Содержание программы «Путник» объединения по интересам туристско-краеведческого профиля с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм»

- 16:48Дополнительное образование

Программа «Путник» с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы» ставит задачу организовать подготовку учащихся в течение двух учебных лет к участию в спортивном категорийном походе, прежде всего пешеходном, с использованием в течение всего срока обучения походных мероприятий, как одну из форм проведения занятий по изучению образовательной области. 
Описание программы: 
http://putnik-programma-obedineniya-po-interesam-turistsko-kraevedcheskogo-profilya-s-bazovym-urovnem-izucheniya-obrazovatelnoj-oblasti-turizm-opisanie

 

Программа «Путник». Первый год обучения 

Учебно-тематический план

 

 

Раздел

Количество часов

всего

в том числе

часов

теорети-ческих

практи-ческих

 

Вводное занятие. Обучение мерам безопасности

2

2

 

1.

История и природа родного края

16

4

12

2.

Топографическая подготовка туриста и ориентирование на местности

20

4

16

3.

Подготовка туристского похода

6

4

2

4.

Общая и специальная физическая подготовка туриста

36

2

34

5.

Туристское снаряжение (личное, групповое)

12

2

10

6.

Техника и тактика в походе

38

6

32

7.

Организация привалов и ночлегов в походе

30

6

24

8.

Организация питания в походе

12

4

8

9.

Гигиена туриста в походе и оказание доврачебной медицинской помощи

8

2

6

10.

Проведение походов, подведение итогов

34

 

34

 

Итоговое занятие

2

2

 

 

Всего

216

38

178

 

Содержание образовательной области программы

Вводное занятие. Обучение мерам безопасности

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые путешественники, их роль в формировании знаний о Земле. Виды туризма. Пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный туризм, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.

Понятие о спортивном туризме. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

Соблюдение мер безопасности в походе. Соблюдение мер безопасности на занятиях.

 Просмотр видеофильмов из походной практики педагога. Краткая презентация «Виды туризма», «Знаменитые путешественники».

 

1 История и природа родного края

Географическое положение, природные особенности (рельеф, климат, почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и озера). Летопись родного края. Культурно-исторические и природные достопримечательности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.

Просмотр видеофильма о малой родине.

Практические занятия. Экскурсия в городской краеведческий музей. Экскурсия по исторической части города. Экскурсия по территории заказника местного значения «Луковая гора».

Информацию об объектах экскурсионного маршрута на местности целесообразно распределить между учащимися, которые и выступят в роли экскурсоводов на отдельных этапах маршрута, при обязательном контроле педагога.

 

2 Топографическая подготовка туриста и ориентирование на местности

Понятие «ориентирование». Определение сторон горизонта. Компас, его назначение, устройство и работа.

Виды карт, топографическая карта, масштабы. Топографические знаки. Ориентиры на карте и местности. Типы ориентиров. Способы ориентирования. Ориентирование на местности: работа с картой и компасом, определение точки своего стояния, действия в случае потери ориентира. Способы определения расстояний на местности. Азимут, способы его определения. Движение по азимуту. Азимутальный ход.

Практические занятия. Игры на запоминание условных знаков (топографическое лото, домино и т.д.). Работа с учебной топографической картой (выполнение заданий по определению направлений движения, маршрута, словесное описание местности – чтение карты).

Игры и учебные соревнования на местности. Ориентирование на местности: работа с картой и компасом, определение точки своего стояния, действия в случае потери ориентирования, определение сторон горизонта по компасу. Определение азимута по карте. Определение азимута на предмет. Движение по азимуту. Ориентирование на местности по карте. Способы определения расстояний на местности. Чтение карты и её правильное ориентирование.

Зачетное занятие по теме. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме «Топографическая подготовка туриста» – «Штурман».

 

3 Подготовка туристского похода

Виды туристских походов. Требование к участникам туристского похода. Определение целей и задач, района похода. Распределение обязанностей между участниками группы. Туристские должности в походе. План подготовки к походу. Ознакомление с районом путешествия. Подбор литературы и карт. Нормы переходов. Подготовка туристского снаряжения. Обувь для похода. Одежда для похода. Медицинская аптечка. Средства личной гигиены. Разработка маршрутов одно-, двухдневного похода. Ознакомление с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися». Смета путешествия. Обеспечение безопасности на маршруте.

Практические занятия. Разработка планов подготовки путешествия. Подготовка сообщений и докладов по теме и району похода. Разработка проектов маршрута. Составление вариантов смет. Исполнение каждым участником различных обязанностей в одно-, двухдневных походах.

