Задачи: обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы; создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся.
Ольга НЕСТЕРЕНЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала по русской литературе (І часть).
Задачи:
– образовательная – обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы;
– развивающая – создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся;
– воспитательная – содействовать повышению интереса учащихся к чтению художественной литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.
Эпиграф: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).
І Организационный этап
– Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи.
Притча о чтении книг
«Когда-то у одного великого учителя было много учеников. Один из них как-то подошел к нему с вопросом: «Для чего я читаю? Ведь большую часть из того, что я прочел, я попросту забыл».
Учитель в тот момент ничего не ответил своему ученику. Но спустя несколько дней он вручил ему очень грязное сито и попросил принести в нем воды из протекавшей неподалеку реки. Ученику эта мысль не понравилась, но он не посмел сказать об этом учителю, а потому отправился выполнять поручение.
Понятно, что у юноши ничего не получилось: он набирал в сито воду, но уже через несколько шагов обнаруживал, что она вся вытекла. В конце дня ученик пришел к своему учителю и сказал, что он не смог выполнить задание.
Однако учитель не был так категоричен. Он улыбнулся и попросил молодого человека внимательно посмотреть на сито: оно очистилось от грязи и выглядело как новое. Это случилось благодаря тому, что юноша в течение всего дня, несмотря ни на что, старался выполнить задание.
Затем учитель дал ответ на вопрос по поводу книг:… »
– Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы учащихся)
– А вот слова учителя: «В прошлый раз ты спросил меня, какова цель чтения, если ты не помнишь, что читаешь. Теперь посмотри на сито. Сито – это разум. Вода – знание. Река – книга. Даже если ты не помнишь все, о чем прочитал, ничего страшного! Ведь чтение делает ум острым».
ІІ Основной этап
Задание 1. Соотнесите автора и изображение:
А) В.Г.Короленко Б) Х.К.Андерсен В) А.В.Кольцов
Г) С.Я.Маршак Д) Н.А.Некрасов Е) А.С.Пушкин
Ключ:А6; Б2; В5; Г4; Д3; Е1.
Задание 2. Установите соответствие между понятием и его определением:
1) образное художественное определение;
2) группа стихов с одинаковым количеством строк, системой рифмовки и размером;
3) созвучие конечных слов или их частей в строке;
4) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общих признаков;
5) слово или выражение, в котором один предмет (ситуация) уподобляется другому (другой);
6) чередование ударных и безударных слогов в стихе это:
А) метафора; Б) ритм; В) рифма;
Г) сравнение; Д) строфа; Е) эпитет.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б.
Задание 3. Заполните пропуски в таблице:
Автор |
Произведение |
Главный герой (герои) |
А.С.Пушкин |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
Царица, царь, царевна,королевич Елисей |
С.Я.Маршак |
Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» |
Старуха-мачеха, дочка, падчерица, королева, двенадцать месяцев |
В.Г.Короленко |
Повесть «Дети подземелья» |
Вася, Валек, Соня, Маруся |
Н.А.Некрасов |
Стихотворение «Крестьянские дети» |
Крестьянские дети, Влас |
Х.К.Андерсен |
Сказка «Снежная королева» |
Кай, Герда, Снежная королева |
Задание 4. Узнайте произведение по месту действия:
1. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками.
(В.Г.Короленко, «Дети подземелья»)
2. Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3. Родители этих детей жили под самой крышей – в мансардах двух смежных домов, которые стояли так близко друг к другу, что кровли их почти соприкасались. Окна одной семьи смотрели на окна другой, а под окнами, вдоль стен обоих домов, тянулся желобок.
(Х.К.Андерсен, «Снежная королева»)
4. И вдруг открывается небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят люди – кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем ещё юноши.
(С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев»)
5. Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
Задание 5. Соотнесите устарелые слова и их лексическое значение:
А) Будочник |
1. Один из самых распространённых щипковых музыкальных инструментов в Древней Греции. У греков олицетворяет Вселенную, повторяя своей формой Небо и Землю. |
Б) Светлица |
2. Полицейский. Назывался так, потому что стоял обычно около узкой и высокой будки, покрашенной в белые и чёрные косые полосы. |
В) Лачуга |
3. Служанка для чёрной работы, жившая в сенях царского терема. |
Г) Сенная девушка |
4. Бедная хижина, небольшой и плохой дом. |
Д) Кифара |
5. В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома. |
Ключ: А2, Б5, В4, Г3, Д1.
Задание 6. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы:
Ключ:
1. Царице, А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне…».
2. Троллю, Х.К.Андерсен, «Снежная королева»,.
3. Ивану-царевичу, Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
4. Соне, В.Г.Короленко, «Дети подземелья».
5. Падчерице, С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев».
6. Власу, Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети».
Задание 7. По одежде определите, о каких месяцах из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» идёт речь:
1) два старика в белых мохнатых шапках и длинных шубах;
2) шестеро юношей в зелёных кафтанах, расшитых цветными узорами;
3) старик в белой шубе с чёрными полосками и белой шапке с чёрной опушкой;
4) пожилой человек в бурой одежде;
5) человек средних лет в золотисто-красном;
6) на пожилом человеке ржаво-коричневая одежда.
Ключ: 1) Декабрь, Январь; 2) Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август; 3) Февраль; 4) Октябрь; 5) Сентябрь; 6) Ноябрь
Задание 8. Объясните значение слов канцлер, глашатай, астролог, мантия, рескрипт, ходатайство (С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев»).
Ключ:
Канцлер – человек, занимающий высокую государственную должность.
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.
Астролог – гадатель по звёздам, предсказатель судьбы.
Мантия – накидка или длинная одежда, надеваемая поверх платья.
Рескрипт – распоряжение.
Ходатайство – просьба.
Задание 9. Укажите, какой жанр фальклора имеет зачин и концовку, повтор эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета:
а) миф; б) потешка; в) сказка; г) былина; д) басня.
Задание 10. Назовите жанр, название которого происходит от греческого слова «сказание, предание» и в своей основе содержит вымысел, выдумку, нечто нереальное:
а) миф; б) потешка; в) сказка; г) былина; д) басня.