Урок № 3 в разделе III «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны».
Юлия БЕЛОКОПЫТОВА,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони».
Гродненская область
Тема: «Германский оккупационный режим на территории Беларуси»
Место урока в изучаемой теме: урок № 3 в разделе III «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны»
Тип урока: комбинированный.
Цели: предполагается, что к концу урока учащиеся:
1) будут знать определения понятий гетто, «новый порядок», геноцид, холокост, остарбайтер;
2) смогут показать на карте места массового уничтожения людей на оккупированной территории Беларуси;
3) смогут определить сущность германского оккупационного режима, плана «Ост»;
4) дадут характеристику значения деятельности Праведников народов мира.
Цели личностного развития:
– развивающая: через поиск ответов на поставленные вопросы, работу с дополнительными источниками информации содействовать развитию мыслительных и аналитических навыков учащихся;
– воспитательная: воспитывать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своего народа, осознание ценности исторического опыта для будущих поколений, ценности человеческой жизни, воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Методы работы: наглядный, словесный, исследовательский.
Дидактическое оснащение:
1) мультимедийный проектор, презентация, фрагмент документального фильма «О зверствах фашистов и геноциде белорусского народа». Фильм АТН (со 2 мин. 8 сек. по 2 мин. 40 сек) (https://clck.ru/33J5jm);
2) История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.В.Панов, В.Н.Сидорцов, В.М.Фомин; пер. на рус. яз. О.Р.Ермакович, В.М.Иванова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2019. – 180 с.: ил.;
3) Атлас. История Беларуси, (1917 г. – начало ХХI в.). 9 класс / В.В.Тугай, А.М.Лукашевич. (2019);
4) настенная карта «Оккупационный режим на территории Беларуси», карточки с заданиями для групповой работы.
Этапы урока:
I Организационный этап
II Проверка домашнего задания
III Целемотивационный этап
IV Актуализация знаний и умений
4.1 Актуализация знаний
4.2 Этап усвоения и систематизации новых знаний
4.2.1 План «Ост». Германский «новый порядок»
4.2.2 Работа с текстом и иллюстрациями учебного пособия, с использованием гексов (работа в группах)
4.2.3 Физминутка
4.2.4 Работа с документом
V Рефлексивно-оценочный этап
5.1 Рефлексия
5.2 Выставление отметок за работу на уроке
5.3 Домашнее задание
Ход урока
I Организационный этап
Учитель настраивает учащихся на предстоящую работу, используя прием «Встаньте, если …»:
– настроены активно работать;
– готовы сотрудничать;
– считаете, что вас все получиться.
II Проверка домашнего задания
Учитель дает нескольким учащимся карточки с индивидуальными заданиями (Приложение 1).
Фронтальная беседа с классом
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
2. Какие цели в войне преследовала нацистская Германия? Что представлял собой план «Барбаросса»?
3. Вспомните имена защитников Брестской крепости.
4. Приведите примеры героизма участников оборонительных боев на территории БССР летом 1941 г.
Учитель обращает внимание на то, что, несмотря на героизм, проявленный в ходе оборонительных боев, территория Беларуси оказалась оккупирована германскими захватчиками.
III Целемотивационный этап
Учитель демонстрирует фрагмент документального фильма «О зверствах фашистов и геноциде белорусского народа» и предлагает учащимся определить тему, цели урока. Если учащиеся затрудняются, им предлагается пролистать пункты параграфа.
IV Операционно-познавательный этап
4.1 Актуализация знаний
Учитель просит учащихся вспомнить значение термина «оккупация».
4.2 Этап усвоения и систематизации новых знаний
4.2.1 План «Ост». Германский «новый порядок»
Учитель предлагает познакомиться с текстом пункта параграфа «План «Ост». Германский «новый порядок» и записать в тетрадь ответы на вопросы (работа в парах):
– Что такое германский «новый порядок»?
– Какова идейная основа германского «нового порядка»?
– Что такое план «Ост»?
– В чем заключается сущность плана «Ост»?
Учитель слушает ответы, исправляет при необходимости.
4.2.2 Работа с текстом и иллюстрациями учебного пособия, с использованием приема шестиугольного обучения (гексов) (работа в группах)
Учитель вводит понятие «геноцид» (учащиеся делают запись в тетрадь).
Учитель ставит задачу определить направления осуществления политики геноцида на территории Беларуси. Учащимся предлагается разделиться на 3 группы (в зависимости от номера, который лежит у них на парте), ознакомиться с текстом пункта параграфа «Политика геноцида населения Беларуси» и расположить в правильной последовательности гексы раскрывая понятия и показывая связь:
– 1 группа – «гетто»,
– 2 группа – «лагерь смерти»,
– 3 группа – «карательная экспедиция» (Приложение 2).
