Новогоднее занятие для детей (5–6 лет) по образовательной области «Элементарные математические представления»
Светлана СИНКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умение измерять объем жидкости и сыпучего вещества с помощью условной мерки;
– продолжать совершенствовать умение строить сериационные ряды (по 1–2 признакам одновременно), умение ориентироваться на листе бумаги;
– развивать мышление, память, устойчивость внимания, воображение;
– воспитывать чувство уверенности в себе, желание и умение оказывать помощь.
Материалы и оборудование: кукла Золушка, бутылочка с желтой жидкостью, бутылочка с розовой жидкостью, условная мерка (чашка) для измерения жидкости, 2 стакана, желтые и розовые фишки (по 4 штуки), наклейки («Микстура», «Для компрессов»), рецепт-схема для приготовления каши. На столах у детей: банки с «молоком» (подкрашенной водой), чашки с крупой, чашки с солью, кастрюльки для каши, мерные ложки, мерные чашки, цветные фишки, бумажные полоски («ленты») разной длины, ширины и цвета (по 4–5 штук), квадратные листы бумаги с нарисованными в правом нижнем углу девочкой в шубке, в левом верхнем углу – солнца, в центре – дома, изображение елки с нарисованной вверху и внизу веревочкой, цветные карандаши, круги желтого и красного цвета разной величины, красные и синие звезды.
Ход занятия
Воспитатель.
Встали ровненько, ребята!
Слушайте внимательно.
Вы к занятию готовы?
Здравствуй, математика!
Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперед,
Влево, вправо поворот.
Покружитесь, повернитесь,
Снова за руки возьмитесь!
Три шага вперед, дружок, –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, повернулись,
На места свои вернулись.
Сегодня к нам на занятие пришла гостья из знакомой вам сказки. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу… (Золушка)
Воспитатель. (От имени куклы Золушки (грустно вздыхая) Здравствуйте!
Воспитатель. Здравствуй, Золушка. А почему ты так грустно вздыхаешь?
Золушка. Наступает новогодний праздник. В королевском дворце будет новогодний бал. Я так хочу туда попасть. Но мачеха велела мне сделать столько работы, что мне и за неделю не управиться, а не то что до вечера. А мне так бы хотелось потанцевать с принцем…
Воспитатель. Не переживай, наши ребята тебе помогут! Рассказывай, что нужно делать.
Золушка. До вечера мне надо закончить украшать новогоднюю елку, сложить ленты в коробке для рукоделия, сварить кашу и дорисовать картину в подарок для принца. А еще мои сестры заболели. Они на улице сосали сосульки, и теперь у одной болит горло, а другая кашляет. Врач назначил им лечение: одной надо поставить компресс, а другой дать микстуру от кашля. Вот здесь в одной бутылке микстура от кашля, а в другой – лекарство для компрессов. Известно, что лекарство для компрессов пить нельзя. А я забыла и теперь не знаю, где какая жидкость. Но помню одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
Воспитатель. Ребята, надо выручать Золушку. Без нас она не справится. И в первую очередь нам нужно как-то определить, в какой бутылочке находится микстура от кашля, а в какой лекарство для компрессов (Дети высказывают свое мнение.)
Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. бутылки непрозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте, ставится посуда, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одной бутылки (желтую), а затем из другой (розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и розовые круги), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На бутылки клеятся наклейки, чтобы больше не перепутать.
Золушка. Спасибо вам, ребята, за помощь! Побегу скорее лечить сестер!
Воспитатель. Ребята, пока Золушка ухаживает за своими сестрами, давайте сварим кашу. Посмотрите на столы. На них стоят банки с молоком, крупой, солью, кастрюльки для каши, мерные ложки и чашки. В рецепте указано, что для того чтобы сварить кашу нам понадобится 2 чашки молока, 4 мерные ложки крупы и 1 мерная ложка соли. Чтобы не ошибиться в подсчетах, не забывайте отмечать количество отмеренных продуктов цветными фишками (дети в парах за столами выполняют задание).
Воспитатель. А пока каша варится, давайте поиграем. Вставайте все в круг. Это горшок. Молоком будет (имя выбранного ребенка), солью – (имя выбранного ребенка), крупой – (имя выбранного ребенка). Как только услышите название своего продукта – выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.
Игра «Варим кашу»
Дети ходят по кругу, взявшись за руки, говоря слова и выполняя движения по тексту:
Раз, два, три, кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Сыплем соль…
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными были, ничего не позабыли!
Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»
Для друзей и для родных.
А себя мы позабавим: прыгнем и поприседаем.
Каша варится, пыхтит, вкусным запахом дразнит.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!
И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!
Ее вместе поедим, всех-всех кашей угостим.
Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.
Воспитатель. Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки, показали, как надо кашу варить. А теперь нам надо сложить ленты в коробке для рукоделия. Ребята, посмотрите, чем отличаются эти ленточки. Правильно, они разной длины, ширины и цвета. Вам необходимо разложить эти ленты от самой длинной и широкой до самой короткой и узкой. (Дети выполняют задание)
Воспитатель. Какая полоска самая длинная и широкая? А зеленая какая? Какого цвета самая короткая и узкая ленточка? Молодцы! И с этим заданием справились. Теперь нам надо дорисовать картину. Но прежде давайте потренируем наши глаза.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(Продолжают сидеть с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко. (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем. (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
Воспитатель. Золушка начала рисовать картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовала Золушка?
Дети. Зиму.
Воспитатель. Правильно. Как называется первый месяц зимы?
Дети. Декабрь.
Воспитатель. А сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Посмотрите на картину и скажите, кого Золушка нарисовала в правом нижнем углу?
Дети. Девочку в шубке.
Воспитатель. Что нарисовано в центре?
Дети: В центре нарисован дом.
Воспитатель. Что нарисовано в левом верхнем углу?
Дети: В левом верхнем углу нарисовано солнце.
Воспитатель. А теперь вы, ребята, нарисуйте в левом нижнем углу елочку, а в правом верхнем углу – снежинки. (Дети выполняют задание)
Воспитатель. Сколько снежинок нарисовала (имя ребенка)? (Имя ребенка)? Сколько снежинок нарисовал (имя ребенка)? (Имя ребенка)? Молодцы!
Воспитатель. Нам осталось украсить елку гирляндой из шаров. На верхнюю веревочку вам необходимо повесить желтые шары от большого до самого маленького, а на нижнюю – красные шары от маленького до самого большого. Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар )
Светятся фонарики. («Фонарики»)
Вот сверкают льдинки, (сжимаем и резко разжимаем кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. ( Легко и плавно двигаем кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают )
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем: одна рука – ладонью, другая – кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (По очереди загибаем каждый палец)
После пальчиковой игры дети украшают елку, выкладывая гирлянды из шаров.
Воспитатель. Кажется, мы успешно справились со всей работой. А вот и Золушка. Как дела у твоих сестер?
Золушка. Спасибо, им гораздо лучше. А ведь это все благодаря вам, ребята. Я вижу, что вся работа сделана, и я успею на новогодний бал во дворец. Мне пора собираться. До свидания, ребята!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у вас на столах остались звезды. Каждый из вас закрепит на верхушке своей елки звезду. Красную, если наше занятие было для вас не только интересным, но и полезным. Синюю, если занятие вам не понравилось.