Конспект занятия «В гостях у бобров». Использование арт-технологий в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

- 12:50КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Теоретическая часть материала:  http://ispolzovanie-art-tehnologij-v-rabote-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi

 

Елена ПЕТЛИЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 9 г. Слонима»
,
Гродненская область

 

Тема: «В гостях у бобров». 

Задачи:

образовательные:

– развивать представления детей о жизни диких животных;

коррекционные:

– развивать умение составлять описательный рассказ с использованием коллажа;
– развивать навык подбора слов-определений;
– развивать навык образования относительных прилагательных;
– упражнять в звуковом анализе, синтезе слов;
– развивать навык установления логических (ассоциативных) связей;
– развивать зрительную память, навык запоминания и воспроизведения мнемотаблиц;

воспитательные:

– воспитывать доброе отношение друг к другу;
– воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: коллаж «Бобр», мнемотаблица «Буква Р», дидактическая игра «Домики», предметные картинки (уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы), карандаши, листы для зарисовывания таблицы, картинка-раскраска «бобр».

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Учитель-дефектолог: С каким настроением мы пойдём в гости?

Дети: С хорошим, радостным, весёлым, добродушным, праздничным, солнечным, восторженным.

Учитель-дефектолог предлагает детям поймать и удержать настроение в ладошках.

Учитель-дефектолог: Догадайтесь, к кому мы сегодня пойдём в гости. Отгадайте загадку:

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.

Дети: Бобры.

Коллаж «Бобр»

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей.

Учитель-дефектолог: Ребята, как вы думаете, почему рядом с бобром нарисованы деревья?

Дети: Бобры живут в лесу, они могут свалить дерево.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

шуба – у бобров густой мех;
пила – у бобров острые зубы;
река – бобры живут около реки;
вёсла – хвост бобров похож на весло;
ласты – у бобров на задних лапах перепонки;
рыба – бобры хорошо плавают под водой;
молоко – бобриха кормит бобрят молоком;
ветка – бобры – травоядные животные;
строитель – бобры – хорошие строители;
плот – бобры строят плотины;
будка – дом бобра называется хатка, вход в хатку под водой.

Учитель-дефектолог совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ

Бобры – дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры – хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.

Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.

Физкультминутка (речь с движением)

Ну-ка, в руки снежный ком, (изображают руками ком)
Будем строить снежный дом. (руки над головой домиком)

Мы польём его водой, (гладят себя сверху вниз)
Дом наш станет ледяной (топают ногами)
Ком за комом мы кладём, (воображаемый ком кладут на другой)
Вырастает снежный дом. (воображаемый ком кладут на другой)
(встают на носочки, руки над головой домиком)

 

Дидактическая игра «Домики» (образование относительных прилагательных)

Учитель-дефектолог: Бобры хотят узнать, а сможете вы построить что-нибудь, например, дома.

Дети выбирают макет дома (материал для строительства дома), затем дети говорят, какой дом можно построить из этого материала:

дом из дерева – деревянный;
дом из бетона – бетонный;
дом из кирпича – кирпичный;
дом из брёвен – бревенчатый;
дом изо льда – ледяной;
дом из стекла – стеклянный;

 

Мнемотаблица «Буква Р»

Учитель-дефектолог: Какой последний звук в слове «бобр»?

Дети: Звук Р .

Учитель-дефектолог: Бобры хотят узнать, а сможете ли вы запомнить и зарисовать таблицу.

Разбор таблицы, установление ассоциативных связей.

Учитель-дефектолог: Какая буква написана в центре таблицы?

Дети: Буква Р.

Учитель-дефектолог: Как вертикальная палочка и полукруг связаны с буквой Р?

Дети: Буква Р состоит из палочки и полукруга.

Учитель-дефектолог: Что нарисовано справа от буквы Р?

Дети: Нарисована радуга.

Учитель-дефектолог: Что нарисовано слева от буквы Р?

Дети: Нарисована рыба.

Учитель-дефектолог: Почему рядом с буквой Р нарисованы радуга, рыба?

Дети: Слово «радуга» (рыба) начинается на букву Р .

Учитель-дефектолог: Почему рядом с рыбой (по диагонали) нарисован треугольник?

Дети: Хвост у рыбы похож на треугольник.

Учитель-дефектолог: Почему справа от треугольника написана цифра 3?

Дети: У треугольника три стороны, три угла и три вершины.

Учитель-дефектолог: Почему напротив цифры три нарисован круг?

Дети: Три – это разомкнутый круг.

Учитель-дефектолог: Почему между кругом и полукругом написана цифра 2?

Дети: Из двух полукругов можно составить круг.

После разбора таблицы и установления ассоциативных связей каждый ребёнок воспроизводит (зарисовывает) таблицу.

 

Составь слово по первым звукам названий картинок.

Учитель-дефектолог: Какое слово зашифровали бобры?

Картинки: уши, майка, нитки, игрушки, цапля, Ы.

Дети: Умницы.

 

Окончание занятия

Учитель-дефектолог: Вы справились со всеми заданиями, и бобры на память хотят подарить вам свои портреты (картинка-раскраска «бобр»)

Дети: Спасибо.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий