Мастер-класс направлен на повышение теоретической компетентности и совершенствование практических умений воспитателей дошкольного образования по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Людмила ПЕШКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: повышение теоретической компетентности и совершенствование практических умений воспитателей дошкольного образования по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в современных условиях.
Задачи:
– совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников;
– углубить теоретические знания педагогов;
– вызвать интерес педагогов к теме;
– способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход проведения
Ведущий: Сегодня мастер-класс у нас пройдет в форме игры, мы будем с вами играть и таким образом совершенствовать и систематизировать свои знания по формированию нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Игры «Давайте познакомимся» и «Назови соседа»
Педагоги стоят в кругу, называют свое имя, на втором круге называют имена своих соседей.
Игра «Выбери цветок»
(Педагоги выбирают в корзине себе цветок василёк или цветок льна. Занимают места за столом, где указано название команды)
Ведущий: Вот и получилось у нас на две команды. Команда «Василёк» – с правой стороны, команда «Лянок» – с левой стороны.
Команды сидят за столами друг напротив друга. Выбирается капитан команды, который будет записывать ответы и отвечать на вопросы.
Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача – давать правильные ответы и выполнять задания, а также соблюдать педагогический такт.
Итак, начинаем нашу игру!
Раунд 1 «Перекресток знаний» (блиц-опрос)
Первая команда (выбирается один участник, который будет читать вопросы) задаёт вопросы участникам второй команды. За три минуты необходимо ответить на большее количество вопросов.
Команда «Василёк» |
Команда «Лянок» |
Название нашей страны? (Беларусь) |
Наш город? (Сморгонь) |
Столица Беларуси? (Минск) |
Главная площадь Сморгони? (Площадь Ленина) |
Официальная эмблема государства? (Герб) |
На гербе Сморгони изображён… (Медведь) |
Земля, где ты родился? (Родина) |
Сколько цветов на флаге Сморгони? (Четыре) |
Сколько стран граничат с Беларусью? (5) |
Автор гимна Сморгони «Смаргонская ўрачыстая» (Марьян Дукса) |
Растительный символ, которого нет на гербе Беларуси? (Василёк) |
Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители) |
Символ государства в виде полотна (Флаг) |
Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу? (Патриотизм) |
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья) |
Сохранение прошлых ценностей в настоящем?(Культурное наследие) |
Цвета государственного флага РБ? (Белый, красный, зелёный) |
Цвета флага Сморгони? (Белый, голубой, чёрный, красный) |
Крупная территория, которая имеет определенные границы? (Страна) |
Художник Сморгони, иллюстрирующий детские литературные произведения (С.Самсоненко) |
Раунд 2 «Викторина о Сморгони»
1) Назовите год первого упоминания Сморгони в исторических источниках.
1503 год (октябрь).
2) Откуда пошло название нашего города Сморгонь?
Есть не менее пяти версий происхождения названия города.
- По первой версии, первые жители поселения варили скипидар из выкорчеванных при освоении участков пней – так называемых смаров или смуров. Отсюда и название профессии местных жителей – «сморогоны» или «смургоны».
- После Зеновичей владельцами стали Радзивиллы. Один из Радзивиллов любил охотиться в здешних краях. Чтобы самому не гнать дичь, он собрал крестьян из окрестных деревень. Они взяли сковородки и бубны и, окружив лес, били их, с шумом отгоняя зверей в расположение Радзивила. После удачной охоты крупный магнат раздал крестьянам земли размером с «морг». Поэтому поселение на этой земле называлось Сморгонью. В это же время на Сморгонщине появились фамилии: Страг, Страшинский, Пугач, Страшкевич, Пугачев и так далее.
- Следующая версия указывает на то, что название города произошло от сочетания двух слов – «морг» и «гони». Зеновичи продавали крестьянам земли площадью не более одного морга (мера земли примерно 0,5 га). Такой участок имел длину всего один гони (длина поля, которое пахарь проходил в одном направлении, не поворачивая). Отсюда стали называть участки морговыми гониями (то есть гониями размером с морг).
- В далеком прошлом на территории современного города располагались крестьянские дворы, где производили шкуры. И вы сами знаете. Какой неприятный запах от этой деятельности. Так местные жители сказали ему, что это вонь. Отсюда, говорят, и пошло название – Смурод, которое прижилось в окрестном хуторе – Смурхони. Даже сегодня часто можно услышать, как старики говорят: «Я пойду у Смургони». Они не говорят: «В Сморгони».
