Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Автоматизация звука [л] в словах. Логопедический квест «Глашины приключения»

- 15:04КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации правильного произношения звука [л] у воспитанников с нарушениями речи 5–6 лет в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи через использование пособия «Весёлый логобокс», которое включает в себя большое количество игровых упражнений и разнообразное дидактическое оснащение к ним.

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

 

 

Тема: Автоматизация [л] в словах. Логопедический квест «Глашины приключения»

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах;
– развивать просодические компоненты речи (силу голоса, речевое дыхание);
– развивать умение ориентироваться в пространстве;
– развивать самоконтроль в процессе деятельности.

Оборудование: предметные картинки с изображением лодки, жёлудя, белки; белка Глаша – фетровая пальчиковая игрушка; схема-маршрут; фетровые ключи – 7 штук; фетровый дверной замок – 1 штука; жёлуди (природный материал) – 8 штук; прищепки бельевые – 8 штук; шнурок – 2 штуки (1 м, 50 см); лукошко – 1 штука; разноцветные перья; сухой бассейн – ёмкость, наполненная фасолью; сквиши – 2 штуки; фетровые следочки с прикреплённым природным материалом – 2 штуки; ёмкость, наполненная манкой (песочек) – 1 штука; коктейльная трубочка – 1 штука; игровые упражнения из пособия «Весёлый логобокс»: «Слоговые дорожки», «Говорливые ладошки», «Заколдованные гусеницы», «Стрелочки», «Просодические полосочки».

 

Вводная часть

Учитель-дефектолог: Посмотри на мольберт и выбери карточку приветствия.

За окошком сегодня дождливо и грустно. А в нашем кабинете тепло и светло. Какое у тебя сейчас настроение? Если тебе грустно, то изобрази эмоцию, как на этом смайле (показываю грустный смайл). Если тебе радостно – изобрази эмоцию, как на этом смайле (показываю весёлый смайл). Я желаю нам удачи. У нас на занятии сегодня все получится. Я уверена!

Посмотри на картинки. Это лодка, жёлудь, белка. Какой одинаковый звук мы слышим в этих словах? Верно, во всех словах слышится звук [л]. Сегодня на занятии речь пойдет о звуке [л], будем продолжать закреплять наши умения в произношении звука [л] в словах.

…Кто это плачет? Это же белка! Что случилось с тобой?

Белка: Привет. Я – белка Глаша и я закрыла своё дупло, в котором живу, на замок. Этот замок можно открыть только шестью ключами. Однако ключи я потеряла. Помоги мне их отыскать.

Чтобы облегчить твои поиски, предлагаю схему-маршрут тех мест, которые я посещала.

Учитель-дефектолог: Ты готов(а) начать поиск ключей? Ты двигаешься по предложенной схеме-маршруту и выполняешь всё то, чем занималась белка Глаша. Находишь ключи, и, чтобы не потерять их снова, нанизываешь на шнурок. Белка Глаша путешествует вместе с тобой.

 

Основная часть

Подготовительный этап

Учитель-дефектолог: Посмотри на схему-маршрут. Согласно ему первое место, где побывала белка Глаша, – это лужайка, на которой она сушила жёлуди на зиму.

 

Игровое упражнение «Жёлуди»

На верёвочку с помощью прищепок прикреплены жёлуди.

Учитель-дефектолог: Я называю слово, если в нём услышишь [л] – передвигай прищепку с жёлудем в левую сторону; если в слове нет звука [л] – снимай жёлудь и клади его в лукошко.

Речевой материал: лопата, кот, комод, халат, пол, бабушка, скакалка, окно, дуб, метла, кукла.

Снимая последний жёлудь с верёвочки, воспитанник замечает на нём первый ключ, который нанизывает на шнурок.

Учитель-дефектолог: Продолжаем движение по маршруту. Сейчас мы идём по луже, ступая по кочкам.

Игровое упражнение «Слоговые дорожки»

Учитель-дефектолог: Перед тобой игровое поле, состоящее из бугорков разного цвета. Выбери цвет бугорков, по которым ты будешь двигаться. Нажимай синхронно пальцами обеих рук на бугорки выбранного цвета и одновременно произноси громким голосом слоги ол/ул, чётко выделяя в них [л].

Учитель-дефектолог: Смотри, здесь нас встречает лодка. Мы с тобой поплывём на ней, собирая букет из лотосов для куклы Лолы, у которой белка Глаша была в гостях.

 

Игровое упражнение «Слоговые дорожки. Вариант 3»

Учитель-дефектолог: Нажимай вначале средним пальчиком правой руки, а потом средним пальчиком левой руки на лотосы и чётко произноси слог ло тихим голосом.

Лола с белкой Глашей играли с пёрышками, которые лежат в лукошке. Сильно подуй на пёрышки. Что ты нашёл? Это ещё один утерянный ключ! Нанизывай его на шнурок!

