Тема: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся».
Надежда ГОНЧАР,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно»
Цель педсовета: выявить положительный опыт и разработать меры по активизации деятельности педагогического коллектива по формированию и развитию личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся.
Задачи
1 Углубить знания педагогов о сущности и теоретических основах метапредметного подхода в обучении, осмыслить понятие «метапредметные результаты».
2 Систематизировать знания педагогов о приемах, технологиях и способах формирования метапредметных (универсальных учебных действий) компетенций на всех уровнях обучения.
3 Активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных технологий в учебную практику, творческую и самообразовательную деятельность педагогов.
Участники: педагоги общего среднего образования.
Оборудование: рабочие места для каждой группы; лист ватмана, маркеры, доска; мультимедийная установка для демонстрации опыта работы педагогов; воздушные шары.
Эпиграф: «Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль», – А.С.Макаренко.
Ход педсовета
1 Начало работы
Организационный момент, мотивация деятельности участников. Определение темы и цели педсовета. Технология «Обмен мнениями».
2 Результаты диагностики уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога (диаграммы на основе проведенного анкетирования в Google-формах https://forms.gle/w4enYQjjRqHPVaTW7).
Цель проведения диагностики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога.
1) Личностные качества.
2) Постановка целей и задач педагогической деятельности.
3) Мотивация учебной деятельности.
4) Информационная компетентность.
5) Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
6) Компетенции в организации учебной деятельности.
3 Результаты диагностики учащихся «Оценка успешности учебной работы учителя, по мнению учащихся» (диаграммы).
4 Теоретическая часть
Понятия «компетентность», «компетенции», «метакомпетенции». Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Государственный школьный стандарт, инструктивно-методические письма.
Технология «Мозговой штурм» – определение перечня компетенций, составляющих структуру профессиональной компетентности педагога.
5 Практическая часть
Практическая часть 1
Деление педагогов на группы по стажу работы:
1–2 года
3–5 лет
6–10 лет
10–15 лет
15–20+ лет
На столе у каждой группы находятся воздушные шары. Участникам предлагается провести с ними опыты/эксперименты, исходя из собственного жизненного опыта.
Далее педагоги дают научное объяснение проведенным опытам. На данном этапе участники педагогического совета демонстрируют владение механизмами анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
Участники 1-й группы представили воздушный шарик в качестве реактивного двигателя.
Участники 2-й группы продемонстрировали опыт «Модель работы легких».
Участники 3-й группы потерли шар о волосы и провели опыт «Электричество из головы».
Участники 4-й группы надули воздушные шары и украсили ими свой рабочий стол.
Участники 5-й группы акцентировали свое внимание на свойствах эластичности резины, из которой сделан воздушный шар.
Далее участникам предлагается высказать предположения об учебном предмете, фрагмент которого будет представлен.
«Если не учить физику в школе, то вся жизнь будет наполнена чудесами и волшебством»
Практическая часть 2
Фрагмент урока физики, педагога первой квалификационной категории Гордеевой И.В. Актуализация знаний по теме «Электризация». Подводим к выводу о природе происхождения искрового разряда.
Блиц-опрос
1) Эльфы, спрайты и джеты – это …
– виды молний в верхней атмосфере;
– виды раскатов грома;
– оптические явления, которые возникают на земле после вспышки молнии.
2) Этот символ часто используется и в поп-культуре. Какая музыкальная группа использовала его в своем логотипе? (Молния)
3) В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона. Солдаты оценили удобство и быстроту нового замка. Как он называется? (Молния).
На данном этапе участники педагогического совета демонстрируют владение механизмами целеполагания, планирования деятельности.
Теоретический материал (из учебника) по теме урока.
Деление участников педсовета на пять групп по учебным предметам.
Задание группам: найти информацию о связи молнии с преподаваемым учебным предметом (языки и литературы, география, химия, биология, ОБЖ, медицинская подготовка, математика, история, музыка и др.)
Педагоги работают в группах. Применена технология «Обмен мнениями». Результаты групповой поисковой работы озвучиваются и обсуждаются.
Затем заместитель директора по учебной работе задает учителям вопросы, наводящие участников педсовета на перечисление компетенций, представляющих собой освоенные способы деятельности по решению общих для всех профессиональных областей задач, использованных во время фрагмента урока: коммуникативная, учебно-познавательные, исследовательские, поисково-информационная компетенции.
6 Завершение работы
В завершение работы педагогического совета педагоги в рамках технологии «Аллитерация» на каждую букву слов «компетентность» и «профессионализм» подбирают слова и словосочетания, логически связанные с понятием, и записывают их на ватмане.
Заместитель директора по учебной работе обобщает информацию по теме педсовета, предлагает проект решения педсовета.