Мастер-класс адресуется учителям трудового обучения, руководителям учебно-методических объединений учителей.
Алена СУСЛО,
учитель трудового обучения
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель: обмен опытом участников мастер-класса, повышение профессионального уровня учителей и расширения кругозора, приобщение к новым областям знания.
Эпиграф: «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус.… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
С целью визуализации информации работа мастер-класса сопровождается работой с интерактивным плакатом: https://view.genial.ly/63d27bf73e3c4a0011e575ee/interactive-image-master-klass
Ход мастер-класса
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень приятно видеть всех вас сегодня. Хочу предложить вам интересное занятие – модульное оригами. Кто-нибудь из вас, может быть, увлекается этим творчеством в свободное время?
У вас на столах лежат цветные голубые прямоугольники. Согласно схеме на экране и под моим руководством попробуем сложить по одному модулю. (Участники мастер-класса складывают модули оригами по схеме на экране).
– Объединим наши усилия (все модули складываем в одно изделие). Посмотрите, что получилось. (Василёк).
– Перенесем это действие на нашу профессию. Ведь так работаем и мы, учителя, над достижением общего результата. Какого? (Ответы участников).
– Каким мы желаем видеть учащегося? (Участникам семинара раздаются геометрические фигуры разного цвета). На предложенных бумажных фигурах напишите характеристики выпускника. (На доске соединяем геометрические фигуры и получаем фигуру учащегося).
– Вот он – наш компетентный выпускник. Всегда ли у нас получается желаемый результат? Почему? Вы ведь готовитесь к уроку, продумываете его. Провели, а итогом не довольны. Какие проблемы видите? (Ответы участников).
– В своей деятельности я сталкиваюсь с такими проблемами, как: уровень индивидуальных умений учащихся очень разный, скорость работы и результативность тоже. Мотивация к работе у девочек отличается, ее необходимо постоянно поддерживать и повышать. Каждая – индивидуальность со своим характером, мнением… Как создать почву для успеха каждой девочке? Они все такие разные! Одна – холерик, успевает всё выполнить, другая – меланхолик, ничего не успевает, но делает аккуратно, третья вообще пришла без настроения и всё из рук валится. А ведь так важно никому не отбить охоту к изучению учебного предмета.
Каждый из нас организует процесс формирования предметных компетенций по-разному, а некоторые даже с использованием определенных технологий.
Предлагаю обсудить сегодня модульную технологию. Кто с ней уже знаком? (Ответы участников мастер-класса). Тема встречи – «Синтез модульного обучения и возможностей предметного блога как средство формирования предметных компетенций на уроках трудового обучения».
Как и любая иная деятельность, наша тоже преследует определенную цель. Зная тему, определите ее для себя. (Участники определяют для себя цель мастер-класса, все цели собрать в коробку общую).
– Одной из современных систем обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и, для некоторых, высокой результативности. Она дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем – целевым функциональным узлом, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Обращаю внимание: полностью самостоятельно, т.е. сам, с учётом своих возможностей, когда есть желание и время.
Модульное обучение можно организовать в рамках всего учебного предмета, в рамках раздела и даже отдельной темы. Сегодня предлагаю вашему вниманию модульное обучение, адаптированное к нашей реальности.
Предлагаю раздел «Основы изготовления швейных изделий. Пошив фартука». Все представляют, что такое фартук? На этом разделе и разберем особенности модульного обучения.
Работа учителя при разработке модулей начинается с формулирования цели изучения раздела: в результате работы учащиеся изготовят изделие, будут знать…, будут уметь…. Цель можно найти в программе по учебному предмету. (Участники работают в группах по определению цели раздела).
– Пошив фартука – многоэтапный процесс. Разобьем его на этапы, блоки (модули). Внимание: один блок не обязательно изучается в рамках одного учебного занятия!
Работа в группах по формированию модулей, определяющих процесс изготовления фартука.
– Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, который включает целевой план действий (дидактическая цель модуля формулируется для учащегося), банк информации; руководство по достижению целей; самоконтроль достижения цели, самооценка; возможность взаимодействия учащийся-учитель.