При ответах учащиеся первой и второй группы используют настенную карту для демонстрации крупнейших лагерей смерти и гетто на территории Беларуси. После их сообщений учащимся необходимо ответить на вопросы:
– В чем состоит отличие «гетто» и «лагерей смерти»?
– Почему в ответах присутствует гекс «Сморгонь»?
Учитель предлагает обратиться к карте геноцида на территории Сморгонского района, назвать и показать деревни, сожженные в результате карательных экспедиций в годы войны (Приложение 3).
После представления информации 3-й группой учащиеся называют основные черты геноцида на территории Беларуси.
4.2.3 Физминутка
4.2.4 Работа с документом
Учитель демонстрирует на слайде нарукавный знак остарбайтера, предлагает учащимся предположить его значение.
Используя материал учебного пособия на с. 74–75 и исторического документа на с. 75 учащимся необходимо определить, кого называли остарбайтерами, каково было их положение в годы войны.
V Рефлексивно-оценочный этап
5.1 Рефлексия
Учитель предлагает обратиться к целям урока и проверить, все ли удалось выполнить.
С целью выявления уровня усвоения материала учащиеся выполняют задания на карточках, соотнеся понятия в конце списка с определениями. (Приложение 4)
Учащиеся обмениваются карточками.
С помощью приложения LearningApps учитель осуществляет проверку. https://learningapps.org/display?v=pv84bw87223
По итогам выполнения упражнения учитель делает вывод о степени усвоения нового материала.
5.2 Выставление отметок за работу на уроке
5.3 Домашнее задание
§ 13, подготовить сообщения о боевой деятельности командиров партизанских отрядов М.Ф.Шмырёва, В.З.Коржа, о геноциде белорусского народа на территории Сморгонского района.
Приложение 1
Индивидуальное задание № 1
1. Определите, о ком идёт речь.
Насмерть, до последнего патрона стояли на своих рубежах бойцы пограничной заставы в Брестской крепости. Начальником заставы был лейтенант ……………., после войны посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.
2. Какие были стратегические цели Германии в войне против СССР? (не менее 2)
3. Соотнесите элементы:
1. Н.Гастелло
2. А.Маслова
3. П.Клыпа
4. П.Гаврилов
А) Оборонял Восточный форт Брестской крепости, попал в плен на 32-й день обороны, в послевоенное время удостоен звания Героя Советского Союза.
Б) Совершил подвиг под Радошковичами, командир эскадрильи, капитан, который с согласия экипажа направил подбитый самолет на группу немецких танков и автомобилей, совершив наземный таран.
В) Повторила подвиг Н.Гастелло в оборонительных боях в Беларуси эскадрилья под командованием………. .
Г) Воспитанники полков – 12–15-летние подростки помогали защитникам Брестской крепости, среди которых был……… .
Индивидуальное задание № 2
Нескольким учащимся предлагается составить рассказ о военных действиях на территории Беларуси летом 1941 года по военным фотографиям.
Коллаж АиФ https://clck.ru/33JoHa |
|
Залп батареи реактивных минометов БМ-13 «Катюша» в Венгрии. |
|
Приложение 2
Схема расположения гексов, группа 1
Схема расположения гексов, группа 2
Схема расположения гексов, группа 3
Приложение 3
Карта из экспозиции историко-краеведческого музея г. Сморгони
Приложение 4
Задания на карточках
1 Название восточных рабочих, вывезенных в годы Второй мировой войны германскими захватчиками с оккупированных территорий на принудительные работы в Германию и европейские страны, находившиеся в составе германского блока, – _____________
2 Городские концентрационные лагеря в годы Второй мировой войны, которые создавались для массового уничтожения еврейского населения на оккупированной германскими войсками территории, называли _________
3 Так называют тех людей нееврейского происхождения, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев. ____________
4 Назовите один из крупных лагерей смерти в Беларуси. ___________
5 Для обозначения массового истребления нацистами еврейского населения Европы в период Второй мировой войны используется термин ______________
6 План _____________ – это генеральный план нацистской Германии по колонизации Восточной Европы (в том числе БССР) и германизации населения этого региона.
7 Укажите название теории нацистов, согласно которой утверждались превосходство арийской расы над всеми другими, необходимость расширения «жизненного пространства» для немцев и их «право» на мировое господство___________
Понятия: план «Ост», расовая теория, Праведники народов мира, «лагерь смерти». Тростенецкий лагерь смерти, остарбайтеры, Холокост.