Квест с элементами ролевой игры «Нескучные каникулы»

- 12:55Дополнительное образование

Квест направлен на повышение познавательного интереса к истории и природе своей малой родины. Игра проводится в три этапа в течение лагерной смены. Минимальное количество команд – две. Каждый этап игры охватывает определенную тему.

 

Инна ЧЕРНЯВСКАЯ,
методист
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодёжи «Эврика»,
Гомельская область

 

Цель: инициация познавательного интереса к истории и природе своей малой родины; формирование опыта краеведческих исследований; стимулирование двигательной активности.

Задачи:

– расширить знания об истории 1941–1945 гг.;
– расширить общий и краеведческий кругозор учащихся;
– повторить элементарные умения и навыки безопасного поведения на улице, водоёме и в лесу;
– развивать физическую активность учащихся;
– создавать условия для развития аналитических способностей учащихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
– формировать патриотические чувства учащихся;
– содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся: гуманизм, дисциплина, сострадание, активная жизненная позиция.

Форма проведения: квест с элементами ролевой игры.

Место и время проведения:

– 1-й – этап на пляже (45 минут);
– 2-й – этап в парке (1 час 20 минут);
– 3-й – этап в центре города (1 час 50 минут).

Участники: учащиеся, посещающие оздоровительный лагерь.

Возраст: 10– 14лет.

Игра проводится в три этапа в течение лагерной смены. Минимальное количество команд – две. Каждый этап игры охватывает определенную тему.

 

План проведения

Первый этап. «Пляжный»

 

Этап проводится на пляже и включает в себя ролевую мини-игру «Пикник» и игровую программу «Пляжные развлекалки».

Ролевая мини-игра «Пикник»

Роли: «мама» – 1; «папа» – 2; «ребенок» – 1; «наблюдатель» – остальные участники.

Оборудование: плед, корзина с бутафорскими продуктами, завернутыми в бумагу и упакованными в полиэтиленовые пакеты, магнитофон, ветки для костра.

Ведущий: Добрый день! Сегодня я рад дать старт квесту «Нескучное лето». Первый этап квеста проходит на пляже. Давайте поприветствуем команды-участницы! Внимание! Я оглашаю условия первого конкурса – это ролевая мини-игра «Пикник». У меня в руках записки с названием ролей. Каждый из вас сейчас «вытянет» свою роль.

(Участники обеих команд вытаскивают записки с ролями)

Ведущий: Подойдите ко мне те, кому достались роли: «мама», «папа», «ребенок». Вы получили главные роли, и я вам раздаю описания ваших ролей. Сейчас вы внимательно изучаете то, что вам необходимо будет разыграть по моей команде. Все необходимое оборудование находится здесь. Остальные участники игры получили роли наблюдателей. Участники первой команды после просмотра сюжета игры оценивают действия папы, участники второй команды оценивают действия мамы.

Внимание! Начинаем!

(Участники, которые получили главные роли, разыгрывают сюжет мини-игры «Пикник»)

Сюжет игры

Семья приехала отдохнуть на берегу реки, недалеко от леса. Папа расстелил плед на травке под деревом, чтобы было не жарко. И тут же рядом с пледом начал сооружать костер. Мама начала готовить обед, достала продукты, развернула и положила обертки рядом с пледом. Ребенок достал магнитофон и включил на полный звук свою любимую песню. Потом пошел купаться в речку и начал тонуть. На крик прибежали родители и вытащили ребенка.

Ведущий: Итак, давайте обсудим, правильные и неправильные действия родителей ребенка. Ответы команд оцениваются по 5-балльной системе.

Начинает команда № 1, оценивает правильность действий папы. (Участники первой команды перечисляют неверные и верные действия папы).

Ведущий: Слово команде № 2. Оцените, пожалуйста, действия мамы.

Ведущий: Спасибо. Обе команды справились с заданием и получают по 5 баллов.

Следующее задание: вам необходимо вспомнить правила поведения в лесу и на водоеме (первой команде) и правила разведения костра (второй команде). Команда, ответившая наиболее точно, получает в подарок флаеры-памятки.

(Ведущий оценивает ответы каждой команды согласно приложениям 1, 2, 3 и вручает призы)

 

Игровая программа «Пляжные развлекалки»

Конкурс «Перепрыгни и не расплескай!»