- Когда-то вокруг тогдашнего места располагались непроходимые леса, преодолеть которые было сложно как верхом, так и пешком. Вот почему люди не заходили слишком далеко в отдаленные районы. В лесах было много разных зверей и птиц. Среди животных преобладали медведи. Они приближались к человеческому жилью в поисках пищи или даже просто из-за своего любопытства. Следует отметить, что основной пищей крестьян был овес, поэтому его много сеяли на полях. Так вот, медведям он тоже понравился и, несмотря на то, что они были такие большие и неповоротливые, они привыкли «сморгать» зерно прямо в рот. Представьте себе картину: сидит медведь, одной лапой поддерживает колос, а другой тщательно шморгает зерно. Вот так потихоньку и придумали название Сморгони, от широко распространенного слова – шморгать, сморгать.
3) Главная архитектурная достопримечательность Сморгони?
Католический храм Cвятого Михаила Архангела, построенный в 1555 году.
4) Чем знаменит Собор Преображения Господнего?
Собор Преображения Господнего – еще одна известная сморгонская достопримечательность. Пятикупольный собор, высота которого достигает 40 метров, – самое большое сооружение в городе.
5) Кто является автором скульптурной группы «Медвежья академия» в главном парке города?
На одной из центральных аллей парка установили скульптурную группу – веселых скоморохов с медведем. Автор проекта – заслуженный деятель искусств скульптор Владимир Теребун.
6) «Не пакідайце мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі», – такие слова написаны на памятнике Ф.Богушевичу в главном парке Сморгони. Самый известный псевдоним Ф.Богушевича?
Матей Бурачок.
7) Название скульптурной композиции на территории ЗАГСа.
«Дерево счастья».
8) В каком году был открыт мемориальный комплекс по линии противостояния в Первую мировую войну 1915–1917 годах в г. Сморгонь?
Комплекс был открыт в 2014 году на месте, где проходила линия противостояния русских и германских войск.
9) Название бренда известной во всем мире техники, производимой в Сморгони.
«Беларус». Выпускает технику под всемирно известным брендом Сморгонский агрегатный завод, который входит в «МТЗ-ХОЛДИНГ».
10) Что такое Северные Афины и где они находятся?
Государственное историко-культурное учреждение «Музей-усадьба М.-К.Огинского» в агрогородке Залесье.
11) Что связывает Сморгонь и Наполеона?
23 ноября (5 декабря) 1812 года его последняя штаб-квартира размещалась в местном Кальвинистском соборе (нынешний костёл). На итоговое совещание он вызвал своих маршалов и при полном молчании с их стороны сообщил, что ему все надоело, и он уезжает в Париж. Командование брошенным войском Наполеон поручил маршалу Мюрату. Этому событию посвящена картина художника З.Розвадовского «Наполеон в Сморгони», 1930 год.
Раунд 3 «Так какой он, наш город Сморгонь?»
Ведущий. Наш город неповторим своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов – рассказать ребёнку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранят в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Придумайте слова прилагательные о нашем городе на каждую букву, которые есть в слове «Сморгонь». (Команды работают за столами самостоятельно, в конце зачитывают результаты).
С – спортивный, солнечный, славный, светлый, современный
М – молодой, модный, многоэтажный
О – отличный, оригинальный, образцовый
Р – радостный, размеренный, развесёлый
Г – галантный, гармоничный, гениальный, героический
О – очаровательный, обворожительный, оригинальный, ошеломляющий, открытый, отважный, отличный, обалденный.
Н – необыкновенный, неординарный, не забываемый, неземной, не покорный
Ь – это самые дорогие и любимые слова о городе Сморгонь.
Раунд 4 «Карусель-граффити»
Ведущий предлагает первой команде назвать народные традиции Сморгони. Второй команде – знаменитых людей Сморгони. Затем команды обмениваются вопросами и дополняют информацию. В конце один участник из команды зачитывает результаты.
Раунд 5 (практический) «Герб и флаг Сморгони»
Ведущий. Сейчас у нас практическое задание. Первой команде необходимо раскрасить герб Сморгони, второй – флаг Сморгони.
Каждому участнику предлагается раскраска с гербом и флагом Сморгони, набор карандашей на каждого.
Раунд 6 (рефлексия). Интерактивная игра «Рушничок»
Педагоги выбирают белорусские символы «богатства», «ребёнка», «зарождение любви». Из выбранных символов предлагается на символичном рушничке (отрезке бумаги) создать свой, один на всех, узор. В конце игры расшифровываем взятые педагогами символы.
Итог игры «Всё в наших руках»
Ведущий. Вот и подошла наша игра к концу. Родиться патриотом нельзя, но патриота можно воспитать. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» – А.С.Макаренко.
Всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Ведущий вручает сувениры на память.