Участники мастер-класса работают в группах с модулем по следующей траектории:
Выбирают модуль и формулируют цель работы. Записывают ее.
Передают свою работу другой группе.
Разбивают цель на задачи, мелкие шаги, этапы ее достижения.
Передают свою работу другой группе.
К каждому этапу подбирают способ его выполнения.
Формулируют последнюю задачу: проверить себя и способы ее решения.
Таким образом, разрабатывается каждый модуль раздела.
– Необходимые условия модульного обучения: готовность учителя к реализации технологии, сформированная у учащихся готовность к самостоятельной работе, наличие материальной базы учебного заведения (возможность много печатать, использовать сетевые технологии).
Немного познакомившись с модулями, в чем вы видите достоинства и недостатки? (Участники пишут на листочках свое мнение, совместно обсуждают).
– Использовать технологию модульного обучения в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» удобно при изучении инвариантной части учебной программы. Чтобы выбранная мной технология была ближе к современным детям, оформила её в виде тематического интернет-журнала (блога) «Юным рукодельницам». Почему выбрала такую форму? Современное поколение учащихся воспринимает интернет как неотъемлемую часть своей жизни. Но они используют его далеко не в образовательных целях. У педагога есть шанс объединить интересы учащихся, возможности компьютерных технологий и цель обучения. При таком подходе каждая учащаяся имеет доступ к учебной информации и заданиям в любое подходящее для неё время, имея доступ в сеть интернет с компьютера или мобильного телефона.
Один модуль – одна страница интернет-журнала. Таким образом, легко обращаться к интересующей информации, листая страницы журнала.
Предлагаемый мною интернет-журнал «Юным рукодельницам» (vyshivka5klas.blogspot.com.by) состоит из девяти страниц-модулей. Цель работы для учащихся – познакомиться с видами украшающих швов, научиться выполнять некоторые из них и изготовить новогодний сувенир. Первые три модуля следует изучить последовательно, а далее по желанию порядок изучения модулей можно менять. Начиная со второго модуля, учащиеся оценивают себя самостоятельно согласно указанным критериям и вносят результаты в общую таблицу самооценки. Последняя страница «Итоги работы» содержит предложение о размещении фотографии результата своей работы на общую виртуальную доску. Главное условие успешной работы с блогом – внимательно изучать информацию и чётко следовать рекомендациям.
Что получила?
1) Повышенный интерес и мотивацию к работе со стороны учащихся.
2) Девочка учится самостоятельно планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.
3) Реализуется индивидуальный подход в обучении: каждая работает в силу своих возможностей и индивидуальных особенностей. Следовательно, снизился уровень тревожности и неуверенности на уроке обслуживающего труда.
4) По окончании работы по разделу у каждой девочки есть возможность поделиться своим успехом, разместив фото своей работы на общей доске. Следует отметить, большинство девочек реализовали главную цель работы.
Кроме этого, предлагаемая модель организации учебно-познавательной деятельности на основе модульного обучения способствует реализации компетентностного подхода в образовании, в частности – формированию предметных компетенций в рамках предлагаемого раздела.
Порядок работы учащейся с модулем представлен на схеме.
В рамках представленной системы работы формированию предметных компетенций способствует удовлетворение познавательных потребностей учащихся благодаря работе с тематическими ИК, презентациями, видеоматериалами, которые расширяют знания о технологических процессах; потребности самопроверки, самоанализа благодаря использованию сервиса LearningApps с интерактивными упражнениями на сопоставление, решение кроссвордов, сопоставление последовательности технологических операций; выполнению тестовых заданий; потребности в творческой самореализации благодаря предоставлению права выбора декора для вышивания, подбора цветовой гаммы.
Уважаемые коллеги! Вам был представлен опыт работы по теме «Синтез модульного обучения и возможностей предметного блога как средство формирования предметных компетенций на уроках трудового обучения».
Вернемся к обозначенным ожиданиям (целям) и определим степень их реализации. (Ответы участников).
Мне было приятно работать с вами. Спасибо за участие!