4 Общая и специальная физическая подготовка туриста

Виды туристской подготовки. Разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья. Краткие сведения о строении человеческого организма. Физическая подготовка туриста. Специальная подготовка туриста. Самоконтроль туриста. Физическая подготовка туриста. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Общая физическая подготовка (ОФП) для развития всех систем организма. Специальная физическая подготовка (СФП) для определенных видов туризма и соревнований. Техника ходьбы.

Практические занятия. Выполнение комплекса упражнений для утренней зарядки. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на укрепление основных мышц организма. Спортивные и подвижные игры. Разминка, заминка. Общая физическая подготовка. Упражнения для пояса верхних конечностей, упражнения для туловища (развитие мышц спины и пресса), упражнения для ног. Беговая подготовка. Упражнения для развития выносливости, ловкости, координации движений, гибкости. Выполнение комплекса упражнений ОФП для развития: силы рук, ног, гибкости и силы мышц туловища. Упражнения на растягивание и расслабление. Упражнения в равновесии (ходьба по узкой опоре – ребро гимнастической скамейки, бревно и т.п. в сочетании с различными движениями руками, наклонами, приседаниями). Выполнение комплекса упражнений СФП для развития скоростно-силовой выносливости, специальной выносливости, глубокого ритмичного дыхания, выработки равномерного шага, внимания и воли.

Знятия в спортивном зале (подвижные игры, эстафеты. Занятия на скалодроме (траверс, подъем, спуск). Кроссы. Выполнение контрольных нормативов по физподготовке.

Занятия на местности – учебно-тренировочные выхоы с отработкой навыков движения туристской групыы, формирования выносливости при выполнении нормативов дневного перехода.

 

5 Туристское снаряжение (личное, групповое)

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Назначение, требования к туристскому снаряжению. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия.

Личное снаряжение. Виды рюкзаков, спальников, ковриков. Требования к походной одежде и обуви. Список необходимых личных вещей для похода, их особые характеристики. Упаковка рюкзака для похода (правильная, в том числе и с точки зрения гигиены, его укладка и упаковка; индивидуальная регулировка рюкзака). Уход за личным снаряжением и его своевременный ремонт. Предметы личной гигиены юного туриста (полотенце, мыло в футляре, зубная щетка в футляре, зубная паста и пр.).

Групповое снаряжение. Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и тентов, правила ухода за ними и их ремонт. Колышки и стойки для палатки и уход за ними. Установка палатки. Способы установки тента. Костровое снаряжение (котелки, таганок, костровые стойки, костровый тросик, саперная лопатка, топоры, пилы, рукавицы) и кухонное (клеенка, половники, ножи, терки, мешки и пакеты для упаковки продуктов). Комплектование ремонтного набора.

Практические занятия. Составление списков личного и группового снаряжения. Укладка рюкзака. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака. Установка палаток и тента. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Игра-состязание «Собери рюкзак», «Установка палатки и тента на время».

Зачетное занятие по теме. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме «Туристское снаряжение».

 

6 Техника и тактика в походе

Техника туризма: определение и классификация. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Понятие о технике и тактике пешеходного туризма. Ритм движения, величина переходов. Подробная характеристика естественных препятствий, встречающихся в пешем походе: лесные и кустарниковые заросли, бурелом, крутые склоны, заболоченная местность, водные преграды. Техника движения в различных условиях.

Движение по тропам и травянистым склонам. Принципы экономии сил. Рациональная техника ходьбы. Приемы преодоления невысоких препятствий, приемы движения на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта.

Движение группы по болотам. Типы болот и признаки их проходимости. Способы преодоления болот различного типа. Взаимопомощь. Оказание помощи увязшему в болоте. Устройство приспособлений для перехода через болото.

Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, булинь, академический, встречный, схватывающий, грейпвайн, штыковой, рифовый.

Практические занятия. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется». Отработка навыков преодоления препятствий.

Занятия на учебной дистанции по обучению навыкам преодоления препятствий на местности: пере­права по кочкам и гатям, подъем и спуск с крутого склона, переправа по бревну, с помощью маятника, переправа по параллельным веревкам. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Учебно-тренировочные выходы на местность с отработкой навыков преодоления препятствий на местности: болото, ручей, завал, склон, овраг.

Зачетное занятие. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме – «Техника туризма».

 

7 Организация привалов и ночлегов в походе

Виды привалов. Ночёвки и днёвки. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Типы костров и их характеристика. Костровое оборудование. Выбор места кострища и его устройство. Выбор и сбор топлива для костра: сухостоя, хвороста и валежника. Тушение костра и восстановление мест кострищ. Топоры, пилы – хранение и переноска. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей.

Практические занятия. Игра-соревнование в спортивном зале «Организация походного бивака туристской группы». Распределение и выполнение должностных обязанностей между членами туристской группы. Проверка комплектации палатки перед выходом. Установка туристских каркасных 2-4 местных палаток в спортивном зале (крепление туристскими узлами за горизонтальные опоры). Снятие палатки и ее упаковка для транспортировки.

