Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
При работе с геометрическим материалом учащиеся сталкиваются с проблемой восприятия текстовой информации, а также в переводе текстовой информации в графическую, точнее сказать, в создании геометрических рисунков и построений. Подбор геометрических заданий тренажерного характера предполагает задачи схожего содержания, чтобы учащимся было легче ориентироваться в построении задач по образцу.
Для решения таких задач предлагаю учащимся работу с приемом «Начерти по образцу» где при решении первой задачи учитель предлагает алгоритм построения чертежа и комментарии к нему. Последующие рисунки учащиеся строят уже самостоятельно.
Еще одним целесообразным приемом при решение учебных задач на уроке может быть прием «Научи учиться», при котором учащимся предлагается две задачи для работы с ними дома и разработки алгоритма их решения и составления чертежа. На уроке ребята предлагают свои алгоритмы, дорабатывают и анализируют их совместно с учителем, а после уже в процессе урока решают с остальными учащимися по образцу. Таким образом, реализуя модель «равный обучает равного», можно дифференцировать работу на уроке.
При изучении геометрии у учащихся вызывает сложность большое количество теоретического материала, необходимого для запоминания. Рассмотрим прием для работы с текстовой информацией – прием «Я знаю». Он направлен на развитие концентрации внимания, формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за ограниченное время выписать как можно больше слов, словосочетаний и выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, что выписывать необходимо все ассоциации. Для начала работа выполняется индивидуально, после, объединяясь в пары, учащиеся выбирают общие, дополняют свои и разрабатывают коллективный список. После того как парный список разработан, предлагается выработать коллективный вариант списка, каждая пара или группа называют по очереди свои варианты, а учитель фиксирует их на доске. Стоит отметить, что главным условием является то, что нельзя повторно записывать уже названные варианты. Таким образом целесообразно обобщать и систематизировать изученный материал, включающий свойства, признаки фигур, формулы для нахождения площадей и другую информацию.
Тренажеры по теме
Прямоугольник
Ромб
Квадрат