Планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать новую единицу массы – грамм; соотношение единиц массы; будут уметь выполнять арифметические действия с числовыми значениями массы.
Елена КОНОВАЛОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Единицы массы. Грамм
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать новую единицу массы – грамм; соотношение единиц массы (1 кг = 1000 г); будут уметь выполнять арифметические действия с числовыми значениями массы.
Задачи:
– содействовать расширению и углублению знаний учащихся о единицах измерения массы и формированию понятия «грамм»; формировать умение преобразовывать единицы массы, сравнивать складывать и вычитать;
– развивать математическую речь, внимание, логическое мышление, познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы;
– способствовать воспитанию уважения к труду людей, бережного отношения к хлебу; взаимопомощи и взаимопонимания при работе в парах и группах; воспитывать уверенность в своих силах; умения трудиться и преодолевать трудности.
Оборудование: мультимедийная презентация, задания для работы в парах и группах, сигнальные карточки, «лесенка успеха».
Ход урока
I Ориентировочно-мотивационный этап
Громко прозвенел звонок,
начинается урок.
Предлагаю подружиться
и всем вместе потрудиться.
Учитель раздает детям сигнальные карточки.
На доске записано: «Что в детстве приобретешь, на то в старости обопрешься».
– Прочитайте слова на доске.
– Что это? (Пословица.)
– Что самое важное мы приобретаем в детстве? (Знания.)
– Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит? (Какие знания получишь в детстве, чему научишься, с тем и будешь жить. А чтобы получать знания, нужно учиться трудиться.)
– Какие знания мы приобрели на предыдущих уроках математики?
– Сегодня мы продолжим приобретать знания. И пусть поговорка на доске помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность и желание учиться.
II Этап проверки домашнего задания
Один учащийся записывает решение задачи на доске, остальные в это время проверяют решение уравнений.
1) Прочитайте уравнения, где решением являются круглые двузначные числа: 320 : х = 8, 240 : t = 12. Назовите компонент, который вы находили (делитель). Повторите правило.
2) Назовите уравнение, в котором в ответе получилось число: у * 4 = 720. Каким правилом вы пользовались?
3) Проверяем решение задачи на доске сигналом светофора. Кто правильно решил – зеленый, сделал ошибки – желтый. Те, кто не справился с решением – красный.
III Этап устного счёта
Работа с числами
На доске числа: 563,889, 412, 899, 120, 743,777, 54, 781
– Найдите лишнее число. (54)
– Назовите наименьшее трёхзначное число. (120)
– Назовите наибольшее число. (899)
– В каком числе 8 сотен? (889)
– В каком из чисел количество единиц 1-го разряда равно 0? (120)
– В каком числе 2 единицы? (412)
– В каком из чисел 9 десятков? (899)
– В каких числах число сотен одинаковое? (743, 777, 781)
– Расположите карточки с числами в порядке уменьшения.
– Перед вами «Лесенка успеха». По ходу урока вы будете оценивать свою работу. Если при выполнении задания вы не испытывали затруднения, то ставите «+» на ступеньке, а если испытывали «–». Если допускали ошибки – «+, –». Оцените себя на 1-й ступеньке «Я повторил материал».
Решение задач
1) Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов.
2) В магазин привезли 48 кг яблок и 24 кг груш. Во сколько раз груш привезли меньше, чем яблок?
3) Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?
4) Когда петух стоит на одной ноге, его масса равна 4 кг. Чему будет равна масса петуха, если он будет стоять на двух ногах?
Сравнение величин
Задание записано на доске.
1 ч 40 минут…64 минуты
3 дм 5см…53 см
2 м…10 дм
5 ч 35 минут…5 ч 40 минут
– На какие две группы можно разделить эти величины? (Единицы времени и длины.)
– Если вы считаете, что справились с заданиями, оцените себя на 2-й ступеньке «Я умею сравнивать».
IV Учебно-познавательный этап
Самостоятельная работа
– Предлагаю вам выполнить задание на листочках самостоятельно. На его выполнение отводится одна минута.
5 км = …. м
5 м = … дм
5 дм = … см
5 кг = … г
– Смогли ли выполнить все задание? В чем затруднение? (Не выполняли таких заданий.)
– Чем последнее равенство отличается от предыдущего? (Другая величина.)
– Какая это величина? (Масса.)
– Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, необходимо выполнить вычисления и вписать в таблицу соответствующие буквы.