 

Формирующий этап

Учитель-дефектолог: Посмотри на схему-маршрут. Куда мы двигаемся дальше? Глаша ходила на танцевальное занятие в клуб. Мы сейчас тоже потанцуем.

Игровое упражнение «Говорливые ладошки». Вариант 2

Перед тобой разложены «ладошки», над каждой «ладошкой» картинка. Ты стоишь на следочках. Синхронно нажимай на «ладошку» левой рукой и левой ногой – на следок или правой рукой и правой ногой, и громким голосом произноси то слово, которое изображено на картинке над «ладошкой».

Речевой материал: фиалка, белка, булка, бутылка, вешалка, вилка, волк, волна, волнушка, галка, галстук, грелка.

Нажимая на последнюю ладошку, воспитанник под ней нащупывает очередной ключ, который нанизывает на шнурок.

Учитель-дефектолог: Посмотри, куда мы должны пойти дальше. Это подружка, гусеница Клава. А что же с ней случилось? Она упала в сухой бассейн и к ней приклеились различные предметы. Давай поможем гусенице снять эти предметы

 

Игровое упражнение «Заколдованные гусеницы»

Учитель-дефектолог: Снимай фишку и называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове, громким или тихим голосом. Если возле картинки находится смайл с громкоговорителем и одна кочка, то произноси слово громко один раз. Если возле картинки находится смайл с громкоговорителем и две кочки, то произноси слово громко два раза.

Если возле картинки расположен спящий смайл на одной кочке, то произноси слово тихо один раз. Если возле картинки расположен спящий смайл на двух кочках, то произноси слово тихо два раза.

Учитель-дефектолог: Клава сказала, что видела ключ в сухом бассейне. Опускай туда обе руки и ищи его. Нанизывай найденный ключ на шнурок.

Посмотри на схему-маршрут и скажи, куда нужно двигаться дальше. Белка Глаша играла в песочнице. Песочница закрыта. Чтобы её открыть, надо выполнить задание.

 

Игровое упражнение «Стрелочки».

Учитель-дефектолог: Одновременно называй по порядку предметные картинки, чётко произнося [л] в слове, и нажимай кулачком на сквиш с той стороны, куда указывает направление стрелка, находящаяся под данной предметной картинкой. Если стрелка указывает влево, то дави левым кулачком. Если стрелка указывает вправо, то дави правым кулачком. Если стрелка под предметной картинкой указывает направления и в левую, и в правую сторону, то нажимай на сквиши двумя кулачками и одновременно произноси необходимое слово.

Речевой материал: лампа, вешалка, лошадь, лак, платье, стол, метла, дятел, флакон, ландыш, лампочка, носилки.

Учитель-дефектолог: Давай поищем ключик в песочке. Дуй сильной длительной воздушной струёй через соломинку на песочек. Вот и нашёлся ключ. Нанизывай его на шнурок.

 

Этап самостоятельной работы воспитанника

Учитель-дефектолог: Посмотри на схему-маршрут. Ой, тут пятно. Путь дальше неизвестен.

Чтобы выйти на маршрут, сделай влево три шага, один шаг вперёд, четыре шага вправо, два шага вправо, один шаг назад, один шаг вправо, два шага вправо, три шага влево.

Мы вышли на маршрут. Вот и дупло, закрытое на огромный замок. У нас есть шесть ключей, одной белке Глаше сложно будет открыть замок одновременно всеми ключами. Позовём на помощь её друзей.

 

Игровое упражнение «Просодические полосочки»

Учитель-дефектолог: Эти смайлы обозначают, что слово нужно произнести громко (указываю на смайл с громкоговорителем) или тихо (указываю на смайл). Под какой смайл я кладу картинку – таким голосом ты её называешь.

А теперь сделаем то же самое, но только по схеме.

Речевой материал: лось, слон, лошадь, колобок, ласточка, лайка, пчела, соловей, акула, галка, сокол, буйвол, голубь, дятел, козёл, осёл.

Белка: Спасибо, мой друг. Ты вернул мне ключи от моего дома!»

Воспитанник помогает белке Глаше к отверстиям в замке подобрать соответствующий ключ.


Заключительная часть

– Чему ты учился на занятии?
– Много ли ты допускаешь ошибок при произношении слов со [л]? Если допускаешь ошибки, то исправляешь их сам или тебе нужна ещё моя помощь?
– Какое задание тебе больше всего понравилось выполнять?
– Какое задание было выполнять трудно? Почему?
– Какое задание хотелось бы повторить ещё раз? Почему?
– Если ты покидаешь занятие с весёлым настроением, то улыбнись. Если ты грустишь, то изобрази грустную эмоцию. Почему ты улыбаешься / грустишь?

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий