Автор делится опытом использования приемов технологии развития критического мышления для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на различных этапах урока.
Ольга СОЛОВЕЙ,
учитель биологии
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на различных этапах урока использую разнообразные приёмы технологии развития критического мышления.
На этапе целеполагания для обучения учащихся правильной формулировке и постановке целей урока активно использую прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Он предполагает работу с таблицей. При изучении темы учащимся предлагаю заполнить 1-ю графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2-ю графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3-ю графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Также на этапе целеполагания использую прием «Ключевые слова». Определяю несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. Записываю их на доске. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.
Например, на уроке в 7-м классе по теме «Лишайники» предлагаю составить предложение из следующих слов: гриб, водоросль, лишайник, симбиоз, автогетеротрофный организм (Лишайник — это автогетеротрофный организм, симбиоз гриба и водоросли). Затем учащимся предлагаю предположить, о чем пойдет речь на уроке и какую цель мы ставим.
На этапе изучения нового материала использую прием «Восстанови текст», который формирует навыки работы с текстом с последующим его анализом. Учащимся предлагаю учебный текст, в котором имеются пропуски. Необходимо восстановить текст, затем сравнить с образцом и проанализировать полученную информацию.
Например, на уроке в 7-м классе по теме «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы и их многообразие»: «Шляпочные грибы − это грибы, у которых … разделено на … и … Их … живет в почве, древесине, лесной подстилке. Размножается гриб при помощи …».
Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста, что способствует повышению учебно-познавательной компетенции учащихся. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок «+», «–», «?».
Например, таблица «Общая характеристика голосеменных растений»:
Утверждения |
+ |
– |
? |
У голосеменных растений семена защищены только семенной кожурой |
|
|
|
У большинства голосеменных есть шишки, которые состоят из удлиненной оси и чешуй |
|
|
|
У сосны шишки мясистые, срастаются между собой, образуя «шишкоягоды» |
|
|
|
У большинства голосеменных листья игловидные или чешуевидные |
|
|
|
Хвойные растения не имеют камбия, древесины и сердцевины |
|
|
|
Далее, используя учебный текст, ребята находят подтверждение или опровержение утверждений, что позволяет формировать у них умения отличать факты от домыслов.
Прием «Текст – объект (процесс – явление)» использую на этапе изучения нового материала или контроля знаний с целью развития умений и навыков анализа учебного текста учащимися. Предлагаю найти в тексте информацию о предложенном на фото (картинке, слайде) объекте (процессе, явлении), прочитать и выписать главное.
Прием «Перевертыши» использую для лучшего запоминания основных терминов и понятий.
Например, при изучении темы «Сообщества живых организмов» в 6-м классе на этапе закрепления нового материала предлагаю учащимся составить слово из предложенного набора букв (и о б ц н е з о – биоценоз, в а р т о о т ы ф – автотрофы).
На этапе закрепления изученного материала эффективно использую прием «Белая ворона», который позволяет развивать логическое мышление, умения и навыки анализа и синтеза информации.
Так, на обобщающем уроке в 7-м классе по теме «Ткани растений» записываю ряд терминов: древесина, ксилема, эпидермис, ризодерма, флоэма, ризоиды. Учащимся необходимо найти лишний термин и объяснить, почему он является лишним.
С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ. Этот прием активно применяю на этапе закрепления новых знаний.
Например, тема «Сообщества живых организмов».
Текст |
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Живые организмы в сообществах связаны друг с другом прежде всего пищевыми связями. Как известно, основу любого биоценоза составляют растения, которые, используя солнечную энергию, из неорганических веществ создают органические. Органические вещества служат пищей не только самим растениям, но и другим (гетеротрофным) организмам. |
Верно ли, что живые организмы связаны друг с другом пищевыми связями? |
Что называют пищевыми связями? |
Прием «перепутанные логические цепочки» способствует формированию умений устанавливать причинно-следственные связи.
Например: Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения – тюльпан красный, начиная с наименьшего таксона (Класс Однодольные Тюльпан красный Отдел Покрытосеменные Семейство Лилейные Род Тюльпан). Данный прием использую как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления новых знаний.
На этапе рефлексии использую прием «Синквейн» − это «стихотворение», которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному вопросу. Этот прием можно использовать и на этапе домашнего задания.
Например, синквейн по теме: «Стебель» в 7-м классе.
1) Стебель.
2) Прямостоячий, вьющийся.
3) Проводит. Запасает. Фотосинтезирует.
4) Стебель − осевая часть побега.
5) Побег.
Для активного повторения и самооценки познавательной деятельности учащимися использую прием «Письмо по кругу». Он помогает определить и спланировать направления для дальнейшего изучения. Для этого группам выдаю листы, на каждом из которых записан свой вопрос: Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы хотели еще узнать?
Прием «Кластер» использую в основном на этапе закрепления изученных знаний и рефлексии. Он позволяет систематизировать и обобщить основные понятия темы. Кластер (гроздь) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает рядом равнозначных признаков. Выделяю ключевое понятие. Далее учащиеся составляют кластер, отражающий имеющиеся у них представления по изучаемой теме.