48 + 27 (Р) 48∙2 (А) 75 : 3 (М)
78 : 26 (Г) 52 – 27 (М)
3 |
75 |
96 |
25 |
25 |
|
|
|
|
|
В результате заполнения таблицы получается слово «грамм».
Постановка целей и задач урока
– Давайте вместе определим тему нашего сегодняшнего урока и задачи, которые необходимо решить.
Тема урока: «Единицы массы. Грамм.»
Каковы будут задачи урока?
Буду знать…
Буду уметь
– устанавливать…
– выполнять…
Решу несколько…
Проверим на экране правильно ли мы поставили задачи.
Итак, задачи урока:
Буду знать новую единицу массы – грамм.
Буду уметь
– устанавливать соотношение между килограммом и граммом;
– выполнять арифметические действия со значениями массы, выраженные в единицах разных наименований.
Решу несколько задач и уравнений; выполню тест.
– Мы будем дружно работать самостоятельно и с друзьями, воспитывать уверенность в своих силах, умения трудиться и преодолевать трудности.
V Этап изучения нового материала
– Число 1000. Что вы можете о нём сказать? (Круглое, четное, в нем 10 сотен, 100 десятков, 1000 единиц, в нем 2 цифры, делится на 2, 4, 5.)
– Давайте вспомним, как обозначается уже известная нам единица массы килограмм (кг). А грамм? (г).
– Сравните эти слова. Какая общая часть у этих слов? (Грамм.)
– В слове килограмм есть первая часть слова «кило». В переводе с греческого языка «тысяча».
1 кг = 1000 г
– Запишите в тетради это соотношение единицы массы килограмм и грамм.
– Во сколько раз 1 кг больше 1 г? (В 1000 раз.) Какое еще соотношение можно установить между ними? (1 г составляет 1/1000 часть от 1 кг.)
– Как вы думаете, зачем люди ввели единицу массы грамм, ведь уже есть килограмм? (Не всё можно взвесить в килограммах, нужна более мелкая единица измерения массы.)
– Что можно взвешивать в граммах? (Можно взвешивать продукты, когда покупка должна быть меньше килограмма.)
– С помощью какого устройства можно измерить массу предметов? (С помощью весов.)
– Как вы думаете, где могут быть использованы гири в l, 2, 5 г? Таких маленьких гирек в магазинах нет. (Показ образцов гирь). Я сегодня на урок принесла весы и гири. Берут такие гирьки специальным пинцетом, чтобы со временем на грузиках не оставались жир или грязь, иначе вес будет неточным. Раньше такими весами пользовались в аптеках при изготовлении лекарств, а также ученые при изготовлении различных препаратов и ювелиры. Сейчас, конечно, им на смену приходят более точные электронные весы, на которых результат высвечивается на табло. (Демонстрируются электронные весы).
Практическая работа. Взвешивание предметов
– Кто знает, как происходит взвешивание? (На одну чашу весов ставится предмет, а на другую гиря.)
– Давайте вспомним основные правила работы с весами.
1 Перед началом работы весы надо проверить, чтобы коромысло весов находилось в положении равновесия.
2 Момент определения массы (веса) наступает тогда, когда обе чаши весов находятся на одном уровне, т.е. коромысло уравновешено. Если чаша внизу, предмет тяжелее и наоборот.
На одних весах несколько учащихся измеряют вес ластика, а на вторых –сравнивают массу кусочка мела и кусочка ваты, делают выводы.
Работа в парах
– Ребята, а вы хотите узнать, какие виды весов существуют? Давайте поработаем в парах. Вам необходимо будет взять карточку, изучить её в течение 30 секунд, а затем закончить фразу. Один из вас называет вид весов, а второй заканчивает предложение, поясняя, для чего они используются.
багажные для взвешивания маленьких детей;
торговые для взвешивания багажа;
медицинские для взвешивания товара в магазине;
почтовые для взвешивания продуктов;
бытовые (кулинарные) для взвешивания посылок и бандеролей; бытовые (напольные) для взвешивания ювелирных изделий,
медикаментов и химикатов;
лабораторные для взвешивания и расфасовки товаров;
фасовочные для взвешивания людей.
Проверка на экране: рисунки весов и с подписями:
багажные – для взвешивания багажа;
торговые – для взвешивания товара в магазине;
медицинские – для взвешивания маленьких детей;
почтовые – для взвешивания посылок и бандеролей;
бытовые (кулинарные) – для взвешивания продуктов;
бытовые (напольные) – для взвешивания людей;
лабораторные – для взвешивания ювелирных изделий, медикаментов и химикатов;
фасовочные – для взвешивания и расфасовки товаров.
Оцените выполнение задания сигналом светофора.
Музыкальная физкультминутка
VI Этап первичного закрепления знаний
– Теперь давайте поработаем с единицами измерения массы. (На доске записано задание). Выразите данные величины в указанных единицах массы:
3 кг = … г
2000 г = … кг
5700 г = … кг … г
½ кг = … г
Учащиеся подходят к доске заполняют пропуски, комментируя, остальные записывают в тетради.
VII Этап закрепления изученного материала
1 Решение задачи
В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
– Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Простая это задача или составная? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Массу половины кусочка.)
– Каким действием найдем массу половины кусочка? После этого мы сможем ответить на вопрос задачи. Назовите второе действие. Решите задачу самостоятельно в тетради. (Один ученик записывает решение задачи на доске с обратной стороны.)
– А сейчас проверим. Если правильно решили – зеленый сигнал, сделали ошибку – желтый, не решили – красный.
– Погублена целая буханка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем! Это неуважение к труду многих людей, к хлебу. Вы слышали такое выражение: «Хлеб всему голова»? Как вы понимаете эту народную мудрость?
– Может кто-нибудь знает пословицы о труде, хлебе?
– Оцените себя на 3-й ступеньке «Я умею решать задачи».
Работа по учебнику. Работа в парах
С. 70 № 4 по вариантам (1-й столбик – 1-й вариант, 2-й столбик – 2-й вариант). Взаимопроверка в парах. Оценивается на полях, критерий – правильность.
Работа в группах
Составь и реши уравнение. (На доске – рисунки весов с числами.) Выбираем один из трех.
? 240 780; ? 550 320 320; 70 ? 420.
(Проверка по ключу)
– Оцените себя на 4-й ступеньке «Я умею решать уравнения».
Физминутка для глаз
VIII Итог урока. Контрольно-оценочный этап
Работа на соответствие
– Проверим, как вы можете ориентироваться в окружающем мире, сравнивая предметы визуально. Подберите каждому предмету соответствующую массу. Хлопните, кто согласен, с ответом.
На экране дети устанавливают соответствие между картинкой, изображающей животное, и его массой тела:
Медведь – 500 кг, лиса – 10 кг, гепард – 60 кг, ласточка – 20 г, утка – 1000 г, сорока – 300 г.
Тест
1. г меньше кг? (+)
2. 1 кг – это 100 г? (–)
3. 1 г – это 1/1000 от 1кг? (+)
4. Масса карандаша может быть 1 кг? (–)
5. 1 кг в 1000 раз больше 1 г? (+)
6. 2 кг больше 2000 г? (–)
7. 3000 г – это 3 кг? (+)
8. Если из 1 кг вычесть 400 г, то получится 500г? (–)
– Проверяем по ключу сигналом светофора: зеленый – кто сделал все верно, желтый – сделал 1,2 ошибки, красный – 3 и более.
Возвращение к задачам урока
– А теперь давайте вспомним проблему, с которой мы столкнулись в начале урока. Сейчас сможем мы выполнить это задание? (Да. 5 кг = 5000 г.)
– Вернёмся к задачам урока. Мы их выполнили?
– Ребята, как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в жизни? (Да. Для покупки продуктов (чтобы не тратить лишние деньги, нужно знать точное количество продуктов); для приготовления блюд (чтобы блюдо было вкусным, добавляют продукты нужной массы.))
– На последней ступеньке оцените свою работу на уроке «Итог урока».
– Встаньте, пожалуйста, те, для кого информация по теме «Виды весов» была новой?
– Поаплодируйте те, кому захотелось подробнее познакомиться с темой урока.
Оценивание работы на уроке
IX Домашнее задание
1. С. 71 № 1, 2.
– Ознакомьтесь с заданием. Как вы считаете, легко ли вам будет справиться с ним?
Инструкция по выполнению.
2. Творческое задание.
– Мальчикам из дополнительной литературы узнать о старинных мерах массы и подготовить рассказ на следующий урок. Девочки, поговорите с мамами, узнайте, как они определяют без весов массу сыпучих продуктов. Запишите несколько примеров.
X Рефлексия
Учащиеся выбирают и озвучивают фразеологизмы, которые характеризуют их работу на уроке:
– работал спустя рукава;
– работал, засучив рукава;
– каша в голове;
– пошло дело на лад – и сам ему рад;
– светлая голова.