В материале представлена интерактивная игра на платформе LearningApps.org по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста на тему «Транспорт».
Диана КРАВЦОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 33 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: использовать на коррекционно-развивающих занятиях интерактивную программу LearningApps.org для успешного формирования грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы состоит в том, что у детей с ОНР (III уровень речевого развития) нарушения морфологической системы языка проявляются в неправильном употреблении: окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных; падежных и родовых окончаний количественных числительных; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Таким образом, грамматический строй речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами.
Особенностями развития детей с такими нарушениями является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества занятий по формированию грамматического строя речи.
Использование интерактивной программы LearningApps.org дает возможность повысить мотивацию детей с ОНР к занятиям; обеспечить наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала; активизировать познавательную деятельность детей с ОНР (III уровень речевого развития); осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку; обеспечивать психологический комфорт на занятиях; формировать и развивать звукопроизношение, фонематический анализ и синтез, просодику, лексико-грамматический строй и связную речь. А также позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у детей. Они намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционно-развивающем обучении.
1 Упражнение «Чей силуэт?»
Ссылка: https://learningapps.org/30044844.
Цель упражнения: развивать умение подбирать глаголы к существительным.
Ход упражнения
1 Соедините в пары предметы с их силуэтами и назовите. (Машина, автобус, самолёт, вертолёт, лодка, теплоход.)
2 Назовите предметы общим названием. (Транспорт.)
3 Подберите действия. (Машина (что делает?) – … (едет, сигналит, стоит и др.); самолёт (что делает?) – … (летит, кружится, мчится и др.); лодка (что делает?) – … (плывёт, качается, стоит и др.))
2 Упражнение «Один – много»
Ссылка: https://learningapps.org/30044844.
Цель упражнения: развивать умение образовывать существительные множественного числа
Ход упражнения
Рассмотрите изображения видов транспорта и поместите влево изображения, про которые мы говорим «один», а вправо, про которые мы говорим «много». (Один автобус – много автобусов, одна машина – много машин, один самолёт – много самолётов, один вертолёт – много вертолётов, одна лодка – много лодок, один теплоход – много теплоходов.)
3 Упражнение «Посчитай-ка»
Ссылка: https://learningapps.org/30044844.
Цель упражнения: развивать умение согласовывать существительные с числительными.
Ход упражнения
1 Объедините в пары транспорт одного вида и посчитайте. (Один теплоход, пять теплоходов; одна лодка, четыре лодки; одна машина, две машины; один автобус, три автобуса; один самолёт, три самолёта; один вертолёт, четыре вертолёта.)
2 Нажимайте на карточки и запоминайте, где находятся изображение.
4 Упражнение «Назови ласково»
Ссылка: https://learningapps.org/30044844.
Цель упражнения: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Ход упражнения:
1 Соедините в пары транспорт одного вида.
2 Назовите ласково виды транспорта (Машина– машинка, автобус– автобусик, самолёт – самолётик, вертолёт – вертолётик, лодка – лодочка, теплоход – теплоходик.)
5 Упражнение «Виды транспорта»
Ссылка: https://learningapps.org/30044844.
Цель упражнения: развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Ход упражнения:
1 Назовите, каким бывает транспорт по среде передвижения. (Если плавает по воде – … (водный транспорт); если летает по воздуху – … (воздушный транспорт); если ездит по земле – … (наземный транспорт)).
2 Определите вид транспорта и поставьте галочку на соответствующее изображение. (Машина, автобус– наземный транспорт; лодка, теплоход– водный транспорт; самолёт, вертолёт – воздушный транспорт.)