Практические занятия на местности. Выбор места для костра и его обустройство. Разведение костра костровым из заготовленного топлива и растопки. Установка палаток.

Учебно-тренировочные выходы, походы выходного дня, двухдневный поход с отработкой навыков организации бивуака.

Зачетное занятие. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» – «Бивуак».

 

8 Организация питания в походе

Значение, режим и особенности питания в однодневном, многодневном походе. Питьевой – водно-солевой режим. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Энергетические затраты и их компенсация. Витамины, белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Продуктовый набор для питания в походном мероприятии. Походное меню. Упаковка и транспортировка про­дуктов. Туристская посуда. Уход за котлами. Основные приемы и технологии приготовления блюд туристской кухни. Приготовление пищи на костре. Техник безопасности при приготовлении пищи на костре.

Завхоз по питанию туристской группы и его обязанности. Дежурные повара, их обязанности и организация дежурства.

Практические занятия. Составление меню для однодневного, двухдневного туристского похода с расчетом требуемых продуктов.

Практические занятия на местности – учебно-тренировочные выходы с отработкой навыков приготовления пищи на костре.   

 

9 Гигиена туриста в походе и оказание доврачебной медицинской помощи

Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность – основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы за соблюдение мер безопасности.

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиена одежды и обуви. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Способы контроля самочувствия, самоконтроль.

Состав медицинской аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Хранение и транспортировка аптечки. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Помощь при различных травмах. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся, ядовитые растения. Пищевое отравление и желудочные заболевания. Промывание желудка. Транспортировка пострадавшего. Правила наложения жгута, тугой повязки. Обработка ран.

Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной безопасности, работы у костра.

Практические занятия. Применение средств личной гигиены в походах, во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок. Уход за одеждой и обувью.

Формирование медицинской аптечки.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, потертостях, коло-резанной ране, при обмороке, тепловом ударе, при укусах насекомых, клещей, отравлении, ожоге.

Изготовление носилок, способы транспортировки пострадавшего.

Игра «Айболит» (необходимая доврачебная обработка и наложение простых повязок на конечности).

Зачетное занятие. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме – «Доврачебная помощь в походе».

 

10 Проведение походов, подведение итогов

Практические занятия. Организация и проведение походов выходного дня, многодневных походов. Проведение спортивных походов 1 и 2 степени сложности. Подведение итогов похода. Сушка, ремонт снаряжения, подготовка отчёта о походе.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы объединения по интересам за год. Планирование летних походных мероприятий. Определение учащихся, переводящихся на следующий год обучения.

Игра-соревнование «Находчивый турист».

 

Программа «Путник». Второй год обучения

Учебно-тематический план

 

 

Раздел

Количество часов

всего часов

в том числе

теорети-ческих

практи-ческих

 

Вводное занятие. Обучение мерам безопасности

2

2

 

1.

История и природа родного края

24

4

20

2.

Подготовка туристского похода

10

4

6

3.

Туристское снаряжение (личное, групповое, специальное)

14

2

12

4.

Организация привалов и ночлегов в походе

32

4

28

5.

Организация питания в спортивном туристском походе

12

4

8

6.

Топографическая подготовка и ориентирование на местности

28

6

22

7.

Общая и специальная физическая подготовка туриста

50

4

38

8.

Техника и тактика в туризме

34

4

30

9.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Транспортировка пострадавшего

16

4

12

10.

Проведение занятий на местности, походов, подведение итогов

64

 

64

 

Итоговое занятие

2

2

 

 

Всего

288

40

248

 

Содержание образовательной области программы

Вводное занятие. Обучение мерам безопасности

Планирование работы объединения по интересам на учебный год. История развития туризма в Беларуси. Спортивный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму. Роль туризма в формировании личности. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Соблюдение мер безопасности в походе. Техника безопасности на занятиях.

Просмотр видеофильмов из походной практики педагога.

Вопросы безопасного поведения рассматриваются через решение ситуативных задач.

 

1 История и природа родного края

Наиболее интересные места для проведения походов по территории Беларуси. Маршруты походов. Наиболее значимые памятники истории, природы, культуры Могилевщины, Беларуси. Краеведческая работа в походе. Выполнение краеведческих заданий в рамках спортивного похода. Дневник наблюдений.

Практические занятия. Ведение краеведческих наблюдений и их отражение в дневнике в рамках походных мероприятий.

Экскурсии и походы выходного дня по территории района, области, республики с посещением наиболее значимых туристско-экскурсионных объектов.

 

2 Подготовка туристского похода

Виды туристских походов. Комплектование групп. Определение целей и задач, района похода. Распределение обязанностей между участниками группы. Разработка плана и маршрута спортивного похода. Работа с картографическим материалом, литературой, источниками интернета. Подготовка туристского и специального снаряжения спортивного похода различной степени сложности, категории. Медицинская аптечка. Средства личной гигиены. Составление продуктовой раскладки и закупка продуктов. Требование к участникам спортивного похода. Оформление отчёта о пройденном маршруте. Обеспечение безопасности на маршруте.

Практические занятия. Определение целей и задач, района похода. Составление продуктовой раскладки и закупка продуктов. Разработка маршрута и плана похода. Подготовка снаряжения.

 

3 Туристское снаряжение (личное, групповое, специальное)

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в эксплуатации и транспортировке. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему: практичность, удобство и пр. Особенности личного снаряжения при организации спортивного похода. Личная аптечка и ремонтный набор. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Снаряжение для зимнего туризма (палатка «Зима» и печка). Маршрутные документы и туристские схемы и карты. Навигационное оборудование и снаряжение. Специальное снаряжение (веревки, карабины) и требования, предъявляемые к нему. Уход за снаряжением, сушка и ремонт. Обязанности фотографа, видеооператора, дежурных по кухне, реммастера туристской группы. Обязанности заведующего снаряжением группы. Распределение снаряжения между участниками похода, прогулки.

Практические занятия. Подбор снаряжения в зависимости от сложности вида туризма, маршрута, климата района путешествия и продолжительности похода. Проверка состояния снаряжения и его ремонт. Укладка рюкзака для спортивного многодневного похода, размещение снаряжения в рюкзаке. Упаковка и распределение группового снаряжения между участниками спортивного похода. Выполнение завхозом по снаряжению своих обязанностей в период подготовки туристского мероприятия, во время его проведения и по его завершении. Составление командиром и завхозом перечня необходимого группового снаряжения для туристского похода (зимнего и летнего). Ремонт личного и группового снаряжения.

Игра-сбор для выяснения и корректировки умения воспитанников готовиться к участию в туристских мероприятиях.

Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага, кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды, приспособлений для сушки обуви одежды.

Игра-состязание «Как и чем? отремонтировать личное снаряжение?» (выбор способов штопки, наложения заплат, заклеивания, пришивания пуговиц или ремонта молний, пришивание лямок или тесемок, ремонт обуви).

Организация ремонта группового снаряжения ремонтным мастером и членами туристской группы. Изготовление обуви или одежды, посуды из подручных материалов.

Зачетное занятие по теме. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме «Туристское снаряжение второго года обучения» – «Бивуак».

 

4 Организация привалов и ночлегов в походе

Планировка лагеря. Организация бивуака. Противопожарные меры. Оборудование бивака. Требования к месту бивака (наличие питьевой воды, удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев, комфортность: непродуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама)

Организация бивака в безлесной зоне, горах. Установка палатки в различных условиях. Бивак из подручных средств. Построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Организация дежурства для поддержания костра. Соблюдение правил безопасности при работе у костра.

 Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае Требования к бивакам в межсезонье и зимнем походе (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность).

 Устройство и оборудование бивака в зимнем походе: кострище, место для приема пищи, для отдыха, для гигиены и умывания, для забора воды (снега) и мытья посуды. Особенности разведения костра в зимнем походе.

 Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Использование походной газовой горелки, техника безопасности работы с ней.

Охрана природы в туристском походе. Правила заготовки дров для костра (печки) в зимнем лесу. Уборка места бивака туристской группой. Утилизация пищевых и бытовых отходов.

Использование и организация костров: «нодья», «звездный», их назначение. Заготовка дров, их разделка с соблюдением мер безопасности. Заготовка растопки для костра и ее хранение. Упаковка спичек и сухого горючего.

Практические занятия. Установка палаток «Двускатная» и «Зима» в спортивном зале (крепление туристскими узлами за горизонтальные опоры). Снятие палатки и ее упаковка для транспортировки.

Практические занятия на местности. Выбор места для костра и его обустройство. Разведение костра костровым из заготовленного топлива и растопки в сложных погодных условиях.

Изготовление простейших укрытий от дождя, ветра в лесу, у реки из подручных средств (шалаш, навес, ветрозащитная стенка). Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря.

Учебно-тренировочные выходы и походы, походы выходного дня, двух-трехдневный поход с отработкой навыков организации бивуака.

 

5 Организация питания в спортивном туристском походе

Особенности и виды режимов питания в спортивном туристском походе. Основные продукты питания для приготовления пищи в походе. Составление меню для спортивного категорийного туристского похода с расчетом требуемых продуктов и их количества. Хранение продуктов. Изменения режима питания в зависимости от условий дневного перехода. Нормы закладки продуктов. Оптимальные рецепты туристской кухни. Значение правильной организации питания в сложных условиях. Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Способы добычи и обеззараживания воды. Съедобные растения.

Практические занятия. Составление меню, списка продуктов и количественной раскладки на многодневный поход.

Практические занятия на местности, походы выходного дня, степенные спортивные походы с отработкой навыков дежурства по кухне и приготовления пищи в полевых условиях на костре.

 

6 Топографическая подготовка и ориентирование на местности

Карта топографическая и спортивная. Условные знаки карт. Рельеф и его изображение. Горизонтали. Сетка карты. Магнитные меридианы. Простейшие приемы зарисовки местности в туристском походе. Определение азимута на предмет. Движение по карте при помощи компаса. Прохождение маршрута по ориентированию по азимуту. Направляющий, контролирующий участники; правила построения цепочки при движении группы по азимуту. Отслеживание расстояний. Измерение расстояний по карте и на местности. Измерение расстояний на местности временем движения, парами шагов. Выбор оптимального пути движения.

Особенности ориентирования на местности в видах туризма. Ориентирование по местным приметам, Солнцу, звездам.

Использование GPS– навигации. Интернет ресурсы, программы навигации, их использование в рамках походного мероприятия. Обязанности топографа и штурмана туристской группы.

Практические занятия. Рисовка основных условных знаков спортивных и топографических карт. Топографический диктант, кроссворды. Чтение карт. Сбор карты (мозаики) по образцу. Составление легенды движения группы из набора условных знаков. Движение по карте с использованием форм рельефа, линейных ориентиров. Движение по маршруту с использованием GPS– навигации.

Игра «Найди клад» с использованием компаса (определение по азимутам). Прохождение дистанции группами по 4–5 человек.

Участие в учебных соревнованиях по спортивному ориентированию.

 Зачетное занятие по теме. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме «Топографическая подготовка туриста второго года обучения» – «Штурман».

 

7 Общая и специальная физическая подготовка туриста

Виды туристской подготовки. Краткие сведения о строении человеческого организма. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведение о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Центральная и периферическая нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность. Врачебный контроль и самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о “спортивной форме”, утомление, тренировка. Дневник самоконтроля. Развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туриста. Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрута. Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсмена, в успешном овладении тактикой и техникой туризма. Роль и значение специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки.

Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям

Практические занятия. Воспитание необходимых навыков средствами специальной подготовки: силы, ловкости, гибкости, скорости. Самоконтроль туриста. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Упражнения на укрепление основных мышц организма. Спортивные и подвижные игры. Упражнения для пояса верхних конечностей, упражнения для туловища (развитие мышц спины и пресса), упражнения для ног. Беговая подготовка. Упражнения для развития выносливости, ловкости, координации движений, гибкости. Выполнение комплекса упражнений ОФП для развития: силы рук, ног, гибкости и силы мышц туловища. Упражнения на растягивание и расслабление. Выполнение комплекса упражнений СФП для развития равновессия, скоростно-силовой выносливости, специальной выносливости, глубокого ритмичного дыхания, выработки равномерного шага, внимания и воли.

Знятия в спортивном зале (подвижные игры, эстафеты. Занятия на скалодроме (траверс, подъем, спуск). Кроссы. Выполнение контрольных нормативов по физподготовке.

Занятия на местности – учебно-тренировочные выхоы, походы выходного дня с отработкой навыков движения туристской группы в различных погодных и природных условиях , формирования выносливости при выполнении нормативов дневных переходов.

 

8 Техника и тактика в туризме

Техника туризма: определение и классификация. Виды естественных препятствий на маршруте и их преодоление. Техника страховки. Техника бивачных работ. Техника движения в спортивном категорийном походе. Роль смены направляющих и замыкающих. Организация разведки, связь с ней.

Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Способы преодоления болот различного типа. Взаимопомощь. Оказание помощи увязшему в болоте. Устройство приспособлений для перехода через болото.

Пере­права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Наведение переправ (гати, по бревну, по параллельно натянутым верёвкам, маятниковой веревкой). Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.

Узлы и их применение в туризме. Узлы: брам-шкотовый, двойной проводник, австрийский проводник, булинь, встречный, стремя, грейпвайн, штыковой, рифовый.

Тактические приемы в организации преодоления препятствий на местности и движения группы в спортивном походе.

Практические занятия. Игра-соревнование на завязывание и применение узлов. Отработка навыков наведения переправ.

Занятия на учебной дистанции по обучению навыкам преодоления препятствий на местности: наведение переправы и пере­права по кочкам и гатям, подъем и спуск с крутого склона, наведение и переправа по бревну, с помощью маятника, наведение и переправа по параллельным веревкам.

Учебно-тренировочные выходы на местность с отработкой навыков наведения переправ и преодоления препятствий на местности: болото, ручей, завал, склон, овраг.

Зачетное занятие. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме второго года обучения – «Техника туризма с наведением переправ».

 

9 Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Транспортировка пострадавшего

Способы закаливания организма. Работа санитара в туристской группе. Простейшие приемы самомассажа и их выполнение после физических упражнений. Ведение дневника наблюдений за самочувствием. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, досмотр ног и обуви во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Личная гигиена туриста, значение водных процедур. Роль закаливания организма в повышении сопротивляемости простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем.

Состав походной аптечки в спортивном походе. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Лекарственные растения, возможность их использования в походах. Сбор, обработка и хранение лекарственных растений. Заболевания и травмы, связанные с участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, удушье, попадание в лавину, утопление.

Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, способы наложения повязок. Первая помощь при переломах. Помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Измерение температуры, пульса, артериального давления. Согревающие процедуры (грелки, компрессы), охлаждающие процедуры (компрессы, пузыри со льдом). Правила наложения шин, иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки из подручных материалов.

Практические занятия. Комплектация аптечки, Оказание первой медицинской помощи при различных травмах и заболеваниях, обработка и перевязка ран, наложение жгута, шины. Организация транспортировки пострадавшего при различных травмах. Способы транспортировки. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях похода. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок, спецполотна. Транспортировка пострадавшего на пересеченном рельефе. Взаимопомощь при транспортировке пострадавшего. Изготовление носилок, волокуш, способы транспортировки пострадавшего с использованием подручных средств.

Туристская ролевая игра «Походный медик»

Зачетное занятие. Прохождение учебного маршрута в рамках соревнований «Властелин леса» с выполнением заданий по теме второго года обучения – «Доврачебная помощь в походе».

 

10 Проведение занятий на местности, походов, подведение итогов

Практические занятия. Организация и проведение походов выходного дня, многодневных походов. Проведение спортивных походов 1-3 степени сложности. Подведение итогов похода. Сушка, ремонт снаряжения, подготовка отчёта о походе.

Организация и проведение спортивного туристского пешеходного похода 1 категории сложности (вне сетки часов, во время летних каникул в рамках летнего оздоровления).

 

Итоговое занятие

Подведение итогов работы объединения по интересам за год. Планирование летних походных мероприятий. Определение учащихся, переводящихся на следующий год обучения в рамках программы повышенного уровня.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы первого года обучения учащиеся

должны знать:

– правила безопасности при проведении походного мероприятия;
– способы ориентирования на местности;
– правила разбивки бивуака и приготовления пищи на костре;
– способы преодоления препятствий и тактику движения на маршруте;

должны уметь:

Развиваемое
физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

мальчики

девочки

Скоростные качества

Бег 60 м (не более 12 с)

Бег 60 м (не более 12,9 с)

Скоростно-
силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Прыжок в длину с места (не менее 125 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 20 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 15 см)

Выносливость

Бег на 1 км
(не более 6 мин 10 с)

Бег на 1 км
(не более 7 мин 50 с)

Координация

Челночный бег 3х10 м (не более 10,3 с)

Челночный бег 3х10 м
(не более 10,9 с)

Вращение вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелке за 4 с, с последующим прохождением по прямой линии (не менее 3 оборотов в каждую сторону)

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя с выпрямленными ногами на полу (пальцами рук коснуться пола)

Силовые качества

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 10 раз)

Сгибание и разгибаниерук в упоре лежа на полу (не менее 5 раз)

Подтягивание из виса
на высокой перекладине (не менее 7 раз)

Подтягивание из виса лежа на
низкой перекладине (не менее 2 раз)

Силовая
выносливость

Подъем туловища
лежа на спине (не менее 15 раз)

Подъем туловища
лежа на спине(не менее 10 раз)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 1мин)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 30с)

– составлять план путешествия и разрабатывать маршрут похода;
– ориентироваться на местности;
– владеть приемами оказания простейшей первой помощи пострадавшему;    
– применять навыки безопасного поведения на учебных занятиях, улицах, дорогах, водоемах, в лесу;
– соблюдать этические нормы поведения в общественных местах;
– организовывать бивак в полевых условиях;
– с помощью руководителя готовить пищу на костре;
– ремонтировать небольшие поломки в снаряжении;
– пользоваться пилой и топором под присмотром руководителя;
– оказывать первую медицинскую помощь при поверхностных ранениях;
– выполнять обязанности по должности;
– преодолевать несложные естественные препятствия;
– укладывать рюкзак;
– знать порядок выполнения бивачных работ;
– убирать место лагеря.

После освоения программы первого года обучения учащиеся должны обладать умениями и навыками для участия в пешеходном спортивном походе I–II степени сложности.

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки на этапе начальной подготовки 1-й года обучения

В результате освоения программы 2-го года обучения учащиеся

должны знать:

– грамотное распределение физической нагрузки на тренировках;
– технику безопасности при заготовке дров и разведении костра;
– организацию страховки и самостраховки в походах и на тренировках;
– состав медицинской аптечки, правила ее хранения и транспортировки;
– правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
– правила наложения жгута и повязок;

должны уметь:

– выполнять основные упражнения, разрабатывающие двигательные качества человека: быстроту, силу, ловкость, выносливость;
– оказывать первою медицинскою помощь;
– выполнять транспортировку пострадавшего;
– ориентироваться на незнакомой местности с помощью карты, компаса;
– владеть приемами ориентирования с помощью GPS-навигации;
– владеть приемами установки палатки, заготовки дров, приготовления пищи в различных условиях;
– выполнятьработы по организации безопасного быта и личной гигиены в рамках спортивного похода;
– владеть приемами стирки и сушка одежды в походе;
– владеть приемами организации простейших переправ при преодолении препятствий в пешеходном походе.

После освоения программы второго года обучения учащиеся должны принять участие в пешеходном спортивном походе 3-й степени сложности и пешеходном походе 1-й категории сложности.

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки на этапе начальной сециальзации 2-й год обучения

Контрольные упражнения (тесты)

Мальчики

Девочки

Бег 60 м (не более 10 с)

Бег 60 м (не более 12 с)

Прыжок в длину с места (не менее 135 см)

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 22 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 17 см)

Бег на 1 км
(не более 6 мин)

Бег на 1 км
(не более 6 мин 50 с)

Челночный бег 3х10 м (не более 10 с)

Челночный бег 3х10 м (не более 10,5 с)

Вращение вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелке за 4 с, с последующим прохождением по прямой линии (не менее 4 оборотов в каждую сторону)

Наклон вперед из положения стоя с выпрямленными ногами на полу (ладонями рук коснуться пола)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 20 раз)

Сгибание и разгибаниерук в упоре лежа на полу (не менее 8 раз)

Подтягивание из виса
на высокой перекладине
(не менее 10 раз)

Подтягивание из виса лежа на
низкой перекладине (не менее 3 раз)

Подъем туловища
лежа на спине (не менее 20 раз)

Подъем туловища
лежа на спине(не менее 15 раз)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 1,5 мин)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 1мин)

     

 

Контроль и оценка компетенций учащихся в рамках формирования функциональной грамотности

 

Освоенные компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

1.Тематические (в рамках изучения программного материала)

Знает основные понятия, процессы и ключевые позиции в теории и практике туризма.

Входной, текущий, итоговый контроль.
Практические занятия.

Знает и применяет
туристские навыки.

Практические, зачетные занятия.
Походы выходного дня.
Учебные туристские соревнования.

Объясняет причины и следствия событий, действий.
Применяет туристские и краеведческие знания в социальной практике.

Тематическое тестирование.
Практические занятия.
Зачетные туристские соревнования.

Применяет
полученные знания в практической деятельности походного мероприятия, на соревновании.
В нестандартной ситуации креативно преломляет знания, умения, навыки.
Демонстрирует новые, нестандартные подходы в решении проблемы, задачи, ситуации.

Спортивное походное мероприятие
Походы I–III степени степени сложности.
Пешеходный поход I категории сложности.

2. Ценностно-смысловые
компетенции

Умеет принимать
решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков.

Самостоятельная внеаудиторная деятельность.
Методы проблемного обучения. Решение ситуационных задач, участие в соревнованиях.
Походные мероприятия.

3. Обще-культурные
компетенции

Умеет получать
и использовать знания
в области национальной
и общечеловеческой
культуры; духовно- нравственных основах жизни человека;
о культурологических основах семейных,
социальных, общественных
явлений и традиций.

Наблюдение, анализ, оценка педагогом выполнения практических, самостоятельных заданий, выполнение походных обязанностей.
Дискуссия.
Ролевая игра.
Туристские соревнования.
Походное мероприятие.

4.Учебно-познавательные
компетенции

Умеет работать с текстом. Анализирует учебную информацию.

Анализ текстов.
Поиск информации.

Составляет план.
Оценивает учебную информацию.
Делает выводы.

Составление плана решения ситуационных задач,
практических работ поискового и исследовательского характера. Самостоятельное выполнение краеведческих заданий.

Понимает причинно– следственные связи.

Реализация роли экскурсовода при прохождении туристского маршрута.

5. Информационные
компетенции

Владеет современными средствами информации и информационными технологиями.
Умеет производить поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и осуществлять
ее передачу.

Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, составление планов к тексту, построение
схем, планов, смет.
Подготовка рефератов.
Разработка маршрутов.

6. Коммуникативные
компетенции

Умеет выступать перед аудиторией, давать
монологический ответ, вести беседу,
взаимодействовать в группе.

Фронтальные опросы. Эвристические беседы.
Защита проектов (рефератов, презентаций, докладов).
Дискуссии.
Ролевая и деловая игра. Анкетирование.

7. Социально-трудовые
компетенции

Умеет выполнять работу в рамках походной должности.
Осознает
необходимость и значимость труда,
который он выполняет.
Умеет анализировать ситуацию в туристском коллективе во время похода, действовать в
соответствии с личной и общественной выгодой.
Владеет этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений.

Задания с правовой, экономической
и профориентационной
Направленностью.
Метод проектов.
Проведение обсуждения результатов походного мероприятия.

8. Компетенции личностного
самосовершенствования

Владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании.

Практико-ориентированные,
имитационные задания «ситуация»
+ «роль».
Творческие задания.
Походы выходного дня.
Спортивный походы I–III степени и I категории сложности.

 

Проявляет
психологическую грамотность, культуру мышления и поведения.

Рефлексия и самооценка. Психологическое анкетирование.
Подведение итогов походного мероприятия.

  

Формы подведения итогов реализации программы 

Отслеживание результатов освоения содержания образовательной области программы по каждому году обучения осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления учащимися знаний и опыта проводятся учебные игры, соревнования внутри объединения по интересам по темам программы по формированию туристских навыков, которые применяются в реальном походном мероприятии, как форма оценки результатов освоения материала.

Основной формой промежуточного контроля является участие в зачетных мероприятиях «Властелин леса» по конкретной теме программного материала.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется в форме опроса, сдачи контрольных нормативов, выполнения практических заданий.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются походные мероприятия: для 1 года обучения – пешеходный поход 1-2-й степени сложности; для второго года обучения – 3-й степени сложности 1-й категории сложности.

 

Формы и методы реализации программы

Ведущей формой реализации программы является походное мероприятие: учебно-тренировочное занятие на местности, поход выходного дня, степенные походы, практические занятия на местности, спортивном зале или классе.

В теплое время года занятия главным образом проходят на открытом воздухе, в холодное время года и в плохую погоду – в спортивном зале или учебном кабинете.

При реализации программы используются следующие методы:

– методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция);
– методы организации деятельности (приучение, практическая работа, упражнение, работа с литературой, интернет-источниками, самостоятельная работа, круговая тренировка);
– методы стимулирования деятельности (участие в туристских мероприятиях, перспектива, ситуация успеха);
– среди интегрированных организационных форм выделяются экскурсии, слеты, учебно-тренировочные сборы;
– методы контроля и оценки деятельности (опрос; наблюдение; анализ результатов деятельности; анализ результатов зачетных мероприятий; обсуждение итогов проведенных походных мероприятий, спортивных походов; самоанализ; диагностика).

Теоретические знания преподаются с элементами лекций, бесед и т.п. непосредственно на учебном занятии. Теория органично связана с практикой.

Практическая часть занятия в системе подготовки туриста на любом уровне закрепляет полученные теоретические знания и формирует определенные умения и навыки через проведение учебно-тренировочных выходов, учебно-тренировочных сборов, походов (однодневных, многодневных), спортивно-массовых мероприятий, спортивных и интеллектуальных игр.

Походная деятельность является важнейшим компонентом в системе подготовки туриста и выступает одновременно как цель, форма, средство и метод спортивной подготовки. В начале учебного года педагог составляет календарь походных мероприятий.

 

Литература и информационные ресурсы

1 Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-З)
2 О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-3: принят Палатой представителей 5 декабря 2013 г.: одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 г.: в Закон с 9 января 2018 г. изм. и доп. не вносились / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 48 с.
3 Об утверждении единой спортивной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь: утверждено Министерством спорта и туризма Респ. Беларусь 31.08.2018 г. № 61 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 273 с.
4 Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческий профиль) [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, 06.09.2017, №123 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 28.03.2018.
5 Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007г. № 35а: текст по состоянию на 1 дек. 2008 г. – Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2008.
6 Ганопольский, В.И. Уроки туризма / В.И.Ганопольский. – Минск : НМЦентр, 1998.
7 Константинов, Ю.С. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие / Ю.С.Константинов, В.М.Куликов – М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
8 Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста / А.А.Коструб. – М., Профиздат, 1997.
9 Литвинович, В.М. Организация и проведение походов: метод. рекомендации / В.М.Литвинович, Л.И.Маськов, А.Г.Васильева. – Минск : АФВиС, 2000. – 95 с.
10 Правила проведения туристских походов: Постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь от 15 авг. 2006 г. № 26: текст по состоянию на 1 дек. 2008г. – Минск: РУМЦ ФВН, 2008. – 11 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий