Задачи урока: организовать деятельность по формированию у учащихся конкретных представлений о рыбах, особенностях их строения, помогающих приспособиться к жизни в воде; содействовать осознанию обучающимися необходимости поддержания взаимосвязей в природе; воспитывать у детей желание сохранить чистоту воды в водоемах, бережное отношение к рыбам.
Надежда РЫХЛЁНОК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»,
Витебская область
Задачи:
– организовать деятельность по формированию у учащихся конкретных представлений о рыбах, особенностях их строения, помогающих приспособиться к жизни в воде;
– содействовать осознанию обучающимися необходимости поддержания взаимосвязей в природе;
– воспитывать у детей желание сохранить чистоту воды в водоемах, бережное отношение к рыбам.
Оборудование: иллюстрации рыб, аквариума, кластер, карточки с информацией о рыбах, карточки с заданием, бумажные рыбки.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
II Проверка домашнего задания
Выполнение теста
1) Насекомые – это животные, имеющие…
А. 3 пары ног; В. 2 пары ног; С. 4 пары ног
2) На сколько частей поделено тело насекомых?
А. 2 части; В. 1 часть; С. 3 части
3) Животные, питающиеся другими животными – это…
А. Растительноядные животные
В. Хищные животные
С. Всеядные животные
4) Муравьи – это…
А. Всеядные насекомые
В. Растительноядные насекомые
С. Хищные насекомые
5) Выбери лишнее животное:
А. Бабочка; В. Паук; С. Божья коровка
III Сообщение темы и цели урока
– Ребята, отгадайте загадку:
Плавно под мостиком
Мы виляем хвостиком.
По земле не ходим,
Рот есть – не говорим,
Глаза есть – не мигаем,
Крылья есть – не летаем.
– О ком идёт речь? (О рыбах.) Верно, это рыбы! Сегодня на уроке мы с вами будем изучать рыб. Мы совершим путешествие в подводный мир. Попытаемся разгадать тайны океанов, рек, озер морей и водоемов. Будем вести разговор о рыбах, об особенностях их образа жизни, строения, разновидностях. Подумаем, как человек может помочь рыбам в сохранении их видов.
IV Работа по новой теме
– Что вы знаете о рыбах?
– Каких рыб вы знаете? Где они живут?
– Человек издавна стремился познать тайны подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная синева морей и океанов, озер и рек. И, удивительно, что даже вдалеке от водных просторов каждый может иметь небольшой водоем дома, наблюдать за его обитателями и открывать тайны.
Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум)
– Правильно, это – аквариум. Вот в таком интересном доме еще могут жить рыбы.
– А у кого из вас есть дома аквариум?
– Какие рыбки там живут?
– Как вы за ними ухаживаете?
– Ребята, в аквариумах содержится около 10 % всех видов рыб. Содержание аквариумных рыб не только доступно, но и полезно любому человеку.
1 Рассказ о рыбах
Рыбы появились на земле более 450 тысяч лет назад. Это самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живые существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись.
По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные. Среди рыб есть хищные, растительноядные и всеядные. Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки. Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
– Какие рыбы бывают по виду питания?
– Как рыбы размножаются?
Физкультминутка “Золотая рыбка”
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
2 Работа по учебнику (чтение материала из учебника цепочкой)
– Ребята, так чем же рыбы отличаются от других животных?
– Что нового вы узнали из рассказа?
– Какие ещё приспособления к жизни в воде есть у рыб? (Дышат жабрами.)
– Какая форма тел у рыб? (Обтекаемая форма тела.)
По мере ответов учащихся на доске учителем оформляется кластер.
– Какие части тела можно выделить у рыб? (Голова, туловище, хвост.)
– А кто знает, из чего еще состоит рыба? (Ответы учащихся.)
– У многих рыб есть пузырь с воздухом – плавательный пузырь. Он делает рыбу лёгкой и быстрой.
Классификация рыб
– Где обитают рыбы? (В озерах, прудах, реках, морях, океанах и аквариумах.) – Поэтому рыбы бывают: морские, речные, аквариумные (по месту обитания).
В свою очередь речные рыбы по способу питания делятся на:
– растительноядные (карась, линь, плотва и др.)
– хищники (щука, окунь, судак, сом и др.)
– всеядные (сазан, лещ).
– Каких морских рыб вы знаете? Речных? Все эти речные рыбы обитают в реках и озерах Беларуси. (На доске демонстрируются рисунки рыб) Кто же такие рыбы? Что у них общего? (Высказывания детей)
3 Работа в парах
– Какие части тела можно выделить у рыб?
Ученики на рисунках подписывают части тела рыбы. Самопроверка
– У рыб есть еще один удивительный орган – боковая линия. У человека 5 чувств, а у рыб – 6: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание плюс чувство боковой линии. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение – боками.
– В особых камерах в голове рыбы плавают камешки – отолиты, они помогают рыбе сохранять равновесие.
– Как размножаются рыбы? Кто знает, что такое нерест?
Нерест – это сложное поведение рыб в период размножения. Рыба откладывает икру. В результате из икринки появляется зародыш. Через некоторое время личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослую особь – это малек. Он питается, растет, развивается и вскоре становится взрослой рыбой. Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве (морской конек), откладывают небольшое количество икринок.
4 Беседа об охране рыб
– Ребята, как чувствует себя человек, когда о нем говорят, что он «как рыба в воде»? (Свободно, непринужденно, вольготно.)
– Во всякой ли воде рыбка так себя чувствует? (Ответы детей.)
– Вода – это дом для рыб. Часто человек, не задумываясь о последствиях, вторгается в этот дом, нарушает в нем «мирную» жизнь рыб. А рыбы, как и другие животные, нуждаются в охране.
– Какие правила нужно соблюдать человеку? (Не ловить рыбу сетями. Не рыбачить во время нереста.)
– К чему может привести загрязнение водоёмов? (Могут погибнуть рыбы.)
– Почему нельзя ловить мальков рыб? (Из них вырастают рыбы.)
5 Закрепление новых знаний
– Вам знаком этот морской житель (демонстрируется изображение морского конька). Рыба ли это?
Подготовленный ученик делает сообщение.
Морской конек имеет необычную форму тела, так как живет среди водорослей. Он похож на шахматного коня и передвигается вертикально. Как и все рыбы, морской конек дышит жабрами, тело его покрыто чешуей и различными наростами, нитями, лентами, которые колышутся в воде. Но ему важнее надежно спрятаться, быть незаметным, поэтому он похож на водоросли, среди которых живет. Морской конек носит свою икру в сумке на животе.
Вывод: морской конек – рыба.
– А это кто, ребята? (Демонстрируется изображение кита.) Да, это кит. Рыба ли это?
Сообщение делает подготовленный ученик.
Самое большое животное на Земле – синий кит. Его длина 33 метра, на его спине могут запросто уместиться 30 слонов. Он дышит не жабрами, как рыба, а легкими. И хотя он может подолгу находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть свежий воздух. Именно тогда над морем можно увидеть фонтан. Киты – млекопитающие, они кормят своих детенышей молоком.
Вывод: синий кит – это млекопитающее.
V Этап контроля и самоконтроля
Карточка (у каждого учащегося) «Чем питаются рыбы»
Соедините стрелкой, чтобы получить правильные высказывания
Всеядные рыбы |
Толстолобик |
Рыбы-хищники |
Карась, линь, плотва |
Растительноядные рыбы |
Щука, окунь, лещ |
– Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверим правильность выполнения задания.
VI Подведение итогов
– На уроке вы все старались. Слушали внимательно, отвечали на вопросы.
– Назовите рыб, которые живут в водоемах Беларуси.
– Что вы запомнили о них?
– Как рыбы приспособились к жизни в воде?
– Как мы можем заботиться о рыбах?
VII Домашнее задание
Прочитать статью в учебнике (с. 80–83), ответить на вопросы.
VIII Рефлексия
На доске – иллюстрация аквариума. Детям раздаются бумажные рыбки.
– Кто считает, что на уроке узнал что-то новое, активно работал на уроке, с лёгкостью выполнял задания, размещает свою рыбку в аквариуме. Если нет, размещает рыбку вне аквариума.