Оборудование: пластиковые стаканчики – 2, вёдра одинакового размера – 2.

Ход действия: Из песка на расстоянии 1 метр друг от друга насыпают две кучи песка, высотой 50–80 см. Каждой команде выдаётся пластиковый стаканчик. А в конце маршрута для каждой команды ставят ведро. Команды выстраиваются в колонны друг за другом рядом с водоёмом. По команде ведущего первый игрок набирает воду в стаканчик, перепрыгивает кучу песка, стараясь не расплескать воду, добегает до своего ведра и выливает туда воду из стаканчика. Далее возвращается к своей команде по прямой и передает стаканчик следующему игроку. Побеждает команда, первой заполнившая свое ведро до краёв.

Конкурс «Поймай мяч покрывалом»

Оборудование: покрывало – 1, мяч – 1–3.

Ход действия: Выбирают 4 человека от каждой команды, они держат покрывало за края. Все остальные игроки команды выстраиваются за чертой. Каждый участник команды бросает мяч три раза, а игроки, с помощью покрывала, ловят. Команды играют по очереди. Побеждает команда, поймавшая большее количество мячей.

Конкурс «Пляжный гольф»

Оборудование: хоккейная клюшка – 1, теннисные шарики – 1–3.

Ход действия: Команды играют по очереди. На песке делают несколько небольших углублений-лунок. Задача игроков – как в гольфе, загнать шарик в лунку. В качестве клюшек для гольфа можно использовать хоккейные клюшки. У каждого игрока – 3 попытки. Побеждает команда, загнавшая наибольшее количество теннисных шариков в лунки.

Конкурс «Водный баскетбол»

Оборудование: пластиковое ведро-корзина – 1, мяч – 1.

Ход действия: Игра проводится на мелководье. Играют одновременно 2 команды. У одной команды пластиковое ведро-корзина, у другой – мяч. Команда с мячом пытается забросить мяч в корзину, которую обороняет другая команда. Команды играют по 10 минут в качестве защитников и нападающих. Выигрывает команда, забросившая в корзину наибольшее количество мячей.

 

Этап «Пляжный» завершается подведением итогов. Суммируются заработанные баллы в конкурсах.

 

Второй этап. «Экологическая разведка»

Этап проводится в парке и включает в себя викторину «Природа Жлобинщины», игру «Фотоохота» и мини-игру «Цветной мусор»..

 

Викторина «Природа Жлобинщины»

Оборудование: лист-опросник – 2, ручка или фломастер – 2.

Ход действия: Каждая команда получает лист-опросник. За 15 минут необходимо ответить на 11 вопросов о природе Жлобинского района. Команда совещается по каждому вопросу и подчеркивает ответ. Пользоваться гаджетами не запрещено.

Листы-опросники команды сдают ведущему по истечении времени (15 мин), идут на следующую игру. Результаты будут оглашены после прохождения этапа.

 

Лист-опросник команды _______ по теме «Природа Жлобинщины»

  1. Опишите местоположение города Жлобина на карте Гомельской области. Подчеркните правильный ответ.
    Север   Юг      Запад      Восток
  2. Сколько видов животных и растений Жлобинского района занесены в Красную Книгу Республики Беларусь?
    36 24      44      56
  3. Основная, самая крупная река Жлобинского района.
    Днепр     Березина      Окра      Добосна
  4. Численность этого дерева является преобладающей в Жлобинском районе.
    Береза Липа      Сосна      Клен
  5. Назовите самое распространенное растение, произрастающее на лугах Жлобинского района.
    Осока острая     Ромашка      Клевер      Кувшинка
  6. Наиболее угрожаемая группа представителей животного мира Жлобинского района, занесенная в Красную Книгу Республики Беларусь?
    Птицы     Рыбы      Насекомые      Земноводные
  7. Назовите 7 заказников Республиканского значения на территории Жлобинского района?
    «Выдрица»; «Припять»; «Смычок»; «Ровеки»; «Канавное»; «Днепровский»; «Чашевка»; «Жлобинский»; «Калиновка»
  8. Назовите 2 памятника природы Республиканского значения на территории Жлобинского района.
    Старинный парк «Краснобережский»; Усадьба «У Борисовича»; Памятник природы «Чашевка»
  9. Самый мощный источник загрязнения окружающей среды города Жлобина?
    Металлургический завод    Автомобильный транспорт
  10. Один из самых простых и доступных способов защиты жилых кварталов от влияния автомобильного транспорта?
    Покрытие защитной пленкой домов Посадка зеленых насаждений      Отказ от бытовой техники

Мини-игра «Цветной мусор»

Оборудование: пластиковый стаканчик – 1, пустой полиэтиленовый пакет – 1, пластмассовая ручка – 1, упаковка от чипсов – 1, картонная коробка от конфет – 1, картонная коробка от пиццы – 1, газета – 1, порванная фотография – 1, кусок обоев – 1, стеклянная бутылка – 1, лампочка – 1, зеркало – 1, контейнеры разных цветов – 3, надписи «Пластик», «Бумага», «Стекло» – по одной на каждый контейнер.

Ход действия: На площадке заранее разбросан разнообразный мусор (пластиковый стаканчик, пустой полиэтиленовый пакет, пластмассовая ручка, упаковка от чипсов, картонная коробка от конфет, картонная коробка от пиццы, газета, порванная фотография, кусок обоев, стеклянная бутылка, лампочка, зеркало), тут же стоят 3 контейнера разных цветов («Пластик», «Бумага», «Стекло»). Необходимо правильно отсортировать мусор. Участвуют все игроки. По 1 участнику от каждой команды по очереди собирают мусор и выбрасывают в нужный контейнер, при этом объясняя, почему они сделали именно так. Остальные игроки либо соглашаются, либо высказывают свою точку зрения. Ведущий оценивает правильность сортировки мусора и вручает участникам флаеры с памяткой сортировки мусора (Приложение 4). Побеждает команда, чей игрок сделал меньше ошибок.

Игра-поиск «Фотоохота»

Оборудование: лист с фотографиями животных и растений (Приложение 5) – 2, гаджет, поддерживающий фотосъёмку – по одному на каждую команду.

Ход действия: Каждой команде выдается лист с фотографиями животных и растений, занесенных в Красную Книгу Республики Беларусь и встречающихся в городе Жлобине. За 45 минут необходимо найти и сфотографировать объекты из списка. Побеждает команда, которой удалось разыскать и сфотографировать 4 объекта.

Второй этап завершается подведением итогов по результатам трех конкурсов.

 

Третий этап. «Исторический»

 

Этап проводится в центре города. Включает в себя мини-игру «Опасно – безопасно», квест «Маршрут Победы», викторину «Город на Днепре», экскурсию в Жлобинский государственный историко-краеведческий музей.

 

Мини-игра «Опасно – безопасно»

Оборудование: список вопросов по правилам дорожного движения (вопросов должно быть в два раза больше, чем участников игры) – 1, мяч – 1, медаль из картона «Знаток правил дорожного движения» – по количеству участников игры.

Ход действия: Игроки становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга с мячом в руках и задает вопрос по правилам дорожного движения, бросая мяч любому игроку. Игрок ловит мяч, отвечая на вопрос «опасно» или «безопасно». И возвращает мяч ведущему. Если игрок ответил неверно, то ведущий задает ему еще один вопрос, если опять отвечает неверно, то выбывает из игры. Все, кто остались к концу игры в круге, становятся победителями и получают медаль «Знаток правил дорожного движения».

Вопросы для мини-игры «Можно-нельзя»

  1. Ходить по тротуару только с правой стороны?
  2. Переходить улицу по пешеходному переходу?
  3. Переходить улицу на желтый сигнал светофора?
  4. Обходить стоящий автобус спереди?
  5. Перебегать дорогу?
  6. Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора?
  7. Идти по проезжей части навстречу транспорту?
  8. Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно?
  9. Играть возле проезжей части детям?
  10. Разговаривать по телефону во время езды на велосипеде?
  11. Маленькому ребенку при переходе проезжей части держаться за руку взрослого?
  12. Носить фликеры на одежде в темное время суток?
  13. Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги на островках безопасности?
  14. Использовать технически неисправные велосипеды и мопеды?
  15. Велосипедисту двигаться, не держась за руль?
  16. Велосипедисту двигаться в условиях снегопада или гололедицы?
  17. Водителю мопеда ехать по велосипедной дорожке?
  18. Буксировка велосипеда велосипедом?
  19. Выходить из автобуса после полной остановки?
  20. Держаться за поручни при движении автобуса
  21. Отвлекать водителя во время движения?
  22. Препятствовать закрытию дверей автобуса?
  23. Высовываться из окна автобуса?
  24. При поездке на мотоцикле и мопеде быть в застегнутом мотошлеме?
  25. Не соблюдать правила дорожного движения? (Опасно).
  26. Выбрасывать мусор и иные предметы вне специально отведенных мест?
  27. Принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды? (Безопасно).
  28. Управлять гужевым транспортным средством в 14 лет?

Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество медалей.

 

Квест «Маршрут Победы»

Оборудование: конверты с заданиями –по 5 для каждой команды, ручка – 2, лист-опросник с викториной «Город на Днепре» – 2, флажки с изображением герба города Жлобина – по количеству участников, грамоты – 2.

Ход действия: На старте каждая команда получает конверт с описанием объекта. Необходимо назвать по описанию этот объект и пойти к нему. На каждом объекте стоят организаторы, которые выдают следующий конверт.

Конверт № 1. «13 июля 1941 года бойцы 154-й стрелковой дивизии (командир – полковник Я.С.Фоканов) в составе войск 63-го стрелкового корпуса (командир – Л.Г.Петровский) 21-й армии Западного фронта штурмом овладели городом, отбросили врага на запад на 20–30 км. В честь этих событий назван объект в городе Жлобине, где возведен обелиск. Найдите этот обелиск».

Ответ: Площадь Освободителей, Обелиск воинам-освободителям.

Конверт № 2. «На этом объекте уже на третий день Великой Отечественной войны была сформирована санитарная дружина из 40 человек. 27 июня этот объект впервые бомбила фашистская авиация».

Ответ: Гомельское отделение Белорусской железной дороги, станция Жлобин.

Конверт № 3. «Именем этого героя Великой Отечественной войны в Жлобине названа городская улица (бывшая Вокзальная). На одном из зданий привокзальной площади установлена мемориальная доска. Ему посвящена документальная повесть «Солёная роса» белорусского прозаика Александра Капустина».

Ответ: Л.Г.Петровский, мемориальная доска на здании райисполкома.

Конверт № 4. «Эти герои Жлобинщины, сражались за освобождение от немецко-фашистских захватчиков, и герои мирного труда теперь остались только в воспоминаниях и на фото».

Ответ: Аллея Героев Советского Союза и Социалистического Труда.

Конверт № 5. «Здесь собрано более 5000 экспонатов, рассказывающих об истории города, годах Великой Отечественной войны и ее героях, годах мирного труда и созидания».

Ответ: Жлобинский государственный историко-краеведческий музей.

 

Для того чтобы получить последний, пятый, конверт, команде необходимо ответить на вопросы викторины «Город на Днепре».

 

Викторина «Город на Днепре»

  1. В каком Жлобине получил статус местечка? (Ответ: 1818 год).
  2. Первое название реки Днепр? (Ответ: Борисфен – «полночная река»).
  3. Что такое «крыга»? И как она связана с нашим городом? (Это популярное орудие лова в старинном Жлобине, обслуживать которое могли только 3–4 человека. Это занятие было не из простых, так как нужно было залезать в воду по горло в заросших прибрежных местах, проваливаясь в ил. Зато уловы были приличные. Старый Жлобин – город рыбаков).
  4. Дата освобождения Жлобина от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (26 июня 1944 года).
  5. Самая древняя улица, от которой «есть и пошёл город»? (Набережная).
  6. В районе этого места есть озеро, в котором в изобилии когда-то водилась рыба, и особенно карп. Люди ходили сюда карпа ловить, постепенно стали называть это место Карполовка. Как сейчас называется этот старейший район Жлобина? (Карпиловка).
  7. Для жлобинчан это событие состоялось 19 марта 1944 года, а остальные страны отмечают эту дату 11 апреля. Что это за знаменательная дата? (19 марта 1944 года из концлагеря «Озаричи», который находился на переднем крае немецкой обороны, было освобождено несколько тысяч жлобинчан. 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей).
  8. Целых три года немецкой оккупации над этой школой развевался фашистский флаг со свастикой. Гитлеровцы выбрали её местом размещения оккупационных властей. Где находится здание этой школы? И занимаются ли сейчас в этой школе дети? (Это старая школа № 1, которая находится по улице Первомайской, напротив площади Освободителей. Сейчас в ней располагается ГУО «Жлобинский центр творчества детей и молодёжи «Эврика»).
  9. Пионер-герой, житель города Жлобина, именем которого назван корабль и улица (Антон Губарев).

 

Все команды после получения пятого конверта, встречаются возле Жлобинского государственного историко-краеведческого музея. Здесь подводят итоги всех трех этапов. Команда-победитель награждается грамотой. Все участники получают флажки с изображением герба города Жлобина и идут на экскурсию в музей.

 

Приложение 1

Правила безопасного поведения на водоёме

Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях. В городских водоемах, более чем где-либо, опасно купаться в непроверенных местах и особенно прыгать с обрывистых берегов и импровизированных вышек. В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

Постоянного рельефа дна в случайных городских водоемах не бывает. Вчерашний обжитой пляж сегодня может представлять смертельную опасность. Собираясь купаться, особенно если среди вас маленькие дети, не поленитесь лишний раз проверить состояние дна. Это обережет вас от многих неприятностей.

Ни в коем случае не оставляйте без присмотра вблизи открытой воды малолетних детей! Они могут утонуть мгновенно! Даже на мелководье будьте с ними всегда рядом!

 

Приложение 2

Правила поведения в лесу

  1. Не разводите костры! 
    Это запрещено! Пожар – самое страшное для лесных жителей, а дым от костра – уже первый сигнал опасности для них. Если вы оказались около травяного или лесного пожара – немедленно звоните 112 или 101, вызывайте пожарную охрану МЧС!
  2. Не сжигайте сухую траву и листья!
    Огонь уничтожит тысячи мелких живых существ, сгорят семена растений – велик риск разом уничтожить будущее разнотравье.
  3. Не оставляйте после себя мусор!
    Он губит живое начало почвы – микроорганизмы, играющие исключительную роль в круговороте веществ в природе. Захватите из дома мешок для мусора, сложите в него все отходы, вынесите из леса и выбросите в ближайшем мусорном контейнере. Проверьте, не осталось ли после вашего пребывания битого стекла и сигаретных окурков!
  4. Не шумите!
    Научитесь ценить музыку природы: пение птиц, дыхание ветра, шелест листьев. Это принесет вам и другим отдыхающим успокоение и здоровье.

 

Приложение 3

Правила разведения костра

Для розжига костра должен быть произведен тщательный подбор подходящего места с обязательной подготовкой площадки.

Площадка должна быть открытой, защищенной от ветра каким-нибудь естественным укрытием, например, большим камнем, скалой.

Если погода сухая и жаркая, разводить костер следует на песчаной или каменистой почве, на зеленой молодой траве или на берегу водоема.

Нельзя располагать кострище возле деревьев, особенно сухостоя, смолистых деревьев, на старых вырубках или около деревьев с дуплами. Расстояние от лиственных деревьев до костра должно составлять не менее 10 м, от хвойных – не менее 15 м.

Нельзя разжигать огонь на торфяниках и каменных россыпях в лесу, где скапливается очень много лесного мусора. При возгорании его очень трудно погасить.

Разводить огонь следует на специальных площадках и только в случае необходимости. Если это кратковременный привал, а погода ясная и теплая, в разжигании костра нет нужды.

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Список используемой литературы

  1. Кухарев, Н.В. Жлобин. Историко-этнографический очерк. – Мн., 1975.
  2. Памяць. Жлобiн. Жлобінскі раён. – Мн., “Беларуская энцыклапедыя”, 2000.
  3. Елісееў, М.З. Гісторыя Жлобіна // Камуніст.– 10 верасня 1983.
  4. Калинин, М.Ю. Природные ресурсы и охрана окружающей среды города Жлобин и Жлобинского района / М.Ю.Калинин. – Минск : Белсэнс, 2005.
  5. Аноп, Л.Я. Жлобин. Историко-экономический очерк. Серия «Города Беларуси». – Мн., 1992.
  6. Дмитриев, Р.В. Краеведение как фактор формирования гражданско-патриотического сознания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znaj.by/School/DownloadFile?name=e9382785671_16cb9f75024 .pdf&folder=Files. – Дата доступа: 10.08.2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий