм? В чём его основная идея? Какая самая большая ценность в нём раскрывается? В чём самое большое счастье героев мультфильма. Ребята, какая мораль в каком мультфильме вам запомнилась?
Ведущий: Посмотрите, сколько опасных вирусов мы обнаружили с вами в мультфильмах. Скажите тогда, почему нас с вами так тянет к ним? Какие психологические приёмы используют их создатели, чтобы привлечь наибольшее количество зрителей?
Ведущий: Перейдём к практической части. Сейчас мы раздадим вам критерии, по которым вы вместе с детьми, будете анализировать мультфильмы:
Практическая часть
Показываем пять мультфильмов: «Барбоскины», «Фиксики», «Щенячий патруль», «Гравити Фолз», «Летучий корабль».
Родители с детьми анализируют по критериям после показа каждого.
Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Проведём рефлексию. По кругу передадим свечу и, у кого она оказывается, тот отвечает на вопрос, какие у вас возникли мысли после нашего времяпровождения.